Критериальный анализ текста. В предыдущей главе были выделены пятнадцать критериев, по которым определяется проецирование идеальной формы подростничества в тексте
В предыдущей главе были выделены пятнадцать критериев, по которым определяется проецирование идеальной формы подростничества в тексте. Эти критерии далее не будут разбиваться на более конкретные единицы – они есть темы, моменты текста. В этом исследовании мне не важно, сколько раз в одном тексте встречаются единицы текста (слова, фразы, предложения), подходящие под какой-либо из критериев. Мне важно, обнаружен ли вообще конкретный критерий в тексте или нет, и сколько всего критериев обнаружено.
Экспериментальная гипотеза состоит в том, что в текстах авторов, находящихся в подростковом кризисе будут обнаружены признаки проецирования идеальной формы возраста.
Далее, выделив единицы текста, соответствующие тем или иным критериям, с помощью U-критерия Манна-Уитни проверяется, действительно ли есть не случайная связь между частотой появления в текстах выделенных нами критериев идеальной формы и тем, находится ли автор текста в подростковом кризисе. Опираясь на положения ТАТа о том, что в свободно порождаемых рассказах автор будет проявлять личностные особенности и будет идентифицировать себя с главным персонажем, я полагаю, что в текстах авторов, находящихся в подростковом кризисе, критерии идеальной формы будут встречаться значительно чаще, чем в текстах авторов, в кризисе не находящихся, и что связь между количеством обнаруженных критериев и возрастной характеристикой – не случайна. Для удобства тексты авторов, еще не вступивших в подростковый кризис, и тексты авторов, уже вышедших из подросткового кризиса, объединяются в одну выборку. Это объединение допустимо, так как нас интересует проецирование идеальной формы именно у авторов в кризисе, а какие-либо различия между текстами тех, кто в кризис еще не вошел и тех, кто из кризиса уже вышел, в рамках этого исследования не рассматриваются.
U-критерий Манна-Уитни выбран для проверки гипотезы потому что это непараметрический критерий (полученные данные не подчиняются закону нормального распределения), который считает данные на маленьких выборках и выявляет значимые различия между распределениями двух выборок.
Для расчета U-критерия составим таблицу, в которой будет видно, сколько критериев проецирования идеальной формы было обнаружено в каждом из текстов в двух выборках. Затем присваиваем показателям ранги и высчитываем U-критерий.
Выборка 1 – тексты авторов, не находящихся в кризисе, выборка 2 – тексты авторов, находящихся в кризисе. Данные – количество обнаруженных в тексте критериев проецирования идеальной формы, ранг – присваивается значению, в зависимости от его нахождения в упорядоченном ряду.
Таблица 1. Ранжирование данных.
2,5 | ||
2,5 | ||
2,5 | ||
2,5 | ||
5,5 | ||
5,5 | ||
7,5 | ||
7,5 | ||
выборка | данные | ранг |
Количество случаев в первой выборке: n1 = 8
Количество случаев во второй выборке: n2 = 6
Всего случаев: N = n1 + n2 = 14
Сумма рангов первой выборки: R1 = 43,5
Сумма рангов второй выборки: R2 = 61,5
Находим эмпирическое значение U-критерия. Для этого вычисляем два значения:
U1= n1*n2 + (n1*(n1 + 1) / 2) – R1 = 8*6+(8(8+1)/2)-43,5 = 40,5
U2= n1*n2 + (n2*(n2 + 1) / 2) – R2 = 8*6+(6*(6+1)/2)-61,5 = 7,5
Эмпирическим считается наименьшее из U1 и U2, то есть U=7,5.
Теперь нужно сравнить получившееся значение U c критическим значением U для данной выборки. Критическое значение для данной выборки будет U=8 [4, с. 468].
Так как полученное значение U=7,5 меньше критического значения U=8, то можно сделать вывод о том, что разница в распределении данных в двух выборках не случайна. То есть имеется не случайная связь между частотой появления в текстах выделенных нами критериев идеальной формы и тем, находится ли автор текста в подростковом кризисе.
Таким образом, экспериментальная гипотеза о том, что в текстах авторов, находящихся в подростковом кризисе будут обнаружены признаки проецирования идеальной формы возраста, подтвердилась.
Вывод
1. В ходе исследования было обнаружено следующее распределение авторов текстов по критерию возрастного подросткового кризиса: еще не вступили в подростковый кризис два человека из 6го класса и один – из 7го. В стадии кризиса оказались два человека из 8го класса и четыре – из 9го. Уже вышли из подросткового кризиса два человека из 8го класса и три – из 9го. С одной стороны мы получаем относительно последовательное распределение по возрасту. Мы видим, что среди не вступивших в кризис нет ни одного человека, старше 7го класса. Также среди тех, кто находится в кризисе и тех, кто из него уже вышел – нет ни одного человека, младше 8го класса. Однако в теоретических источниках начало подросткового кризиса отмечается уже на 12м году жизни, тогда как возраст учеников 8х классов – это 13-14 лет.
Можно предположить, что современные дети, вступают в подростковый возраст позже, чем те дети, на которых проводились классические возрастные исследования. Но так как выборка данного исследования мала (всего 14 человек), то делать какие-либо выводы относительно смещения границ возраста нельзя.
Рабочую гипотезу относительно расхождения паспортного и психологического возраста можно отчасти считать подтвержденной, так как шестиклассники и семиклассники со стороны общества априори идентифицируются как подростки (в школе они уже в подростковой ступени).
2. Анализ типов героев и конфликтов подростковых текстов показал, что тема признания окружающими людьми обнаружилась в 4х текстах из 6ти. Тема самоопределения и поиска своего места в мире обнаружилась только в 2х из 6ти текстах. Таким образом, гипотеза о том, что основной сюжет инициативных подростковых текстов будет связан темой признания, поиском своего места в мире и самоопределением, подтвердилось лишь частично.
Тема дружбы встретилась в половине текстов, возможно, это связано с тем, что в подростничестве очень важным становится интимно-личностное общение, Эльконин Б.Д. выделял его как ведущую деятельность.
Общей характеристикой для большинства героев (в 4х из 6ти текстах) можно назвать то, что герой «не такой как все»: одинокий, отвергаемый, отличающийся. Это вполне соотносится с признаками подросткового возраста: подросток уходит в себя, концентрируется на своем Я, чувствует себя уникальным и не понятым окружающими.
Также популярной характеристикой героев является храбрость: она встречается у 3х героев из 6ти. Это может быть связано с чувством взрослости – К.Н. Поливанова писала, что для подростка на стадии мифологизации быть взрослым означает совершать яркие героические поступки. Храбрость может входить в мифологизированный образ взрослости.
3. Анализ текстов по выделенным критериям для обнаружения в тексте проецирования идеальной формы подростничества подтверждает общую гипотезу. Полученное значение U-критерия Манна-Уитни говорит о том, что имеется не случайная связь между частотой появления в текстах выделенных нами критериев идеальной формы и тем, находится ли автор текста в подростковом кризисе. А значит, в инициативных подростковых текстах действительно будет проецироваться мифологизированная идеальная форма данного возраста.
Заключение
Опираясь на теоретические источники, мы проанализировали особенности кризиса подросткового возраста, идеальной формы и механизма ее «открытия» через событийность. Также был произведен теоретический анализ представлений в психологии о базовых экзистенциальных противоречиях, было выделено базовое противоречие подростничества. Также были проанализированы методы анализа текста.
На материале теоретического анализа и проведенных фокус-групп с референтными подростками была составлена анкета для выявлений характеристик подросткового кризиса. Также были разработаны критерии анализа текстов.
По результатам проведенного анализа были выделены тематики текстов и характеристики главных героев. Также была статистически подтверждена не случайная связь между возрастными характеристиками авторов текстов и количеством обнаруживаемых в этих текстах критериев проецирования идеальной формы. Таким образом, общая гипотеза про то, что в инициативных подростковых текстах будет проецироваться мифологизированная идеальная форма возраста, подтвердилась.
Разработанная анкета на возрастные характеристики может быть полезна и в других исследованиях, связанных с подростковым возрастом.
Сформулированные критерии проецирования идеальной формы подросткового возраста также могут быть полезны при работе с различными подростковыми текстами.
Возможное продолжение данного исследования могло бы касаться изучения подросткового словесного творчества как ресурса для объективизации внутренних переживаний, конфликтов и работы с ними и успешного прохождения кризиса.