Vii.J. методы опосредованной коррекции

И ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЧНОСТНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа с родителями

Работа с родителями направлена как на профилактику возмож­ных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирую­щих ребенка стилей воспитания.

Работа может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, а также совместных вечеров вместе с детьми. Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуника­ции и способам выражения своей любви к ребенку.

Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми.

1. Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку.
Большинство людей неосознанно использует его как основное
средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к
детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими
людьми для эмоциональной подпитки (как уже было указано выше,
избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмо­
ционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает
уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в
нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что
родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребен­
ка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней
покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и

невроз.

Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

2. Физический контакт. Речь идет о любом физическом контак­
те: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, лег­
кое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обя­
зательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма
общения должна быть естественной, не быть демонстративной и
чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спо­
койно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с
людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у
него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соот­
ветствующий возрасту постоянный физический контакт — это
эффективный способ заполнить «эмоциональный резервуар» ре­
бенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

3. Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать непод­
дельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосре­
доточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Пристальное внимание — жизненно важная, насущная потреб­ность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального вни­мания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное раз­витие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонст­рирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается.

В

Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефи­цит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.

4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и под­держке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «нака­зание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание предпола­гает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психо­социального развития ребенка стилей воспитания.

Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вме­сте с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные послед­ствия неправильного воспитания.

Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания.

1. Эмоциональное неприятие ребенка.

При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда при­водит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ре­бенка не любят собственные родители, у него не может быть уве­ренности в собственных силах. В конце концов у ребенка возника­ет ответное неприятие родителей, которое может быть перенесе­но и на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом тем­пераменте формируется полная зависимость от других людей.

2. Гиперсоциальное воспитание.

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета осо­бенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем разви­тии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальны­ми» в настоящее время предписаниями ученых или модой. В резуль­тате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценнос­ти, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.

3. Тревожно-мнительное воспитание.

Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно по­явившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудно­сти адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ.

4. Эгоцентрическое воспитание.

При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсут­ствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются

немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других лю­дей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрес­сивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демон­стративные реакции по мере роста неуверенности в себе.

Наши рекомендации