Формирование первого впечатления.
Первое впечатление -бессознательный психический образ,возникающийв момент визуального, слухового или чувственного контакта с человеком. Ка-
ждый из нас, встречаясь с различными людьми, задавал себе вопрос, почему с одними нам приятно общаться, к другим мы относимся нейтрально, а при виде третьих возникает отрицательный эмоциональный фон.
Выделяют три фактора формирования первого впечатления о человеке:
• фактор превосходства,
• фактор привлекательности партнёра,
• фактор отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства -когда человек,который превосходит наблюдате-ля по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным зна-чимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схе-мы.
Фактор привлекательности-когда внешне привлекательного человекалюди так же склонны переоценивать по другим важным для них психологиче-ским и социальным параметрам.
Фактор отношения к наблюдателю-когда людей,которые хорошо к намотносятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них:
- эффект ореола;
- эффект стереотипизации.
Эффект ореолазаключается в том,что информация,получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающего видеть дей-ствительные черты партнера по взаимодействию.
Эффект стереотипизацииозначает классификацию форм поведения и ин-терпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся из-вестными) явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипи-зация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия , к которому присоединяются сведения , получен-ные из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только со-мнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными могут оказаться глубоко неверными.
Наиболее известны этические стереотипы - образы типичных представите-лей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентрично-сти итальянцев, аккуратности немцев).
Вывод:Свести к минимуму или нейтрализовать барьеры общения можно спомощью следующих правил:
1. Сформировать положительное впечатление о себе.
Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но понята и осмыслена.
Кроме того, на бессознательном уровне быстрее снимается психологиче-ская защита и формируется положительное впечатление при использовании следующих правил:
а) чаше произносите имя собеседника, так как с именем для большинства людей связываются позитивные воспоминания детства, а имя, произнесенное вами, выступает мостиком к положительным эмоциям;
имя сопровождает человека всю жизнь и обращение по имени (имени и от-честву ) говорит о внимании к собеседнику, признаки его как личности, распо-лагает к вам как к источнику положительных эмоций;
б) при общении улыбайтесь, так как улыбка говорит о вашей доброжела-тельности и дружественности, вызывает у собеседника ответные положитель-ные эмоции;
в) произносите комплименты в адрес собеседника, организации (фирмы,
города, страны), которые он представляет.
2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой и сходной систе-мы кодификации и декодификации.