В шесть месяцев грудничок, зависевший от вас во всём, становится всё более и более независимым маленьким ребёнком, способным оправиться на поиски интересующей его игрушки.

В возрасте от шести до двенадцати месяцев у малыша период активного обучения движениям и прогрессирующего развития. Он подчиняет себе жесты и прочие элементы движения. Игры его становятся разнообразнее, он усиленно общается со своим близкими.

Развитие и питание

У одних малышей большая голова, у других она вытянутая. У кого-то на голове много волос, а у кого-то только лёгкий пушок. У некоторых уже восемь зубов и более, а у кого-то их ещё нет вообще. Нет каких либо норм, волосы и зубы растут, как им положено, по их собственному усмотрению. Не беспокойтесь об этом, не торопитесь: всему своё время, всё у него будет как у всех! Малыш продолжает быстро набирать вес и расти. В среднем груднички за вторые шесть месяцев своей жизни подрастают на 8 см и набирают в весе около 2,5 кг. Однако, каждый младенец уникален, и один от другого отличается очень сильно.

Разница в аппетите

Отличие в аппетите выражается в различие физического развития. Тот, что был ненасытным сосунком, становится пухлым и щекастым. А другой, не столь охочий до еды, регулировал свои потребности иначе и вырос за этот же период не столь значительно, при этом он не нарастил несколько лишних жировых складок, а потратил силы на другие жизненно важные проблемы.

Аппетит малыша может снизиться по многим причинам, к примеру из-за растущих зубов. Вместе с тем, к концу второго семестра ребёнок становится более избирательным к тому, что ест. Он может отказаться от одного блюда и предпочесть что-то иное. Позвольте ребёнку развивать его вкусовые пристрастия. И не столь важно медленно и быстро он при этом растёт, главное что его развитие размеренно.

Вместе со взрослыми

Малышу нравится сидеть в своём высоком кресле в кругу семьи, после того как он сам уже закончил кушать. Если он гурман, он воспользуется случаем разнообразить свой рацион, в противном случае он может всё попробовать или позабавляться с кусочками пищи, которые вы ему предложите. Вскоре он попытается самостоятельно пить и держать ложку.

Первые игры

В период от 6 до 12 месяцев своей жизни малыш начинает интересоваться предметами, открывает для себя удовольствие манипулировать ими. Он становится искуснее, берет свои игрушки в руки уверенно и очень внимательно их рассматривает. Он трогает их, вертит их в разные стороны, изучает, протягивает вам, если вы находитесь неподалёку. Его руки и пальцы привыкают к большему набору движений, что позволяет лучше изучать всё, что ему доступно.

Отныне, он знает, что спрятанный предмет не перестаёт существовать. Он способен отыскать пропавшую игрушку, что даёт вам возможность для многих игр и забав с малышом. Собственная власть над игрушками завораживает его — он роняет кубик и наблюдает за его падением, ему нравится трясти погремушку, извлекая при этом звуки; он забавляется, катая по полу мячик и догоняя его.

Беспокойство на 8 месяце

К восьмому месяцу малыш осознаннее воспринимает окружающий его мир. Он проводит различие между близкими ему людьми и незнакомыми и нередко с испугом отворачивается от лица человека, который ему незнаком. Беспокойство, проявляемое при разлуке с родителями, выражается и в плохом сне. Засыпая, малыш может плакать, отказываясь оставаться в одиночестве. Чаще становятся ночные пробуждения, ему требуется ободрение. Помогите ему вновь уснуть, оставаясь и нежным и настойчивым. Перед тем как уложить его спать, уделите ему время, чтобы успокоить его. Дайте ему любимую игрушку: мишку, куклу, что-нибудь мягкое.

Куклы, мишки и прочие игрушки

В самом деле, расстроенный малыш может отыскать любимую игрушку, прижать её к себе и успокоиться. Такие игрушки (предметы) называются «переходными», поскольку обеспечивают переход малыша из его состояния неразрывной связи с матерью в состояние осознания, что она является внешней по отношению к нему персоной, отличной от него. Эта игрушка (предмет) очень важна в жизни малыша, потому что помогает ему преодолеть беспокойство, связанное с разлучением. Её нужно оберегать и выделять из остальных.

Вскоре он начнёт ходить

В указанном периоде малыш демонстрирует впечатляющие результаты физического развития, поскольку укрепляется его мышечная система. Он начинает самостоятельно садиться и уверенно сидеть между 6 и 9 месяцем совей жизни. Как правило, он уже довольно сносно ползает или перемещается на четвереньках. Он вот-вот начнёт вставать, если при этом будет за что ухватиться — за ножку стола или подлокотник кресла. Он очень быстро развивается в направлении физической автономии. Вновь приобретённые навыки позволяют ему также более уверенно владеть собственными руками и перемещаться без вашей помощи, расширяя поле для своей любознательности.

В каком возрасте он пойдёт?

У каждого малыша этот момент наступает тогда, когда он к нему готов. Тонус и сила мускул, а также чувство равновесия, у детей неодинаковы. Нет никакой нормы. Поэтому желательно не сравнивать успехи двух малышей, пусть они даже оба ваши.

Нельзя думать так: «мой сын пойдёт в 1 год» или «моей дочери уже 16 месяцев, но она ещё не ходит, значит у неё задержка развития». Важно помнить, что любое событие в развитии малыша (начал ходить, говорить, перестал ходить под себя) происходит в его время, которое специалисты называют «периодом восприимчивости», а не к какому-то точному сроку. Так что, ваш малыш наряду со многими другими детьми пойдёт в период между 10 и 18 месяцем, а может чуть позже. В пределах данного периода нельзя говорить ни о задержке, ни о преждевременности. Если вас беспокоит факт, что малыш всё ещё не ходит, не стесняйтесь сказать об этом своему педиатру.

Первые шаги

Встав на ноги чтобы пойти, малыш переходит очень важный рубеж. Но пока что он неустойчив. Стоя он ещё гнёт спину и у него разъезжаются ноги. Его шаги неуклюжи, и походка со стороны напоминает утиную. Это период «неустойчивого домика», который может потерять равновесие от малейшего щелчка пальцами. Затем наступит время шишек, весьма деликатное, когда малыш, оставаясь уязвимым, не понимающий подстерегающих его опасностей, но жаждущий приключений способен сделать самому себе больно. Помощь ему на этой стадии заключается в создании вокруг него атмосферы «надёжности и понимания», не посягая на его «исследования». Убедитесь насколько это возможно в отсутствии вокруг него опасных предметов и препятствий, способных привести к травмам. Ободрите и поддержите его, позволяя самому осуществить эти первые исследовательские экспедиции. Лучшей помощью при этом будет постоянное общение с ним, чтобы вовремя не допустить реальной опасности, которую можете предусмотреть лишь вы.

Питание

Дома ли, в яслях ли, у кормилицы ваш ребёнок в свойственном ему ритме что-то уже попробовал и возможно чему-нибудь отдал предпочтение. Вместе с новыми для себя вкусовыми ощущениями и привычкой к консистенции пищи, он открыл для себя маленькую ложку.

Ваш ребёнок перешёл на четырех разовое питание, как и взрослые. Между полугодом и годом он будет прибавлять в весе в среднем по 200 гр в месяц и у него прорежется несколько зубов. Вы предложите ему некоторые новые молочные продукты, хлеб, сырые овощи и фрукты, жирные продукты.

С десяти или одиннадцати месяцев можно переходить на пюре, измельчённое вилкой или менее растёртое. В этом возрасте он уже довольно уверенно сидит и может присутствовать за столом на высоком стульчике. Он начинает пользоваться маленькой ложечкой и пить из стаканчика. Позволяйте ему пачкаться, это является элементом познания.

Эволюция кормления

В рационе питания вашего малыша появились новые элементы, но тяга к груди у него остаётся всё ещё сильной. Молоко продолжает быть важнейшим элементом питания малыша в период между 6 месяцами 1 годом, даже в том случае, если вы не можете продолжать кормить его грудью. Можете начать давать ему продукты производные от молока, если не боитесь аллергии, хлеб и изредка печенье.

Молочные продукты и сыры

Предпочтение следует отдать творогу и йогуртам, обогащённым железом и жирными кислотами, которые следует давать на десерт о время основных приёмов пищи, завтрака или обеда. В большинство из них добавлен сахар. Если вы покупаете продукты не специально для детей старше 6 месяцев, избегайте тех, что сильно ароматизированы и подслащены. Большинство из них имеют содержание сахара от 12 до 15 %, что эквивалентно трём кускам сахара. Если вы желаете подсластить молочный продукт, лучше добавьте в него чайную ложечку фруктового сиропа или мёда. Избегайте использовать конфитюры, в которых могут содержаться семечки и шкурка фруктов. В случае пристрастия вашего малыша что-нибудь тащить в рот и сосать предложите ему тонкий ломтик мягкого сыра на мякише. Ему может понравится и ваш любимый острый сыр. Проследите аккуратно за ним в этом случае, чтобы уберечь его от неприятностей.

Хлеб, манная крупа, макароны, рис, печенье

Вы можете вводить их в рацион, когда малыш начал справляться с кусочками пищи. Манную крупу и макароны готовьте как обычно, рис отваривайте до рассыпчатости. Воду для приготовления слегка подсаливайте. Можно их приготовить и на молоке. Не приучайте ребёнка к печенью: их сахаристость может привести к перенасыщению сахаром, лучше дайте ему хлебную корочку.

Овощи и фрукты

Свежие и замороженные овощи следует отваривать, вместе или без картофеля, в слегка подсолённой воде, а ещё лучше на пару под давлением (в скороварке), затем измельчите их до состояния пюре.

Ваш малыш может есть практически любые овощи и фрукты. Приучайте его к сырым. Обычно под сырыми подразумевают овощи, съедаемые в начале трапезы. Но сырые фрукты, поданные на десерт, также относятся к сырым. Предлагая ребёнку свеже приготовленную смесь огурца, моркови, помидоры (очищенной от кожуры и семечек) и авокадо, вы приучаете его к совершенно новому для него виду пищи. Те несколько чайных ложечек такой смеси, которые он может быть согласится съесть, не имеют на данный момент никакого значения. Но тем самым вы готовите его будущее и, он может стать любителем закусок, приготовленных из овощей.

Любой из фруктов, спелый и очищенный от кожуры, можно приготовить в виде пюре или компота и подать на десерт в конце приёма пищи. Предложите свежевыжатый сок, это новый вкус для малыша, но не настаивайте, если он откажется. Этот напиток не должен выступать заменой молока или минеральной воды. Витамин C в достаточном количестве присутствует в материнском молоке и в дополнительном молоке, если ребёнок выпивает его по 500 мл в сутки.

Мясо, рыба и яйца

До тех пор, пока рацион питания не насыщен, единственным источником протеина животного происхождения, к тому же очень высокого уровня биологической активности, является молоко. С момента введения в рацион овощей и фруктов поступление в организм ребёнка животного протеина снижается вместе с уменьшением количества выпиваемого молока. Эта разница должна быть скомпенсирована за счёт постепенного добавления яиц, мяса или рыбы, набор аминокислот в которых отличается от их состава в молоке. Не нужно уточнять, что мясные отвары с точки зрения питательности не имеют никакого смысла. Они могут быть рекомендованы лишь для привития вкуса мясных блюд.

Мясо можно давать любое. Вовсе не обязательно, чтобы печень была лишь телячья, она может быть и барашка, и домашней птицы, и поросенка. Можно давать любую рыбу. Некоторые из них имеют резкий запах и нелегко усваиваются: скумбрия, сельдь, сардины.

Их лучше не давать совсем маленьким детям, но кому-то и они могут понравиться.

Яйцо является отличным источником протеинов. Яичный белок в сыром виде может спровоцировать аллергию, поэтому малышам рекомендуется давать круто сваренные яйца.

Едим с ложки

Привыкаем

Первое время вы кормите малыша с ложки сами. Если малыш начинает противиться, не настаивайте, вернитесь к попытке через несколько дней. Дайте ему пластиковую ложку, чтобы он свыкся с её формой, вообще с вещью. Позвольте ему с ней поиграть вне стола и за столом во время кормления. Разрешите ему брать рукой кусочки предлагаемой пищи.

Держим ложку

Одиножды, ребёнок захочет попробовать сам есть с помощью ложки. Повяжите ему салфетку или нагрудник соответствующего размера. Для первых экспериментов вручите малышу маленькую ложку, а пюре сделайте однородным. Он выпачкает столик, измажет физиономию, но это будет отличным началом. Научиться правильно пользоваться ложкой — не такая уж и лёгкая задача. Будьте терпеливы.

Прекрасно адаптированными для употребления маленькими детьми являются гомогенизированные смеси мяса или рыбы с овощами. В них содержание мяса или рыбы должно быть на уровне от 10 до 15 гр на 100 гр смеси, это будет соответствовать 3 гр протеина на 100 гр смеси.

Жирные продукты

До тех пор, пока малыш выпивает больше полулитра молока в день, вовсе необязательно добавлять ему в овощные блюда компоненты, содержащие жиры. К семи-восьми месяцам количество выпиваемого молока снизится до 500 мл в день, и малышу будет не доставать жиров. Необходимо при каждом приёме пищи без молока добавлять в блюда 1–2 чайных ложечки сливочного или, что лучше, растительного масла. С научной точки зрения, предпочтение следует отдавать соевому или рапсовому маслу, хотя можно пользоваться и кукурузным, подсолнечным, оливковым маслами, а также месью растительных масел, выпускаемых промышленным способом, только без примесей арахисового (сильный аллерген).

Готовые к употреблению и замороженные продукты

Приготовленные из высоко качественных ингредиентов готовые к употреблению детские продукты (в маленьких баночках, брикетированные, обезвоженные и т. п.) очень практичны в использовании и весьма разнообразны. Соответствующие жёстким, контролируемым требованиям (где бы они ни были приобретены), они могут быть использованы для приготовления детского питания. Старайтесь разнообразить их, чтобы воспитывать у ребёнка вкус к пище. После вскрытия используйте их в течение 24 часов, сохраняя в холодильнике.

Можно пользоваться и замороженными продуктами. Существуют замороженные продукты специально детского назначения, в небольших упаковках, которые очень удобно готовить. После разморозки они должны быть использованы в течение 24 часов.

Вы можете готовить блюда из смеси свежих и свежее замороженных продуктов. Например, кусочек мерлана и замороженное пюре из тыквы. Если вы приготовили слишком большую порцию супа из овощей, разделите её на меньшие и тщательно их заморозьте.

Хранение продуктов

Большинство из свежих продуктов (открытый пакет молока, размороженные овощи или фрукты) должны храниться при температуре от 0 до 4 °C. Чтобы быть уверенным в надёжности условий хранения, положите в разные отделения холодильника термометры, оставив их там на всю ночь. Утром вы сможете проверить температуру в различных его частях.

Рацион питания

Не смотря на то, что в течение первого года элементы питания малыша весьма специфичны, желательно варьировать не только их набор, но определённый ритм использования.

Впрочем, при этом следует каждодневно давать что-нибудь содержащее животные протеины, для предотвращения их недостатка в растущем организме (дополнительное молоко, мясо или рыба, яичный желток, сыр, молочные продукты).

Завтрак

Если ребёнок привык к утренней бутылочке молока, нет смысла его от неё отучать. Он может выпивать 200–250 мл молока с несколькими ложечками детских хлопьев. Смесь можно делать более или менее густой, в зависимости от вкусовых предпочтений малыша. Для изменения консистенции можно добавлять в смесь немного муки или её производных. Завтрак должен быть съеден с удовольствием. Если ребёнку отказывается от бутылочки, приготовьте смесь в чашке, пусть он ест вместе с вами.

Обед

• В начале давайте малышу немного овощей, свежих или в виде пюре.

• Основное блюдо . В начале это должно взбитое пюре из смеси овощей, чуть позже (с 11 месяцев) овощи можно толочь вилкой. В продаже есть готовые сухие пюре, для приготовления которых достаточно лишь добавить немного горячей воды. Есть и полностью готовые к употреблению. Каким бы ни было пюре, добавьте в него ложечку растительного масла, только не арахисового. Мясные продукты, колбаска, печёнка, рыба или сваренный яичный желток не обязательно смешивать с пюре, чтобы малыш привыкал к их оригинальному вкусу и цвету.

• Десерт . Его основой служат фрукты: будь то сырые и давленные, или в виде компота, если на обед были поданы мясо или рыба.

Пьём из чашки

Бутылочка с соской или чашка

Перед тем как дать малышу его бутылочку, предложите ему пластиковую кружечку или стаканчик с небольшим количеством воды. Если он её опрокинет и разольёт, сильно не настаивайте. Вернитесь к этому несколько дней спустя, будьте при этом настойчивее и покажите, как следует пить. Оставьте пустую кружку, он привыкнет к новому для себя предмету, изучив его со всех сторон.

Пить или играть?

В попытках поднести всё ко рту ребёнок быстро улавливает возможность пить из чашки и играть с нею. Не ругайте его, если он опрокинет чашку. Налейте в неё немного жидкости. Помогите ему поднести ко рту и выпить. Предлагайте ему чашку несколько раз во время еды.

Полдник

Это всё та же бутылочка молока (200–250 мл). Если малыш отказывается от бутылочки, дайте молоко в чашке, можно с добавкой хлопьев. Можете вскипятить молоко, оно при этом будет содержать столько же железа. Понемногу вы начнёте добавлять при этом пару печенинок или хлебную корочку (мякиш трудно усваивается желудком, если он не облегчённый), или галету, смоченную в молоке, или свежие фрукты, либо мятые и сырые, либо в компоте.

Ужин

• Основное блюдо . Молоко (200–250 мл) с добавлением в него злаков с овощами, с тапиокой или манкой. Кормить можно с ложечки или из бутылочки с соской. Можно заменить его овощным супом. Не добавляйте в него испанский козелец, болгарский перец, щавель, тяжело усваиваемые листья капусты. Пользуйтесь супами и пюре, продаваемыми в обезвоженном виде или готовыми к употреблению в мелкой расфасовке. Можно добавить к такому овощному блюду немного сливочного или растительного масла, не одно и то же. Если вы при этом добавляете немного мяса, рыбы или яйца, их не должно быть в обеденном меню.

• Десерт . Если на ужин приготовлено овощное пюре или суп, на десерт можно дать что-нибудь молочное или для пробы кусочек сыра. В случае основного блюда на основе молока на десерт приготовьте что-то фруктовое.

Хотелось бы узнать

Мой малыш чересчур большой

• Кроме как при очевидных ошибках в питании (очень большое количество молока со значительными добавками мучного, сахара и протеинов), полнота не является проблемой грудничков, она скорее является недугом более взрослых детей. Некоторые дети прибавляют в весе больше других, но и их жировые складки уменьшаются, когда они много двигаются. Если ваш малыш кажется слишком полным, проследите в месте с педиатром его кривую роста, пересмотрите его рацион питания, и в случае отсутствия в нём элементов несбалансированности продолжайте любоваться своим крепышом.

Мой ребёнок отказывается есть. Что мне делать?

• Постарайтесь кормить его в одно и то же время в спокойной обстановке. Не давайте ему «чего-нибудь сладенького, чтобы он перекусил» до приёма пищи. Меняйте способ приготовления и не сваливайте все продукты в одну кастрюлю при приготовлении его пюре. Приём пищи не должен длится более двадцати минут. Постарайтесь в это время никуда не торопиться. Избегайте сцен: не заставляйте его есть во что бы то ни стало. Аппетит у малышей подвержен изменчивости. Если же он продолжает отказываться от пищи, поговорите об этом с врачом.

В каком возрасте приучать ребёнка есть с ложки?

• Несколько месяцев после рождения всё необходимое для питания малыш глотает горлом. К пятому месяцу он начинает часть пищи пропускать через язык, можно начать давать сок с ложечки. Сначала ложкой манипулируете только вы. Пищу следует подать точно в рот, а не на кончик языка, в противном случае он её просто сплюнет. Некоторые дети начинают жевать очень рано, другие позже, чуть ли не в 8 месяцев. Месяцев в 10–11 нужно учить их есть самостоятельно кусочки пищи, держа их пальцами: ломтик огурца, мягкого сыра, хлебную корочку и т. д. Ребёнок схватывает их большим и указательным пальцами или всей пятернёй. Результат может показаться впечатляющим, но это его первые успехи.

Мой малыш легче воспринимает новое в компании с кем-нибудь. Что делать?

• Возможно, эта привычка у него выработалась в яслях, или у кормилицы. Ваш ребёнок там охотно есть новое блюдо, от которого отказывается, если оно приготовлено вами. Не огорчайтесь, когда он оттолкнёт вечерний суп, столь любовно вами приготовленный. Может быть, он отнесётся к нему с большим вниманием, если у вас на руках будет его любимая игрушка.

Сон

Ваш ребёнок начал сидеть, он лепечет, есть практически в том же режиме, что и вы, спит всю ночь. Но при всём при том, одни дети спят больше других…

К шести месяцам ребёнок «привыкает» спать, у него вырабатывается ритм, аналогичный взрослому, с соблюдением всех пропорций. Он спит двенадцать часов ночью, немного, около часа, после завтрака и по часу после обеда и полдника. К году он спит всё те же двенадцать часов ночью и два часа в после обеденное время. Эти показатели неодинаковы у разных детей. При совпадении его ритма с вашим ребёнок чувствует себя и развивается намного лучше.

Он продолжает ночами плакать

Случается, что и в шесть месяцев некоторые дети спят не крепко, они с трудом засыпают, просыпаются ночью, иногда с плачем. В первую очередь нужно убедиться, что с ним всё нормально (что ему не жарко, что он сухой). Но после проверки не следует поддаваться желанию взять его на руки или предложить ему попить и перекусить. И не сменили ли малышу его кровать? Приходилось ли ему спать одному в ваше отсутствие или в отсутствие отца в доме? Может быть, его уложили позже положенного или без привычных для него ритуалов? Спал ли он после обеда? Не было ли вечером слишком много энергичных игр и веселья? Ваша обязанность заключается и в том, чтобы у малыша всё течение дневной жизни являлось подготовкой хорошему сну, который продолжает являться основой его внутреннего равновесия.

Соблюдать привычный ритм малыша зачастую нелёгкая задача, но от его уравновешенности зависит напрямую и ваше спокойствие. А она в свою очередь помогает ребёнку адаптироваться к изменениям в его привычном жизненном укладе — смене места и времени при размещении в яслях или у кормилицы.

Он слишком много спит

У здорового и бодрого ребёнка никогда не бывает излишнего сна. Но необычный по продолжительности сон должен вас настораживать. За ним, возможно, кроется некий недуг. Загляните к нему в комнату. Равномерно ли его дыхание, спокойно ли, тихо ли? Нет ли у него температуры? В случае сомнения замерьте его температуру. В непонятной для себя ситуации лучше обратиться к врачу, чтобы выявить возможное заболевание. В противном случае, если он здоров, присмотритесь к его поведению, когда он проснётся. Не кажется ли вам, что он не так весел, как обычно? Не кажется ли он вам грустным, не столь живым? Постарайтесь понять причину, сон для ребёнка в данном случае может являться убежищем, а для вас сигналом о недуге. Говорите ему нежные слова, они успокаивают малыша и придают ему сил, утешайте его, а если представится случай, поговорите с персоналом, который оставался с ним в течение всего дня, чтобы понять что ни так.

Он недостаточно спит

Если он при этом бодр и весел, значит ему вполне достаточно времени для сна. И вам следует подстраиваться под его необузданный темперамент. Что бы там ни было, создайте вокруг ребёнка атмосферу уверенности и спокойствия, в которой у него будут свои ориентиры: убранство его комнаты, его любимые игрушки. А больше всего он нуждается в покое, он весьма чувствителен, и ему важно чувствовать, что вы где-то рядом и что вы уравновешены.

Занятия с ребёнком

От шести месяцев до года ребёнок развивается с поразительной быстротой. Он ясно обозначает своё желание общаться и играть, обретает в этот период достаточную подвижность, которая помогает ему знакомиться с окружающим его миром…

Начиная с полугодовалого возраста, ребёнок начинает непрестанно лепетать, произнося отдельные звуки и слоги. Он пытается имитировать то, что говорят его родители. Растёт его желание общаться с другими, он всё больше понимает из того, что ему говорят. В этот период он начинает играть не только со своим телом, но с отдельными предметами, которые учится хватать.

Наступает возраст, когда он сможет сидеть, а затем и перемещаться самостоятельно на четвереньках. Ему скоро захочется познакомиться с окружающим его пространством, всё потрогать и всё притащить в рот. Для него наступает время открытий. Для вас наступает сложное время его обучения.

Общение

Вместо бессвязного лепета первых месяцев жизни малыш начинает упражняться со звуками, соединять их в слоги, обозначая таким образом предметы и пытается затем их называть, чтобы подозвать к себе. Эти первые слоги, как правило, звучат как «ба», «да», «па», «та» и могут означать множество вещей, поскольку нового вокруг много, а звуковых возможностей недостаточно. Когда он впервые выговаривает «па-па», то может думать при этом и о матери и об отце. На самом деле ему проще произносить согласные «п» и «т», нежели «м».

Обучение речи не только умственный процесс, это одновременно и эмоциональное развитие ребёнка, достижение им своеобразного уровня зрелости. Чтобы у него возник интерес к общению с другими, малыш должен прорвать обособленный круг общения с матерью. С другой стороны, ему необходим собеседник, который отвечал бы ему тем же интересом к общению, помогал бы обогащать его словесный запас. Поэтому, общаясь с ребёнком, повторяйте обиходные слова, сопровождая их привычными жестами. Используйте в частности моменты приёма пищи или занятия туалетом для общения с ним, избегая при этом отвлекающих посторонних шумов (радио, телевизора), которые могли бы отвлекать его внимание. Малыши невероятно чувствительны к интонации и мелодике голоса. Не стесняйтесь акцентировать слова, которые вы обращаете в его адрес. Если вы общаетесь с ним монотонным голосом, вряд ли он будет расположен продолжать с вами диалог.

Игры

Самыми первыми забавами ребёнка являются игры со своим телом или телом родителей. Однако, начиная со второго полугодия своей жизни, малыш научится владеть многими вещами. Он способен взять несколько предметов сразу, перекладывать предмет из руки в руку, различает их цвет, текстуру, как они двигаются и звучат. Он умеет ими манипулировать, различать их и узнавать. Он любит тащить их в рот, чтобы пососать или покусать. Ему нравится их забрасывать и разыскивать. В детском манеже или в углу комнаты вы можете разложить вокруг него разные игрушки, и он освоится с окружением, выберет из них наиболее привлекательные, с которыми и будет играть.

Какие игрушки выбрать?

Для него в игрушку может превратиться любой предмет, что не мешает малышу оставаться очень придирчивым к тому, что вы предлагаете. Как выбрать нужную игрушку из множества продаваемых в магазинах? В первую очередь необходимо принимать во внимание сложение тела ребёнка и его возраст. От полугода до полутора лет лучше выбирать игрушки, которые пробуждают и развивают основные чувства ребёнка, его двигательные функции и способности к подражанию.

• Первые игрушки . Те игрушки, что предлагаются грудничкам в возрасте 6–7 месяцев, по большей части играют важную роль в становлении его чувственного начала. Вот почему мишки и куклы, выбранные в качестве любимых игрушек в череде дней первых месяцев жизни, становятся объектами любви и внимания малышей, а иногда даже превращаются в «переходные».

Переносные вещи, особенно если они внешне привлекательны, следует подвесить в недоступное для малыша место, чтобы те не попадались на глаза. Ребёнку они могут приглянуться хотя бы из-за цвета, ему захочется попробовать достать их, пососать. Тут нужны меры предосторожности. После 8 месяцев важными становятся игрушки в ванной: во время купания малыш может ими зачерпывать воду, пускать их плавать.

• Движущиеся игрушки . С любой игрушкой, которую нужно доставать, толкать или крутиться, необходимо помочь малышу разобраться и показать, как это делается. Игра из кубиков, которые нужно складывать, встраивать один в другой, развивают у него ловкость и сообразительность. Строя и ломая построенное, ребёнок учится брать и бросать, усваивая важное чувство власти над предметами.

• Игрушки, имитирующие взрослость . Конструкторы и прочие игрушки, играя с которыми можно стучать, позволяют малышу вылить свою агрессивность и одновременно с этим научиться управлять своими жестами. Они также имитируют поведение старших. Поэтому любые игрушки, воспроизводящие реальный мир взрослых (телефон, набор инструментов, детской посуды, лошадок и коров, гараж) помогают формированию личности ребёнка.

Играем с предметами

Изучаем

После того, как игры с собственным телом закончились, у малыша просыпается интерес к предметам. Наступает это приблизительно к 6 месяцам. Умеющий держаться сидя и имеющий довольно ловкие руки он способен ухватить кубик и левой и правой рукой. Привлечённый их цветом и формой, он их внимательно изучает, привыкает распознавать один от другого, при этом он развивается умственно.

Манипулируем

Малыш охотно проводит некоторое время в одиночестве. Он хватает кубики, передаёт их из одной руки в другую, двигает их, ставит, если не тащит в рот… Сложить и разбросать, взять и отбросить, повторить всё это ещё раз и ещё, превращая сам процесс в поучительную забаву: ребёнок оттачивает свою ловкость и обретает уверенность в своей власти над вещами.

Предупреждение опасностей

В возрасте от 8 до 10 месяцев малыш получает навыки независимого перемещения. У него появляется доступ к множеству предметов. Если вы позволяете ему перемещаться куда заблагорассудится, следует позаботиться о его безопасности и убрать на «его территории» все опасные вещи. Не допускайте его к играм с очень маленькими предметами, он может их проглотить, а также с острыми и тяжёлыми, которые могут его поранить. Избавьтесь от обтрепанных тканей, в которых он может задохнуться, предметов с токсичным покрытием, стеклянных и пластиковых, которые могут разбиться. Помните, что внимание ребёнка может быть привлечено любой вещью, постарайтесь уберечь его от потенциальной опасности, исходящей от кухонных принадлежностей, открытого огня, электрических розеток, швейных иголок и прочего.

Движение

При рождении мышцы у ребёнка довольно сильно напряжены, и он смог бы держаться на ногах, если бы не слабая, не окрепшая ещё в шейной и тазобедренной частях спина. Через несколько недель руки его раскрываются, чтобы хватать предметы, мышцы расслабляются и теряют первоначальную натянутость. Напротив мускулы шеи спины становятся крепче, и он может держать прямо голову, поворачивать её и приподнимать с матрасика. Положенный на живот, он может приподниматься на локтях и самостоятельно переворачиваться в кроватке. Перед тем как подняться на ноги, перемещаться с опорой на что-нибудь и, наконец, самостоятельно ходить, он освоит промежуточные навыки: научится сидеть и ползать.

Сидим.

Возраст, в котором начинают сидеть, зависит от конкретного ребёнка. Как правило, это случается от 6 до 10 месяцев. Некоторые дети от рождения покрепче и у них быстро развиваются моторные способности. Другие, более мягкотелые, долго не могут держать спину прямо и падают, как только теряют поддержку. Каждый развивается согласно со своим ритмом, очень часто совпадающим с ритмом развития собственных родителей. Во многих семьях малыши начинают сидеть и ходить довольно поздно. Однако, к концу второго года жизни они умеют делать всё, чему научились их более «продвинутые» сверстники. Скороспелость или задержка в развитии двигательных функций малыша никак не отражается на его умственном развитии.

В обеспечении положения сидя участвуют многие мышцы: это и мышцы спины, и бёдер, и мышцы шеи. Вначале грудничков усаживают в раскладывающееся кресло или между подушек, а после 6 месяцев он уже более или менее устойчиво сидит сам. При этом спина его ещё округлая, он склоняется туловищем к вытянутым вперёд ногам и опирается на собственные руки. Но постепенно такая позиция становится более уверенной, крепкой. Голова ребёнка становится менее тяжелой, спина выпрямляется, и он начинает сидеть без помощи рук, которые можно использовать для игр и всяких жестов.

Ползаем

У каждого своя техника

С 4 месяцев малыш приподнимается на локтях, с интересом поднимает голову и пытается продвигаться. Постепенно его движения становятся более осознанными и эффективными. Однако, при этом все малыши передвигаются по-своему: как краб на всех конечностях и попкой к верху, или, сидя и подтягивая попу.

Не мешайте ему

Способ передвижения не так уж и важен. Позвольте ему самому оттачивать свою технику, подбадривайте его.

Ползаем

Уже в первые свои несколько недель младенец пытается перемещаться в своей кроватке, упираясь для этого головой о край кроватки. В возрасте в 4 месяца он начинает приподниматься на локти, забавно поднимая голову, пытается подобрать под себя ноги, чтобы передвинуться. Таким образом он и начинает перемещаться из одного угла комнаты в другой. Так делают почти что все малыши.

Бывает, что ребёнок вовсе не ползает на четвереньках, а сразу хорошо сидит и переходит в положение стоя. У других, напротив, долго не могут перемещаться иначе, нежели ползком или подтягивая попу, перемещаясь в положении сидя. Многие из них при этом начинают ходить с задержкой, потому что им не нравится падать из положения стоя, а двигаются они при этом и быстро и в любом направлении без всякого риска.

Ходим повсюду

Получив поддержку в виде новых способностей, малыш отправляется открывать мир. Он обследует комнаты, в которых вы живёте, захочет всё потрогать, попробует всё на вкус — рот остаётся для него самым надёжным способом познания. Отныне ваше пространство им захвачено, всё принадлежит ему. Вам нужно быть очень деликатным при общении с ребёнком, который полон жизненной энергии и совершенно не реагирует на замечания взрослых. Вы должны одновременно заботиться о безопасности малыша, думать о его развитии и сохранить в неприкосновенности собственную жизнь.

В этом удивительном возрасте познания малышом окружающего мира вам не следует говорить «нет», чтобы он не предпринял. Не пытайтесь окружить его тысячью правил, но на нескольких запретах, только одних и тех же настаивайте твердо. Дайте ему свободу перемещения и одобряйте его любознательность. Эта жажда открытий на самом деле является основным мотором его развития и становления. Это, конечно же не означает, что малышу дозволено делать что угодно и где угодно.

Лазаем повсюду

На четвереньках

Теперь, когда он может не только шевелиться, но и передвигаться самостоятельно, малыш принимается за исследование пространства, в котором он живёт. Лучше не оставлять на полу ничего, кроме его игрушек и его маленькой мебели, которая послужит ему опорой, если он захочет встать. А это нелёгкое занятие: попа всё ещё тяжела, а равновесие держать трудно.

На коленках

Стоя на коленях, малыш старается опираться на свои руки. Как только они находят опору, выступающую над полом, окрестности становятся обширнее. Более того, как только он начнёт опираться на ножки стола или решётку манежа, он сделает новое открытие. После этого он очень скоро вскарабкается на кресло, залезет на стул. Позвольте ему всё это проделать, но краем глаза следите при этом за ним.

В идеале, возможность предусмотреть для малыша определённое пространство, лишённое опасностей, без электрических розеток и крутых выступающих поверхностей. Например, его комната или манеж, наполненные его привычными вещами и игрушками, может быть таким местом, где можно трогать всё без риска поломать что-нибудь для вас дорогое. Лучше приобрести манеж с деревянным ограждением, в котором ему будет легче вставать на ноги и передвигаться, придерживаясь за решетку. Вне этого пространства, в котором всё принадлежит ему и в котором он может делать всё, что угодно, даже пачкать его, постарайтесь убрать подальше домашние растения, прикройте двери, дверцы шкафов и прочей мебели на ключ (и припрячьте ключи!). Если в доме есть лестница, поставьте возле неё какой либо барьер. Не оставляйте возле открытых окон стульев или кресел и т. д.

Развитие его личности

В конце первых шести месяцев своей жизни, в течение которых малыш существует исключительно посредством матери, к нему начинает приходить сознание, что он автономное существо, отличное от той, что подарила ему жизнь. И он выходит во внешний мир.

Второй семестр является важным периодом в становлении личности ребёнка. В это время он делает для себя важнейшие открытия, иногда весьма болезненные. К восьми месяцам жизни ребёнок понимает, что его мать не похожа на других людей, что она единственная, и он предпочитает её всем остальным. Это открытие является причиной реального беспокойства, потому что она не всегда рядом с ним. Приблизительно в это же время он подыскивает себе любимую игрушку. Тогда же обнаруживает, что за исчезновением какого-то предмета последует его появление. Он будет много раз повторять этот опыт, убеждаясь в том, что так оно и есть. Отношения к другим людям и к вещам у него сильно изменится. Он научится быть более независимым и автономным. Изменение его реакции перед зеркалом также показывает, что он понемногу осознаёт свою индивидуальность.

Наши рекомендации