Методические рекомендации по изучению темы
Тема б. Средства организации публицистического произведения
Учебные вопросы. Журналистский (публицистический) текст как целостное образование. Синтактическая полноценность журналистского произведения: типы связей. Композиция как внутренняя логика текста. Научные подходы к трактовке композиции. Методика работы над композицией журналистского произведения. Структурные связи журналистского произведения. Понятие «метасвязей».
Изучив тему, студент должен: иметь представление о единстве иерархических связей в журналистском произведении; знать, что собой представляют композиция и структура журналистского произведения, а также как влияет творческая задача на выбор типа композиции и структуры; уметь анализировать структурно-композиционную организацию чужого журналистского произведения, а также грамотно устанавливать иерархические отношения между различными типами информации в собственных текстах, формируя на основе этих отношений целостное единство текста, способствующего реализации творческой задачи.
Методические рекомендации по изучению темы
I. Изучить учебный материал по следующим научным и учебно- методическим работам:
1) Кайда, Л.Г. Композиционная поэтика: учеб. пособие /Л.Г. Кай- да. - М.: Флинта ; Наука, 2006. — 141 е.;
Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. / Г.В. Лазутина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 97-117;
1) Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тегшяшина. - СПб.: Питер, 2006. - С. 90-98;
2) Мисонжников, Б.Я. Отражение действительности в тексте / Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста : учеб. / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание ; СП6ИВЭСЭП,2000.-С. 114-124;
3) Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. - М. : Гардарики, 2005. - С. 205-219.
II. Акцентировать внимание на функциональном различии таких средств организации журналистского произведения, как композиция и монтаж.
III. Вести непрерывную работу с материалами текущей периодики: подбирать вырезки наиболее интересных журналистских произведений из газет и журналов, проводить профессиональный анализ текстов, делая акцент на выявлении их структурно-композиционных особенностей. Анализ структурно-композиционных отношений в Ж(П)Т должен включать в себя следующие действия: 1) определение типов информации (ЭВС), использованных автором; 2) установление иерархии отношений между ними (основных элементов текста и второстепенных); 3) проверку последовательности и достаточности смысловых блоков (типов информации) с точки зрения соответствия законам и правилам логики; 4) оценку «сцепления» смысловых блоков, а также целостности текста; 5) вывод о полной (неполной) реализации творческой задачи. Такие упражнения будут не только способствовать формированию профессиональных умений, но и развивать критическое, исследовательское отношение к журналистской практике.
IV. Ответить на контрольные вопросы.
1. Что такое целостность журналистского (публицистического) произведения (Ж(П)П)? Каким образом она достигается?
2. Какие типы связей в Ж(П)П выделяют теоретики журналистики?
3. Дайте определение понятию «композиция текста». В чем специфика композиции Ж(П)П? Меняется ли наполнение композиционных узлов Ж(П)П по сравнению с художественным текстом?
4. Что собой представляет структура Ж(П)П? Перечислите правила монтажа Ж(П)П, сформулированные Г.В. Лазутиной.
5. Каким образом в Ж(П)П обеспечивается уровень метасвязей? К какому результату это приводит?
Освоению темы может помочь учебный материал.
Газетный текст — целостное образование, построенное в соответствии с требованиями целеполагания и тематического единства. Целостность газетного текста определяется подчиненностью всех его элементов авторскому замыслу и проявляется, по мнению JT.M. Майдановой, в структурированности содержания: «вертикальном» его членении или в иерархичности его смысловых элементов. Иерархичность проявляется в том, что текст «при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более «глубокой», каждый раз сохраняет для воспринимающего сознания смысловое тождество, лишаясь лишь маргинальных элементов»76[1].
Каким же образом достигается синтактическая полноценность журналистского произведения? При каких условиях набор элементов (фактов, образов, нормативов), превращенных в сознании журналиста в «картину мира», а затем — воплощенных в тексте, способен при возникновении коммуникативной ситуации не только сообщать читателю «законсервированную» в нем информацию, но и вызывать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое? Надо полагать, данный эффект возможен при соблюдении принципа единства формы и содержания, то есть при грамотном отборе информации - смысловых блоков, содержательных элементов и проработке всех типов структурно-композиционных связей между ними.
В научной литературе по журналистике форма журналистского (публицистического) текста рассматривается через единство иерархических связей между различными типами информации (смысловыми блоками). Теоретики журналистики, в частности Г.В. Лазутина, выделяют три типа связей в журналистском произведении: поверхностные, глубинные, метасвязи.
Под «глубинными связями» понимается такое средство организации текста, как композиция. Композиция (от лат. «составление, связывание») отражает построение текста с точки зрения его внутренней логики (не зря композицию называют «внутренней формой»).
При описании композиции Ж(П)П ученые-журналисты обращаются к результатам исследований других гуманитарных наук, например к лингвистике. Ее представители В.Л. Звегинцев и И.Р. Гальперин77 под композицией понимают связи между фактической информацией (содержательно-фактуальной) и информацией интерпретирующей (содержательно-концептуальной). Первая «содержит сообщения о фактах, событиях, процессах», вторая «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-фактуальной информации»78. Внутренняя логика текста, согласно данной концепции, передает нерасторжимое единство двух типов информации, а также логические переходы от одного типа к другому.
B. А. Звегинцев пишет: «Естественное направление движения акта общения, использующего в качестве своего средства язык, должно, по-видимому, идти от события (факта) к тексту (языковой картине действительности)»7'. В упрощенном виде суть концепции можно передать через требование последовательности и взаимодействия фактов и выводов.
Другой научный подход к описанию композиции мы находим в работах Н.И.Жинкина и Т.М. Дридзе80. Иерархическая организация содержания текста раскрывается ими через категорию темы. Именно тема — предмет речи, по их мнению, объединяет вокруг себя элементы текста, и тогда текст предстает как иерархия темы, подтем и субподтем, раскрывающих тему. Другими словами,[2] иерархическая организация текстового содержания — это единство предикатов разного уровня. «Если исходить из того положения, — пишет Н.И. Жинкин, — что субъектом высказываний является реальный предмет действительности, еще неизвестный в каких-то качествах слушающему (читающему), то всякая речь может быть сведена к системе предикатов, которые, последовательно дополняя друг друга, раскрывают состав и соотношение признаков неизвестного ранее предмета действительности. <...> Эти предикаты не нанизываются друг за другом в одну однородную цепь, но некоторые из них являются главными, другие дополнительными, а третьи дополнительными к этим вторым и т. д., то есть устанавливается некоторая иерархия предикатов»81.
В работах Т.М. Дридзе «предикатная композиция текста» представлена в четкой схеме82:
I. Главная мысль (цель сообщения).
И. Элементы содержания: А. Основные элементы: 1) основной констатирующий тезис, 2) разъяснение основного тезиса, 3) аналитическая оценка ситуации; Б. Второстепенные элементы: 1) иллюстрации к тезисам, 2) общий фон к цели выступления.
При этом основной тезис развивает предикат главной мысли, разъясняющий тезис - предикат основного тезиса, аналитическая оценка выражает значение или следствие ситуации, рассмотренной в тексте, фон подводит к теме и часто заканчивается формулировкой задачи выступления.
В современной журналистике результаты лингвистических исследований аккумулируются и экстраполируются на журналистский (публицистический) текст. Так, можно заметить, что Г.В. Лазутина в своей трактовке глубинных связей журналистского (публицистического) текста базируется на указанных концепциях. По ее определению, «содержание - сущность, выразившая себя через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей. <...> А композиция — средство организации текста, алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемые авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем»83[3]. Согласно ее точке зрения, факты, приводимые журналистом в доказательство своих мыслей, соединяются в тексте не последовательно, не поверхностными связями, а глубинными — по существу и образуют внутри текста относительно самостоятельные микротемы. В журналистском (публицистическом) произведении, по мнению Г.В.Лазутиной, могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве, смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления, разнородные факты и наблюдения. Однако это соединение не случайное, а целенаправленное.
Внутренняя логика, в свою очередь, всегда обусловлена рядом факторов. В самом общем виде их набор может быть сведен к трем: 1) предмет отображения; 2) творческая задача, решаемая автором (в соответствии с концепцией издания и профессиональными установками); 3) особенности восприятия текста читателем. Сочетание факторов порождает типы Ж(П)П, дифференцированные по функциональному предназначению и имеющие различные типы композиции. Вывод, который можно сделать на основе суждений Г.В. Лазутиной: композиция журналистского текста — это средство организации различных типов информации (мы знаем, что их четыре), проявляющееся в установлении иерархических отношений между ними и формировании на основе этих отношений целостного единства, способствующего реализации творческой задачи.
С точки зрения семантики работа над композицией журналистского произведения включает: 1) обеспечение присутствия в тексте всех типов информации в соответствии с концепцией, выработанной на основе целенаправленного изучения предмета отображения действительности; 2) установление в соответствии с творческой задачей иерархических отношений между ними (что является целью сообщения, что — основными его элементами, а что — второстепенными); 3) проверку полученного результата с точки зрения соблюдения логики мыслительных операций, производимых человеческим сознанием в зависимости от предмета познания (соотношение между фактами и выводами).
Именно авторское видение определяет расстановку акцентов в материале (то есть определение иерархии типов информации). Г.В. Лазутина отмечает: «Есть варианты материалов, где авторское внимание распределено между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: в — v — р — п. Есть композиционные решения, в основе которых — акцент на ситуации... есть такие, где акцент — на оценках и аргументах...»84. По ее мнению, композиция журналистского материала может быть простой - интегральной, если творческая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы одного информационного слоя; <...> а может быть сложной — интегрально- дифференцированной, если задача усложняется и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней.
В свою очередь, Л.М. Майданова выделяеттакие типы композиции, как событийная, логическая и метасобытийная. Событийная композиция текста отражает диалектику развития мира, то есть его развитие через систему причинно-следственных связей (которые не всегда соотносятся с хронологией развития). Л.М. Майданова указывает на то, что «событие может быть подано и с соблюдением, и с нарушением хронологии; важно лишь то, что его эпизоды — это опорные пункты, держащие на себе всю конструкцию текста»85. Событийная композиция прежде всего характерна для новостных текстов. Однако она может быть присуща и проблемно-аналитическим материалам (например, статье), и художественно-публицистическим (например, очерку), если основа материала - история предмета речи, динамика развития того или иного события, становление характера героя произведения. Ряд исследователей теоретических основ творческой[4] деятельности журналиста указывают на существование фабульного приема подачи событий. [5]В литературоведении для того, чтобы отличать фабулу (от лат. «сказание, рассказ, предание») от сюжета, приняты следующие определения: сюжет — художественное расположение событий, фабула - их хронологическая последовательное. М.Н.Ким берет за основу в науке определение: «сюжет- схема событий, фабула- их конкретное многостороннее изображение»[6]. по его мнению фабульное построение материала отличается от сюжетного тем, что журналист отражает в тексте наиболее примечательные события, которые раскрывают то или иное социальное явление или проблему. Фабульное повествование дает сцепление событий, i n их увидел и оценил публицист.
Логический, или проблемно-аналитический, тип композиции отражает развитие мира через конфликт, противоречие. В самом общем виде структура такого текста содержит три части: тезис (норма, прескриптивная информация) — антитезис (отклонение от нормы, суть противоречия; дескриптивная, валюативная информация) - синтез (разрешение конфликта; нормативная информация). В текстах с логическим типом композиции развертывание изложения предстает как смена одного тезиса другим.
Метасобытийная композиция, по мнению Л.М. Майдановой, возможна в тех текстах, где есть метасобытие, то есть событие, имеющее символическое (вневременное значение), а также в текстах, обогащенных элементами авторского повествования. В таких текстах композиция усложняется за счет установления связей с пре- текстами, экстралингвистическими факторами текстопостроения. Установление внутренней логики повествования в текстах с мета- событийной композицией невозможно без знания «окружения» события, ситуаций, представленных в нем. Текст с метасобытийной композицией представляет собой своеобразный гипертекст, связи которого расширяются благодаря ссылкам на дополнительную информацию. Естественно, что такого рода «ссылки» значительно обогащают содержание текста.
Однако это еще не все. Выше мы отмечали обусловленность композиции таким фактором, как особенности восприятия информации аудиторией, то есть при работе над композицией журналистского текста в обязательном порядке необходимо учитывать и коммуникативный аспект. Ведь композиция есть последовательность задач по обеспечению контакта текста с потребителем информации. Или, как отмечает Г.В. Лазутина, «синтактика журналистского текста нацелена не только на воплощение темы и идеи, но и на создание условий для быстрого освоения информации адресатом»87. Контакт будет тем теснее, чем более текст способствует удовлетворению информационной потребности читателя. В связи с направленностью журналистского текста на аудиторию Г.В. Лазутина призывает соблюдать следующее «правило композиционного построения журналистского произведения»: «Композиция журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед автором коммуникативных задач»88. Четыре — это устойчивая количественная характеристика задач, которая обеспечивает успешный контакт журналистского текста с адресатом информации. Вслед за Е.И. Прониным Г.В. Лазутина называет следующие: «1) ввод в ситуацию, 2) обозначение (и оценка) проблемы, 3) предъявление оценок и аргументов (о причинах, прогнозе развития проблемной ситуации), 4) практическая постановка вопроса (программа выхода)»89. Четыре подтемы или композиционных блока составляют основу журналистского произведения. Взаимная увязка между собой композиционных категорий и расположение в конкретном журналистском произведении определяется творческим замыслом журналиста, увязывается с жанровой спецификой и подкрепляется монтажными приемами. Произведение может начаться с «постановки проблемы», а может быть начато «практической постановкой вопроса» или просто «введением в проблему».
С точки зрения прагматики работа над композицией включает: 1) соотнесение присутствующих в тексте типов информации с четырьмя задачами по организации контакта текста с аудиторией; 2) соблюдение принципов драматургического построения, позволяющих добиваться максимального эмоционального воздействия на читателя. В данном случае речь идет об известных нам из курса литературоведения категориях: завязка - развитие действия — кульминация — развязка. Однако при анализе композиции журналистского текста простое заимствование литературоведческих категорий методически недостаточно, так как специфика журналистского текста как носителя журналистской информации по-своему видоизменяет роли композиционных узлов произведения, наполняет привычные литературоведческие категории новым содержанием. Так, завязка в журналистском произведении приобретает резко и определенно выраженный характер сообщения новости или постановки проблемы. Развитие действия требует либо введения деталей и подробностей факта, либо развертывания системы доказательств (опровержений) по каждой из упомянутых в материале точек зрения. Своеобразна и кульминация в журналистском произведении. Это «высшая точка развития действия», требующая практической постановки вопроса. Этот композиционный узел журналистского текста предполагает формирование практических рекомендаций, представляющих логическое обобщение всего изложенного материала. Именно благодаря их четкости и определенности удается практически однозначно понимать и фиксировать рабочую идею журналистского текста, даже если она и не сформулирована вер- бально. Осознав цель, довольно просто уяснить, какие средства ее достижения рекомендует журналист, определить исполнителей и гарантов, поименованных или подразумеваемых в произведении. Очевидно, что кульминация — наиболее напряженный фрагмент журналистского произведения, на который работают все остальные информационные блоки. В отличие от художественного произведения журналистская публикация принципиально не завершена. Ее рабочая идея должна реализоваться в общественной практике читателей. Как отмечал Е.И. Пронин, журналистский текст разомкнут в жизнь и его выразительные средства продолжаются в стимулах мыслительного и реального поведения его читателей.
Выбор последовательности смысловых блоков и стыковка их между собой представляют работу над структурой текста, или поверхностными связями. Перестановка композиционных узлов в произведении - не механическая работа, а творческая операция, которая вносит в текст дополнительные оттенки смысла, а иногда и полностью изменяет его. Монтажная работа с композиционной схемой дает журналисту богатый выбор вариантов изложения. Поверхностные связи текста, по мнению Г.В. Лазутиной, «обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое»90. По мнению Г.В. Лазутиной, «поверхностные связи журналистского текста ... имеют отчетливо выраженный монтажный характер»91, поэтому она сравнивает деятельность журналиста по выстраиванию поверхностных связей текста с манипуляциями монтажера: «Связи монтажного характера задаются <...> не только объектом действительности, который отражается в произведении, но и субъектом деятельности, его замыслом, предопределяющим опосредованность отражения»92. Например, «последовательное» или «параллельное» соединение смысловых элементов, раскрывающих внутреннюю логику развития мысли.
Поверхностные связи в журналистском произведении, по сути, есть воплощение на практике композиционных связей (т. е. реализация авторского замысла во всей его полноте). В силу своей высокой проникающей способности они призваны логично и естественно стыковать текстовые элементы из разных рядов (фактологического, образного, нормативного). Итак, Г.В. Лазутина определяет монтаж как средство организации текста, выступающее как «система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов»93. Эти правила не диктуют конкретные варианты сочетания в произведении элементарных выразительных средств. Их функция, как отмечает Г.В. Лазутина, «обеспечить отчетливость и точность передачи авторской мысли, ее прозрачность, гармоничность и эстетическую состоятельность материала»94, то есть они ориентируют творческий поиск журналиста в области формы на максимальное соответствие журналистского текста ожиданиям аудитории. О правилах, обеспечивающих грамотный монтаж журналистского (публицистического) текста — читай у Г.В. Лазутиной95.
Третий тип связи содержания и формы журналистского текста— метасвязи (мета — «после, сверх, через»): связи между связями, обеспечивающие тексту качественно новый уровень единства. Г.В. Лазутина считает, что метасвязи существуют в любом произведении. В результате пересечения смыслов и микросмыслов, передаваемых информацией разных типов, в тексте возникает некий сверхсмысл, то есть читатель получает из текста больше информации, чем выражено языковыми средствами. Природа сверхсмысла имеет образный характер. Автор «обыгрывает» детали реальности в свете образов культуры и подводит читателей к формулировке нормативов (например: «формализм — это зло, его не должно быть»). В связи с этим необходимо говорить о том, что дополнительный смысл имеет интертекстуальную природу — в результате связи журналистского (публицистического) произведения с другими текстами. Сверхсмысл есть идея (журналистский (публицистический) образ), рожденная в сознании читателя. «Журналистский (публицистический) образ — не просто метафора, и дело здесь не столько в переносе одного предмета или явления на другой, сколько именно в синтезе признаков, реалий действительности с реалиями прошлого, зафиксированными в культуре. Это особый вариант символа (образа), поскольку выражает собой синтез смыслов реальности и смыслов культуры».
[1] Майданова Л.М. Целостность и связность газетного текста / Л.М. Май- данова, Н.В. Муравьева, С.И. Сметанина. - Свердловск, 1984. - С. 56.
[2] Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория / В.А. Звегинцев. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 248 с. / Сканирование и корректура: Aerius (ае- lib.org.ua), 2004 ; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. — 5-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2007. -
C. 26-50, 73-87.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - 5-е изд., стер. — М.: КомКнига, 2007. — С. 26-27.
Звегинцев В.А. Указ. соч.
Жинкин Н.И. Язык - речь — творчество (Избранные труды) / Н.И. Жин- кин; сост., науч. ред. С.И. Гиндина. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.; Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. — М., 1980. — 240 с.
[3] Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 110.
[4] Жинкин Н.И. Указ. соч. С. 148.
Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2009. - 240 с.
[5] Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 114.
Майданова Л.М. Указ. соч. С. 60.
[6] Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - С. 251.