Методические рекомендации по изучению темы

Тема б. Средства организации публицистического произведения

Учебные вопросы. Журналистский (публицистический) текст как целостное образование. Синтактическая полноценность журналист­ского произведения: типы связей. Композиция как внутренняя ло­гика текста. Научные подходы к трактовке композиции. Методика работы над композицией журналистского произведения. Структур­ные связи журналистского произведения. Понятие «метасвязей».

Изучив тему, студент должен: иметь представление о единс­тве иерархических связей в журналистском произведении; знать, что собой представляют композиция и структура журналистского произведения, а также как влияет творческая задача на выбор типа композиции и структуры; уметь анализировать структурно-компо­зиционную организацию чужого журналистского произведения, а также грамотно устанавливать иерархические отношения между различными типами информации в собственных текстах, форми­руя на основе этих отношений целостное единство текста, способс­твующего реализации творческой задачи.

Методические рекомендации по изучению темы

I. Изучить учебный материал по следующим научным и учебно- методическим работам:

1) Кайда, Л.Г. Композиционная поэтика: учеб. пособие /Л.Г. Кай- да. - М.: Флинта ; Наука, 2006. — 141 е.;

Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналис­та : учеб. / Г.В. Лазутина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ас­пект Пресс, 2004. - С. 97-117;

1) Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тегшяшина. - СПб.: Питер, 2006. - С. 90-98;

2) Мисонжников, Б.Я. Отражение действительности в тексте / Б.Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журна­листа : учеб. / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание ; СП6ИВЭСЭП,2000.-С. 114-124;

3) Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналис­та : учеб. пособие / Е.В. Черникова. - М. : Гардарики, 2005. - С. 205-219.

II. Акцентировать внимание на функциональном различии та­ких средств организации журналистского произведения, как ком­позиция и монтаж.

III. Вести непрерывную работу с материалами текущей пери­одики: подбирать вырезки наиболее интересных журналистских произведений из газет и журналов, проводить профессиональный анализ текстов, делая акцент на выявлении их структурно-компо­зиционных особенностей. Анализ структурно-композиционных отношений в Ж(П)Т должен включать в себя следующие действия: 1) определение типов информации (ЭВС), использованных авто­ром; 2) установление иерархии отношений между ними (основных элементов текста и второстепенных); 3) проверку последователь­ности и достаточности смысловых блоков (типов информации) с точки зрения соответствия законам и правилам логики; 4) оцен­ку «сцепления» смысловых блоков, а также целостности текста; 5) вывод о полной (неполной) реализации творческой задачи. Та­кие упражнения будут не только способствовать формированию профессиональных умений, но и развивать критическое, исследо­вательское отношение к журналистской практике.

IV. Ответить на контрольные вопросы.

1. Что такое целостность журналистского (публицистического) произведения (Ж(П)П)? Каким образом она достигается?

2. Какие типы связей в Ж(П)П выделяют теоретики журналистики?

3. Дайте определение понятию «композиция текста». В чем специ­фика композиции Ж(П)П? Меняется ли наполнение композици­онных узлов Ж(П)П по сравнению с художественным текстом?

4. Что собой представляет структура Ж(П)П? Перечислите правила монтажа Ж(П)П, сформулированные Г.В. Лазутиной.

5. Каким образом в Ж(П)П обеспечивается уровень метасвязей? К какому результату это приводит?

Освоению темы может помочь учебный материал.

Газетный текст — целостное образование, построенное в соот­ветствии с требованиями целеполагания и тематического единс­тва. Целостность газетного текста определяется подчиненностью всех его элементов авторскому замыслу и проявляется, по мнению JT.M. Майдановой, в структурированности содержания: «вертикаль­ном» его членении или в иерархичности его смысловых элементов. Иерархичность проявляется в том, что текст «при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более «глубокой», каждый раз сохраняет для воспринимающего сознания смысловое тождество, лишаясь лишь маргинальных элементов»76[1].

Каким же образом достигается синтактическая полноценность журналистского произведения? При каких условиях набор элемен­тов (фактов, образов, нормативов), превращенных в сознании жур­налиста в «картину мира», а затем — воплощенных в тексте, спо­собен при возникновении коммуникативной ситуации не только сообщать читателю «законсервированную» в нем информацию, но и вызывать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое? Надо полагать, данный эффект возможен при соблюдении принципа единства формы и содержания, то есть при грамотном отборе информации - смысловых блоков, содержа­тельных элементов и проработке всех типов структурно-компози­ционных связей между ними.

В научной литературе по журналистике форма журналистского (публицистического) текста рассматривается через единство иерар­хических связей между различными типами информации (смысло­выми блоками). Теоретики журналистики, в частности Г.В. Лазу­тина, выделяют три типа связей в журналистском произведении: поверхностные, глубинные, метасвязи.

Под «глубинными связями» понимается такое средство организа­ции текста, как композиция. Композиция (от лат. «составление, свя­зывание») отражает построение текста с точки зрения его внутренней логики (не зря композицию называют «внутренней формой»).

При описании композиции Ж(П)П ученые-журналисты об­ращаются к результатам исследований других гуманитарных наук, например к лингвистике. Ее представители В.Л. Звегинцев и И.Р. Гальперин77 под композицией понимают связи между факти­ческой информацией (содержательно-фактуальной) и информаци­ей интерпретирующей (содержательно-концептуальной). Первая «содержит сообщения о фактах, событиях, процессах», вторая «со­общает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-факту­альной информации»78. Внутренняя логика текста, согласно дан­ной концепции, передает нерасторжимое единство двух типов ин­формации, а также логические переходы от одного типа к другому.

B. А. Звегинцев пишет: «Естественное направление движения акта общения, использующего в качестве своего средства язык, должно, по-видимому, идти от события (факта) к тексту (языковой картине действительности)»7'. В упрощенном виде суть концепции можно передать через требование последовательности и взаимодействия фактов и выводов.

Другой научный подход к описанию композиции мы находим в работах Н.И.Жинкина и Т.М. Дридзе80. Иерархическая органи­зация содержания текста раскрывается ими через категорию темы. Именно тема — предмет речи, по их мнению, объединяет вокруг себя элементы текста, и тогда текст предстает как иерархия темы, подтем и субподтем, раскрывающих тему. Другими словами,[2] иерархическая организация текстового содержания — это единство предикатов разного уровня. «Если исходить из того положения, — пишет Н.И. Жинкин, — что субъектом высказываний является ре­альный предмет действительности, еще неизвестный в каких-то качествах слушающему (читающему), то всякая речь может быть сведена к системе предикатов, которые, последовательно дополняя друг друга, раскрывают состав и соотношение признаков неизвест­ного ранее предмета действительности. <...> Эти предикаты не на­низываются друг за другом в одну однородную цепь, но некоторые из них являются главными, другие дополнительными, а третьи до­полнительными к этим вторым и т. д., то есть устанавливается не­которая иерархия предикатов»81.

В работах Т.М. Дридзе «предикатная композиция текста» пред­ставлена в четкой схеме82:

I. Главная мысль (цель сообщения).

И. Элементы содержания: А. Основные элементы: 1) основной констатирующий тезис, 2) разъ­яснение основного тезиса, 3) аналитическая оценка ситуации; Б. Второстепенные элементы: 1) иллюстрации к тезисам, 2) общий фон к цели выступления.

При этом основной тезис развивает предикат главной мысли, разъясняющий тезис - предикат основного тезиса, аналитическая оценка выражает значение или следствие ситуации, рассмотренной в тексте, фон подводит к теме и часто заканчивается формулиров­кой задачи выступления.

В современной журналистике результаты лингвистических ис­следований аккумулируются и экстраполируются на журналистский (публицистический) текст. Так, можно заметить, что Г.В. Лазутина в своей трактовке глубинных связей журналистского (публицисти­ческого) текста базируется на указанных концепциях. По ее опре­делению, «содержание - сущность, выразившая себя через структу­рирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей. <...> А композиция — средс­тво организации текста, алгоритм объединения глубинными связя­ми микросмыслов, задаваемые авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде опре­деленной последовательности подтем»83[3]. Согласно ее точке зрения, факты, приводимые журналистом в доказательство своих мыслей, соединяются в тексте не последовательно, не поверхностными свя­зями, а глубинными — по существу и образуют внутри текста от­носительно самостоятельные микротемы. В журналистском (пуб­лицистическом) произведении, по мнению Г.В.Лазутиной, могут связываться различные события, разделенные во времени и про­странстве, смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления, разнородные факты и наблюдения. Однако это соедине­ние не случайное, а целенаправленное.

Внутренняя логика, в свою очередь, всегда обусловлена рядом факторов. В самом общем виде их набор может быть сведен к трем: 1) предмет отображения; 2) творческая задача, решаемая автором (в соответствии с концепцией издания и профессиональными ус­тановками); 3) особенности восприятия текста читателем. Сочета­ние факторов порождает типы Ж(П)П, дифференцированные по функциональному предназначению и имеющие различные типы композиции. Вывод, который можно сделать на основе суждений Г.В. Лазутиной: композиция журналистского текста — это средство организации различных типов информации (мы знаем, что их че­тыре), проявляющееся в установлении иерархических отношений между ними и формировании на основе этих отношений целостно­го единства, способствующего реализации творческой задачи.

С точки зрения семантики работа над композицией журналист­ского произведения включает: 1) обеспечение присутствия в тексте всех типов информации в соответствии с концепцией, выработан­ной на основе целенаправленного изучения предмета отображения действительности; 2) установление в соответствии с творческой за­дачей иерархических отношений между ними (что является целью сообщения, что — основными его элементами, а что — второстепен­ными); 3) проверку полученного результата с точки зрения соблю­дения логики мыслительных операций, производимых человечес­ким сознанием в зависимости от предмета познания (соотношение между фактами и выводами).

Именно авторское видение определяет расстановку акцентов в материале (то есть определение иерархии типов информации). Г.В. Лазутина отмечает: «Есть варианты материалов, где авторское внимание распределено между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: в — v — р — п. Есть композиционные решения, в основе которых — акцент на си­туации... есть такие, где акцент — на оценках и аргументах...»84. По ее мнению, композиция журналистского материала может быть простой - интегральной, если творческая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы одного ин­формационного слоя; <...> а может быть сложной — интегрально- дифференцированной, если задача усложняется и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней.

В свою очередь, Л.М. Майданова выделяеттакие типы компози­ции, как событийная, логическая и метасобытийная. Событийная композиция текста отражает диалектику развития мира, то есть его развитие через систему причинно-следственных связей (которые не всегда соотносятся с хронологией развития). Л.М. Майданова указывает на то, что «событие может быть подано и с соблюдением, и с нарушением хронологии; важно лишь то, что его эпизоды — это опорные пункты, держащие на себе всю конструкцию текста»85. Событийная композиция прежде всего характерна для новостных текстов. Однако она может быть присуща и проблемно-аналити­ческим материалам (например, статье), и художественно-публи­цистическим (например, очерку), если основа материала - исто­рия предмета речи, динамика развития того или иного события, становление характера героя произведения. Ряд исследователей те­оретических основ творческой[4] деятельности журналиста указыва­ют на существование фабульного приема подачи событий. [5]В лите­ратуроведении для того, чтобы отличать фабулу (от лат. «сказание, рассказ, предание») от сюжета, приняты следующие определения: сюжет — художественное расположение событий, фабула - их хро­нологическая последовательное. М.Н.Ким берет за основу в науке определение: «сюжет- схема событий, фабула- их конкретное многостороннее изображение»[6]. по его мнению фабульное построение материала отличается от сюжетного тем, что журналист отражает в тексте наиболее примечательные события, которые раскрывают то или иное социальное явление или проблему. Фабульное повествование дает сцепление событий, i n их увидел и оценил публицист.

Логический, или проблемно-аналитический, тип компози­ции отражает развитие мира через конфликт, противоречие. В са­мом общем виде структура такого текста содержит три части: тезис (норма, прескриптивная информация) — антитезис (отклонение от нормы, суть противоречия; дескриптивная, валюативная информа­ция) - синтез (разрешение конфликта; нормативная информация). В текстах с логическим типом композиции развертывание изложе­ния предстает как смена одного тезиса другим.

Метасобытийная композиция, по мнению Л.М. Майдановой, возможна в тех текстах, где есть метасобытие, то есть событие, име­ющее символическое (вневременное значение), а также в текстах, обогащенных элементами авторского повествования. В таких тек­стах композиция усложняется за счет установления связей с пре- текстами, экстралингвистическими факторами текстопостроения. Установление внутренней логики повествования в текстах с мета- событийной композицией невозможно без знания «окружения» со­бытия, ситуаций, представленных в нем. Текст с метасобытийной композицией представляет собой своеобразный гипертекст, свя­зи которого расширяются благодаря ссылкам на дополнительную информацию. Естественно, что такого рода «ссылки» значительно обогащают содержание текста.

Однако это еще не все. Выше мы отмечали обусловленность композиции таким фактором, как особенности восприятия инфор­мации аудиторией, то есть при работе над композицией журналист­ского текста в обязательном порядке необходимо учитывать и ком­муникативный аспект. Ведь композиция есть последовательность задач по обеспечению контакта текста с потребителем информации. Или, как отмечает Г.В. Лазутина, «синтактика журналистского текс­та нацелена не только на воплощение темы и идеи, но и на создание условий для быстрого освоения информации адресатом»87. Контакт будет тем теснее, чем более текст способствует удовлетворению ин­формационной потребности читателя. В связи с направленностью журналистского текста на аудиторию Г.В. Лазутина призывает соб­людать следующее «правило композиционного построения журна­листского произведения»: «Композиция журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед автором коммуникативных задач»88. Четыре — это ус­тойчивая количественная характеристика задач, которая обеспечи­вает успешный контакт журналистского текста с адресатом инфор­мации. Вслед за Е.И. Прониным Г.В. Лазутина называет следующие: «1) ввод в ситуацию, 2) обозначение (и оценка) проблемы, 3) предъ­явление оценок и аргументов (о причинах, прогнозе развития про­блемной ситуации), 4) практическая постановка вопроса (программа выхода)»89. Четыре подтемы или композиционных блока составляют основу журналистского произведения. Взаимная увязка между собой композиционных категорий и расположение в конкретном журна­листском произведении определяется творческим замыслом журна­листа, увязывается с жанровой спецификой и подкрепляется мон­тажными приемами. Произведение может начаться с «постановки проблемы», а может быть начато «практической постановкой вопро­са» или просто «введением в проблему».

С точки зрения прагматики работа над композицией включа­ет: 1) соотнесение присутствующих в тексте типов информации с четырьмя задачами по организации контакта текста с аудиторией; 2) соблюдение принципов драматургического построения, позво­ляющих добиваться максимального эмоционального воздействия на читателя. В данном случае речь идет об известных нам из курса литературоведения категориях: завязка - развитие действия — куль­минация — развязка. Однако при анализе композиции журналист­ского текста простое заимствование литературоведческих катего­рий методически недостаточно, так как специфика журналистского текста как носителя журналистской информации по-своему видо­изменяет роли композиционных узлов произведения, наполняет привычные литературоведческие категории новым содержанием. Так, завязка в журналистском произведении приобретает резко и определенно выраженный характер сообщения новости или поста­новки проблемы. Развитие действия требует либо введения деталей и подробностей факта, либо развертывания системы доказательств (опровержений) по каждой из упомянутых в материале точек зре­ния. Своеобразна и кульминация в журналистском произведении. Это «высшая точка развития действия», требующая практической постановки вопроса. Этот композиционный узел журналистского текста предполагает формирование практических рекомендаций, представляющих логическое обобщение всего изложенного мате­риала. Именно благодаря их четкости и определенности удается практически однозначно понимать и фиксировать рабочую идею журналистского текста, даже если она и не сформулирована вер- бально. Осознав цель, довольно просто уяснить, какие средства ее достижения рекомендует журналист, определить исполнителей и гарантов, поименованных или подразумеваемых в произведении. Очевидно, что кульминация — наиболее напряженный фрагмент журналистского произведения, на который работают все остальные информационные блоки. В отличие от художественного произве­дения журналистская публикация принципиально не завершена. Ее рабочая идея должна реализоваться в общественной практике читателей. Как отмечал Е.И. Пронин, журналистский текст разо­мкнут в жизнь и его выразительные средства продолжаются в сти­мулах мыслительного и реального поведения его читателей.

Выбор последовательности смысловых блоков и стыковка их между собой представляют работу над структурой текста, или по­верхностными связями. Перестановка композиционных узлов в произведении - не механическая работа, а творческая операция, которая вносит в текст дополнительные оттенки смысла, а иног­да и полностью изменяет его. Монтажная работа с композицион­ной схемой дает журналисту богатый выбор вариантов изложения. Поверхностные связи текста, по мнению Г.В. Лазутиной, «обеспе­чивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую после­довательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое»90. По мнению Г.В. Лазутиной, «повер­хностные связи журналистского текста ... имеют отчетливо выра­женный монтажный характер»91, поэтому она сравнивает деятель­ность журналиста по выстраиванию поверхностных связей текста с манипуляциями монтажера: «Связи монтажного характера зада­ются <...> не только объектом действительности, который отража­ется в произведении, но и субъектом деятельности, его замыслом, предопределяющим опосредованность отражения»92. Например, «последовательное» или «параллельное» соединение смысловых элементов, раскрывающих внутреннюю логику развития мысли.

Поверхностные связи в журналистском произведении, по сути, есть воплощение на практике композиционных связей (т. е. реализация авторского замысла во всей его полноте). В силу сво­ей высокой проникающей способности они призваны логично и естественно стыковать текстовые элементы из разных рядов (фак­тологического, образного, нормативного). Итак, Г.В. Лазутина оп­ределяет монтаж как средство организации текста, выступающее как «система действий, направленных на объединение поверх­ностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов»93. Эти правила не диктуют конкретные варианты сочетания в произведе­нии элементарных выразительных средств. Их функция, как отме­чает Г.В. Лазутина, «обеспечить отчетливость и точность передачи авторской мысли, ее прозрачность, гармоничность и эстетическую состоятельность материала»94, то есть они ориентируют творческий поиск журналиста в области формы на максимальное соответствие журналистского текста ожиданиям аудитории. О правилах, обеспе­чивающих грамотный монтаж журналистского (публицистическо­го) текста — читай у Г.В. Лазутиной95.

Третий тип связи содержания и формы журналистского текс­та— метасвязи (мета — «после, сверх, через»): связи между связя­ми, обеспечивающие тексту качественно новый уровень единства. Г.В. Лазутина считает, что метасвязи существуют в любом произ­ведении. В результате пересечения смыслов и микросмыслов, пе­редаваемых информацией разных типов, в тексте возникает некий сверхсмысл, то есть читатель получает из текста больше информа­ции, чем выражено языковыми средствами. Природа сверхсмысла имеет образный характер. Автор «обыгрывает» детали реальности в свете образов культуры и подводит читателей к формулировке нор­мативов (например: «формализм — это зло, его не должно быть»). В связи с этим необходимо говорить о том, что дополнительный смысл имеет интертекстуальную природу — в результате связи жур­налистского (публицистического) произведения с другими текс­тами. Сверхсмысл есть идея (журналистский (публицистический) образ), рожденная в сознании читателя. «Журналистский (публи­цистический) образ — не просто метафора, и дело здесь не столько в переносе одного предмета или явления на другой, сколько имен­но в синтезе признаков, реалий действительности с реалиями про­шлого, зафиксированными в культуре. Это особый вариант симво­ла (образа), поскольку выражает собой синтез смыслов реальности и смыслов культуры».

[1] Майданова Л.М. Целостность и связность газетного текста / Л.М. Май- данова, Н.В. Муравьева, С.И. Сметанина. - Свердловск, 1984. - С. 56.

[2] Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория / В.А. Звегинцев. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 248 с. / Сканирование и корректура: Aerius (ае- lib.org.ua), 2004 ; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического ис­следования / И.Р. Гальперин. — 5-е изд., стер. - М. : КомКнига, 2007. -

C. 26-50, 73-87.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - 5-е изд., стер. — М.: КомКнига, 2007. — С. 26-27.

Звегинцев В.А. Указ. соч.

Жинкин Н.И. Язык - речь — творчество (Избранные труды) / Н.И. Жин- кин; сост., науч. ред. С.И. Гиндина. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.; Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. — М., 1980. — 240 с.

[3] Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 110.

[4] Жинкин Н.И. Указ. соч. С. 148.

Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2009. - 240 с.

[5] Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 114.

Майданова Л.М. Указ. соч. С. 60.

[6] Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - С. 251.

Наши рекомендации