Основные идеи неофрейдизма
· Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.
· Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.
· Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.
· Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.
· Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
· Согласно определению Большого энциклопедического словаря: «БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление американской психологии первой половины прошлого века, которое считало предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды». Большой медицинский словарь дополняет данное определение тем, что бихевиоризм «в своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического». Психологическая энциклопедия, при этом, поясняет, что бихевиоризм «отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти».Так или иначе, но бихевиоризм являет собой одно из значимых течений психологической науки, который стал определяющим направлением в американской психологии в середине прошлого века, и радикально преобразовал в то время всю систему представлений о психике человека.
· Следует отметить, что ключевые идеи поведенческой психологии изначально были представлены науке в качестве альтернативы провалам в классической ассоциативной психологии. Используемый последней в изучении психики человека - интроспективный метод перестал соответствовать необходимым научным критериям, поскольку стал все больше и больше приводить к не повторяемым и нестабильным результатам. Именно в силу данного факта сторонники бихевиоризма решили совсем игнорировать такие категории классической психологии, как сознание, мышление, воля, чувство и прочее, по причине невозможности проверить их научными методами. Рассматривать же следует исключительно такие проявления психики человека, которые представляется возможным пронаблюдать, надежно зафиксировать и много раз повторить экспериментально в лабораторных или полевых условиях. Речь идет здесь о таком «видимом» внешнем проявлении психики как – поведение человека. В противоположность сознанию, мышлению, чувствам, функционирующим где-то внутри каждого индивида и открывающимся лишь посредством субъективного метода - самонаблюдения, поведение объективно, проявляется во внешнем мире и его можно исследовать посредством внешнего наблюдения.
· Бихевиоризм зародился в Соединенных Штатах и являл собой довольно жесткую реакцию на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Подлинный смысл событий, имеющих отношение к зарождению и стремительному развитию бихевиоризма заключается в изменении понятия о психике. В то же время в качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма можно назвать следующие:
· несостоятельность классической ассоциативной психологии с ее интроспективным методом, не способным решать практические задачи;
· философия позитивизма и прагматизма, хорошо прижившаяся на американском континенте в то время;
· научные опыты по исследованию поведения животных В. Макдугалла, Э. Торндайка и других;
· психологические и физиологические исследования русских ученых И.П. Павлова и В. М. Бехтерева.
· В первую очередь следует отметить в качестве предпосылки развития бихевиоризма - теоретические и экспериментальные исследования американских и европейских ученых. В частности это относится к исследованиям поведения и инстинктов английским ученым Вильяма Макдугаллом. Одной из главных идей Макдугалла – человек рождается со многими изначально присущими ему формами поведения, направленными на осуществление определенной цели. Эти формы поведения, или инстинкты, являются врожденными психологическими предрасположенностями, состоящими из когнитивного, эмоционального и экспрессивного компонентов. Эта предрасположенность проявляется в инстинктивном поведении человека, или в моторных реакциях, а сами моторные реакции, или инстинкты модифицируются в результате приобретаемого опыта и обучения. Также он предположил, что между инстинктами и эмоциями человека есть вполне определенная взаимосвязь: инстинкту борьбы соответствует чувство гнева, инстинкту бегства соответствует чувство страха, инстинкту родительской заботы соответствуют чувства нежности и любви, сексуальный инстинкт проявляется в страсти. При этом инстинкты, являясь врожденными, заменили у Макдугалла понятие мотивы, а личность представлялась им как сочетание инстинктов и проявляющихся в результате отношений в целом, исследования Макдугалла были посвящены решению проблемы природы инстинктов – либо они являются врожденными, либо формируются в опыте и в ходе научения.
· В самом начале прошлого века русский ученый И.П. Павлов провел серию экспериментальных исследований на собаках, показав научному миру механизм условного рефлекса. Он во время кормления голодной собаки, у которой начиналось слюновыделение при виде еды, звонил в звонок. В итоге один лишь звук этого звонка начал вызывать выделение слюны у собаки, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. При этом выделение слюны при виде пищи – безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку – условный рефлекс, приобретенный в процессе научения. Открытие нашего ученого, которое было названо - классическим обусловливанием, приобрело настолько весомое значение в психологии, что к научению чуть ли не приравняли условный рефлекс. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области; с другой стороны, можно выработать способность тонко различать сходные стимулы. Открытие ориентировочного рефлекса, или рефлекса «что такое?» – также заслуга Павлова.
· Другой предпосылкой зарождения бихевиоризма можно считать исследования животных в рамках этологии (науке о поведении животных) первой половины прошлого века, проведенные Конрадом Лоренцом и Николасом Тинбергеном. Эти ученые проводили исследования животных в рамках реализации идеи немецкого ученого Оскара Хейнрота, что «при составлении классификации животных кроме анатомической и физиологической классификации необходимо описать поведение животных». При этом они предположили, что различным видам животных присущи типичные, характерные формы поведения, что является основой различий между разными видами животных, а животное является «вместилищем» многих инстинктов, которые должны стать для науки предметом изучения. При этом наиболее важной для идей бихевиоризма была идея о том, что инстинкты, во-первых, являются устойчивыми формами поведения, во-вторых, движения, составляющие поведение, вызываются конкретными, вполне определенными стимулами.
·
Согласно определению Большого энциклопедического словаря: «БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление американской психологии первой половины прошлого века, которое считало предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды». Большой медицинский словарь дополняет данное определение тем, что бихевиоризм «в своей классической форме игнорирует такие понятия, как сознание, мышление, воля, а также социальную природу психического». Психологическая энциклопедия, при этом, поясняет, что бихевиоризм «отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти».Так или иначе, но бихевиоризм являет собой одно из значимых течений психологической науки, который стал определяющим направлением в американской психологии в середине прошлого века, и радикально преобразовал в то время всю систему представлений о психике человека.
Следует отметить, что ключевые идеи поведенческой психологии изначально были представлены науке в качестве альтернативы провалам в классической ассоциативной психологии. Используемый последней в изучении психики человека - интроспективный метод перестал соответствовать необходимым научным критериям, поскольку стал все больше и больше приводить к не повторяемым и нестабильным результатам. Именно в силу данного факта сторонники бихевиоризма решили совсем игнорировать такие категории классической психологии, как сознание, мышление, воля, чувство и прочее, по причине невозможности проверить их научными методами. Рассматривать же следует исключительно такие проявления психики человека, которые представляется возможным пронаблюдать, надежно зафиксировать и много раз повторить экспериментально в лабораторных или полевых условиях. Речь идет здесь о таком «видимом» внешнем проявлении психики как – поведение человека. В противоположность сознанию, мышлению, чувствам, функционирующим где-то внутри каждого индивида и открывающимся лишь посредством субъективного метода - самонаблюдения, поведение объективно, проявляется во внешнем мире и его можно исследовать посредством внешнего наблюдения.
Бихевиоризм зародился в Соединенных Штатах и являл собой довольно жесткую реакцию на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Подлинный смысл событий, имеющих отношение к зарождению и стремительному развитию бихевиоризма заключается в изменении понятия о психике. В то же время в качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма можно назвать следующие:
несостоятельность классической ассоциативной психологии с ее интроспективным методом, не способным решать практические задачи;
философия позитивизма и прагматизма, хорошо прижившаяся на американском континенте в то время;
научные опыты по исследованию поведения животных В. Макдугалла, Э. Торндайка и других;
психологические и физиологические исследования русских ученых И.П. Павлова и В. М. Бехтерева.
В первую очередь следует отметить в качестве предпосылки развития бихевиоризма - теоретические и экспериментальные исследования американских и европейских ученых. В частности это относится к исследованиям поведения и инстинктов английским ученым Вильяма Макдугаллом. Одной из главных идей Макдугалла – человек рождается со многими изначально присущими ему формами поведения, направленными на осуществление определенной цели. Эти формы поведения, или инстинкты, являются врожденными психологическими предрасположенностями, состоящими из когнитивного, эмоционального и экспрессивного компонентов. Эта предрасположенность проявляется в инстинктивном поведении человека, или в моторных реакциях, а сами моторные реакции, или инстинкты модифицируются в результате приобретаемого опыта и обучения. Также он предположил, что между инстинктами и эмоциями человека есть вполне определенная взаимосвязь: инстинкту борьбы соответствует чувство гнева, инстинкту бегства соответствует чувство страха, инстинкту родительской заботы соответствуют чувства нежности и любви, сексуальный инстинкт проявляется в страсти. При этом инстинкты, являясь врожденными, заменили у Макдугалла понятие мотивы, а личность представлялась им как сочетание инстинктов и проявляющихся в результате отношений в целом, исследования Макдугалла были посвящены решению проблемы природы инстинктов – либо они являются врожденными, либо формируются в опыте и в ходе научения.
В самом начале прошлого века русский ученый И.П. Павлов провел серию экспериментальных исследований на собаках, показав научному миру механизм условного рефлекса. Он во время кормления голодной собаки, у которой начиналось слюновыделение при виде еды, звонил в звонок. В итоге один лишь звук этого звонка начал вызывать выделение слюны у собаки, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. При этом выделение слюны при виде пищи – безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку – условный рефлекс, приобретенный в процессе научения. Открытие нашего ученого, которое было названо - классическим обусловливанием, приобрело настолько весомое значение в психологии, что к научению чуть ли не приравняли условный рефлекс. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области; с другой стороны, можно выработать способность тонко различать сходные стимулы. Открытие ориентировочного рефлекса, или рефлекса «что такое?» – также заслуга Павлова.
Другой предпосылкой зарождения бихевиоризма можно считать исследования животных в рамках этологии (науке о поведении животных) первой половины прошлого века, проведенные Конрадом Лоренцом и Николасом Тинбергеном. Эти ученые проводили исследования животных в рамках реализации идеи немецкого ученого Оскара Хейнрота, что «при составлении классификации животных кроме анатомической и физиологической классификации необходимо описать поведение животных». При этом они предположили, что различным видам животных присущи типичные, характерные формы поведения, что является основой различий между разными видами животных, а животное является «вместилищем» многих инстинктов, которые должны стать для науки предметом изучения. При этом наиболее важной для идей бихевиоризма была идея о том, что инстинкты, во-первых, являются устойчивыми формами поведения, во-вторых, движения, составляющие поведение, вызываются конкретными, вполне определенными стимулами.