Результаты корректурной пробы. Вре-менные проме-жутки (30 с) Фон Ответы испытуемого (на корректорном бланке) Характеристики внимания пра-виль-ные (m)
Вре-менные проме-жутки (30 с) | Фон | Ответы испытуемого (на корректорном бланке) | Характеристики внимания | |||||
пра-виль-ные (m) | ошибочные | Скорость выбора (S) | Коэффици-ент точности (А) | То же, среднее значение | Показа-тель концент-рации (К) | |||
r | p | |||||||
1 | Без помех То же С помехами (I) Без помех То же - ² - С помехами (II) Без помех То же - ² - | А1 А2 Аn¢ A4 A5 A6 A¢¢n | А¢бп А¢¢бп | К¢ К¢¢ |
Порядок работы. Занятие групповое. Ведет его преподаватель или его помощник-экспериментатор. Экспериментатор выдает каждому испытуемому стандартный бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию.
Инструкция испытуемому: «Просматривая слева направо каждую строку в бланке, вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы "р" и "к". Задание следует выполнять быстро и точно. Кроме того, по моему сигналу "Черта!" вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой вас застал мой сигнал, а затем продолжить выполнять задание до следующего моего сигнала. И так далее до конца бланка».
В течение опыта экспериментатор фиксирует, произнося слово «черта», 30-секундные промежутки времени. На 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита. Работа с корректурным бланком рассчитана на 5 мин.
Результаты выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует их в протоколе.
Обработка результатов
1. Сверить результаты в корректурном бланке с программой экспериментатора.
2. Подсчитать в корректурном бланке временные промежутки (T1,...Т10) пометкам - вертикальным линиям.
3. Подсчитать число правильных ответов (т) для каждого временного промежутка.
4. Определить показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1...S10) согласно формуле, приведенной в занятии 6.1.
5. Построить график, условно называемый графиком динамики устойчивости внимания, для чего на оси абсцисс отложить все 30-секундные отрезки (T1,...Т10), а на оси ординат - скорости выбора (S1...S10).
6. Вычислить коэффициенты точности внимания до воздействия 1-й (A¢бп) и 2-й (A²бп) помех. Так как до 1-й помехи два временных промежутка, то A¢бп вычисляется как среднее арифметическое из А1+А2 Аналогично и A²бп должно вычисляться как среднее из А4+А5+А6
7. Определить значения показателя концентрации внимания (К¢ и К²).
8. Совместно с экспериментатором определить средние значения К¢ и К² для всей группы испытуемых.
При анализе результатов эксперимента на графиках проследите индивидуальную динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Обратите внимание на изменение показателей скорости выполнения задания на 2-й и 4-й минутах (т. е. S3 и S7). Сделать выводы о влиянии помех на устойчивость внимания. Сопоставьте свои показатели концентрации внимания со среднегрупповыми показателями и сделайте выводы об индивидуальных особенностях.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение устойчивости и концентрации внимания.
2. Какие условные количественные показатели используются для измерения устойчивости и концентрации внимания?
3. Какая измерительная шкала использована в данном задании?
4. Какая общая особенность экспериментальных исследований устойчивости внимания?