Методика собеседования с работодателем

Прежде чем приступить к теме «Беседа с работодателем», сто­ит упомянуть о формах отбора кандидатов и типах существующих интервью. Знание такой информации поможет увереннее вести се­бя в ситуации, на первый взгляд, не совсем стандартной. Идя на фирму, вы часто можете не знать, с чем встретитесь. Будьте гото­вы ко всему и не возмущайтесь. Собеседование с вами может про­водить один человек или несколько сразу. Иногда собеседование проводить специалист по работе с кадрами, не углубляющийся в тонкости вашей профессии. Но он может передать вас профессио­налу, который устроит вам самый настоящий экзамен. Собеседова­ние может длиться десять минут или несколько часов (последнее говорит, что вами всерьез заинтересовались).

Существует множество форм отбора кандидатов на вакантные места - тестирование, ассесмент, имитационные и ролевые игры, рассмотрение письменных характеристик и многое другое. Может быть несколько этапов отбора (на каждом этапе осуществляется «фильтрация» кандидатов и, разумеется, не обязательно исполь­зование всех этапов на каждом предприятии):

1) первичное анкети­рование;

2) беседа с работником службы персонала;

3) профессио­нальное, психологическое тестирование, другие формы оценки;

4) беседа с непосредственным руководителем;

5) беседа с руково­дством предприятия, фирмы. Невзирая на разнообразие способов;

оценки, основной и наиболее распространенной формой отбора (часто в сочетании с другими) остается интервьюирование (собе­седование).

Здесь стоит напомнить о самом распространенном заблужде­нии среди ищущих работу: ошибочно полагать, что из всех возмож­ных претендентов на рабочее место всегда принимают самого лучшего, опытного, знающего и умелого кандидата (в данном слу­чае опускается момент устройства на работу по знакомству или родственным связям). Зачастую решение о приеме на работу при­нимается на основании личного впечатления нанимателя. И еще одно замечание: собираясь на собеседование помните, что фор­мально - это деловые переговоры «на равных», не надо видеть в собеседнике-работодателе потенциального начальника, которого «надо бояться» (не только вас выбирают, но и вы выбираете и при­нимаете решение)

Типы интервью:

• Индивидуальное собеседование. Наиболее распространен­ный вид собеседования «один на один», во время которого один представитель организации встречается с одним кан­дидатом.

• Групповое собеседование. Один представитель организа­ции проводит собеседование одновременно с несколькими кандидатами. Особенностью данного вида является то, что у интервьюера есть возможность одновременно оценить несколько кандидатов и понаблюдать за ними в условиях конкурентной борьбы. Такой вид интервью оптимален для отбора кандидатов на должность, где требуется умение расковано и свободно общаться, например на должность менеджера по продажам или связям с общественностью.

• «Приемная комиссия», когда несколько представителей ор­ганизации собираются вместе для беседы с одним кандида­том.

Участие нескольких интервьюеров повышает объективность оценки и качество собеседования. Т.е. целью такого собеседования является не умышленное создание стрессовой ситуации (имеет место, конечно же, и такое, но это уже не собеседование, а тесто­вая ситуация, которая применяется для отбора на определенные должности), а предупреждение субъективного принятия решения.

Для самопрезентации работодателю необходимо:

1.Прежде всего, необходимо вызвать позитивную эмоциональ­ную реакцию у вашего собеседника. Внешний вид, одежда, интона­ции голоса, мимика и жесты должны демонстрировать открытого доброжелательного и позитивно настроенного человека.

При общении людей между собой, будь то деловое общение или же бытовое, используются два основных способа передачи со­общения: слова (содержание, тон голоса) и язык тела. «Сообщение на языке тела» - это послание, которое доносится через жесты че­ловека, действия и то, что одето на человеке. Около 90% личного впечатления выпадает на первые четыре минуты. Воздей­ствие исходит от манеры поведения и одежды, т.е. человек подго­няет своего собеседника под стереотип.

Например: стереотип секретаря-референта у большинства лю­дей схож - это миловидная девушка, элегантно одетая, эмоцио­нально сдержанна и корректна в общении.

Ищущий работу человек будет иметь гораздо больше шансов на получение той работы, которую он хочет, если имидж, созда­ваемый им через язык тела, окажется действенным. В этом высо­кое значение первых минут: необходимо показать соответствие данному стереотипу.

Разумеется, возникает несогласие с вышеизложенным: «А как насчет свободы выбора? Если я не понравлюсь им таким, какой я есть, мне трудно будет дальше ломать себя?». Разумеется, можно уважать мнение любого человека, но, все же, рассуждая так, чело­век уменьшает возможность своего и только своего выбора.

2.Проявить умение не задеть нравственные и культурные нор­мы, которые дороги работодателю. Если, например, соискатель, придя на собеседование, жует резинку или сидит в слишком рас­слабленной позе, то у него совсем мало шансов на получение ва­кантной должности.

3.Центрировать разговор с работодателем на проблемах рабо­ты, на тех задачах, которые придется решать в процессе предпола­гаемой работы, при этом проявлять уверенность в себе, целеуст­ремленность и желание работать.

В связи с вышеизложенным, рекомендуется учитывать сле­дующее:

• Мужчины обычно должны приходить на собеседование в кос­тюме и при галстуке, желательно чтобы костюм был достаточно строгим по цвету и покрою. Выбор одежды у женщин значительно больше - тем больше ошибок они могут при этом совершить. Са­мое лучшее для женщины - надеть строгий костюм или достаточно консервативное платье, не впадая в крайности при выборе длины юбки, расцветки и аксессуаров. Чем солиднее учреждение, тем строже должен быть ваш наряд. Подчеркнуть свою индивидуаль­ность допустимо со вкусом подобранными украшениями и прочими дополнениями туалета. Недопустимо являться на собеседование в брюках, мини-юбке, пуловере, а также сверхмодной или затрапез­ной одежде. Если вы успели побывать в данной организации, ори­ентируйтесь на тот стиль, который там принят.

• Приходите минут за 15 до начала назначенного времени. До этого поточнее узнайте дорогу, рассчитайте время с учетом часов "пик", иногда можно даже сделать пробную поездку, чтобы не ис­кать и не дергаться. Если же вы все же опаздываете, постарайтесь позвонить и предупредить о своей задержке. Придя с опозданием, обязательно принесите свои извинения и коротко укажите причину. Не в коем случае не пускайтесь в запутанные и длинные объясне­ния. Для того, чтобы расслабиться эффективно и незаметно, можно использовать глубокое дыхание. Постарайтесь двигаться и гово­рить спокойно и неторопливо, изобразите спокойствие - и оно при­дет.

• Важно правильно определить продолжительность интервью и придерживаться заранее оговоренного времени. Кстати, если зара­нее продолжительность интервью оговорена не была, то прекрас­ным началом может стать уточнение времени, отведенного для бе­седы. Это поможет вам правильно распределить время между от­ветами и вопросами , определить степень подробности ваших от­ветов. Кроме того, это сразу же покажет интервьюеру, что вы при­выкли ценить время и чужое, и свое.

• Еще один полезный совет: придя на интервью, не поленитесь почитать вывешенные на стенах объявления и сообщения. Из них можно почерпнуть информацию о делах фирмы или о личности вашего интервьюера, удачно ввернув которую во время беседы, вы сможете настолько расположить к себе собеседника, что это решит все дело. Кстати, движение успокаивает взвинченные нервы. Если вы пришли заранее, то прогуляйтесь не спеша по приемной или даже по всему зданию. Вы не только получите полезную информа­цию, но и немного успокоитесь. Если вы решили почитать что-нибудь принесенное с собой, то лучше всего, если это будет про­фессиональное издание в той области, в которой вы будете прохо­дить собеседование. На это могут обратить внимание, что послу­жит для вас дополнительным плюсом. В специализированной ли­тературе описывается случай, как однажды, в автомобилестрои­тельной компании во время собеседований для заполнения очередной вакансии, директор компании, проходя по коридору, об­ратил внимание на кандидата, читавшего неизвестный директору профессиональный бюллетень. Директор, заинтересовавшийся бюллетенем, вступил в беседу с кандидатом, в результате которой было сделано предложение работы. Так что обращайте внимание и на такие «мелочи».

• Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого вы встре­тите в офисе. Постучите, получив приглашение, входите уверенно, а не всовывайте робко голову в двери. Не забудьте улыбнуться, входя в кабинет интервьюера. Помните, как важен язык жестов. Не меньшее значение для первого впечатления имеет и ваше рукопо­жатие. Следите за своей осанкой и походкой, старайтесь смотреть в глаза. Не доводите, конечно, ничего до крайности. У вас должен быть вид человека, который может разрешить проблемы интер­вьюера, а не вид горемыки, приволокшего на собеседование груду собственных забот.

• Не забудьте взять с собой на интервью документы, подтвер­ждающие вашу квалификацию. Если обстоятельства позволяют, можно принести образцы ваших работ.

• Подготовка включает продумывание ответов на наиболее очевидные вопросы. Вообще, прежде чем начать отвечать, поста­райтесь понять, зачем задан вопрос, и решить, как можно в ответе подчеркнуть свои сильные стороны, и чего говорить не в коем слу­чае нельзя. Полезно отвечая на вопросы, вставить выигрышную информацию.

• В ходе собеседования кандидат тоже всегда задает вопросы, как заготовленные заранее, так и экспромтом. Учтите, что интер­вьюер примет во внимание и то, какие именно вопросы заданы, и то, насколько удачно вы сумели выбрать момент для того или иного вопроса. Вполне уместно и даже желательно принести с собой спи­сок вопросов и в подходящий момент упомянуть о его наличии. Но если вам предложат самому задавать вопросы, ограничьтесь двумя-тремя вопросами, не злоупотребляйте. Задавать большее количество вопросов уместно в том случае, если вы видите явную заин­тересованность интервьюера. Недопустимо не задать ни одного вопроса, если вам предложено их задавать. Это производит самое неблагоприятное впечатление. Не забывайте, что даже если вы по какой-либо причине уже решили, что эта организация вас не уст­раивает, следует тем не менее постараться оставить о себе самое благоприятное впечатление. Имейте в виду, что нет никакой необ­ходимости в том, чтобы стремиться все выяснить на первом собе­седовании. У вас еще будет возможность задавать вопросы, на­пример, после того, как вам предложат работу.

• Пусть интервьюер направляет беседу, поскольку у него есть определенная программа. Помните, что в начале беседы часто за­дают вопросы о погоде или о дороге просто для того, что бы дать человеку, пришедшему на собеседование, время привыкнуть и ус­покоиться. Поэтому не старайтесь отвечать на эти вопросы чрез­мерно обстоятельно, интервьюер не ждет от вас исчерпывающей информации на данную тему. Разумеется во время собеседования вы будете стремиться сообщить о себе положительную информа­цию, однако, если вы полностью сосредоточитесь на том, что вы хотите сказать сами, рискуете упустить все что будет ска­зано вам. Постарайтесь непринужденно ввернуть по ходу разговора все, что хотели сказать. Ваши ответы на заданные вам вопросы должны быть прямыми и точными. Держите себя с чувством собст­венного достоинства, собеседование - это встреча двух равно­правных сторон, собирающихся заключить взаимовыгодную сделку.

• Если вам предложат заполнить какие-нибудь формуляры, то лучше всего получить разрешение взять их с собой ивернуть в кратчайший срок. Работая дома с вопросников, потренируйтесь на черновике. Помните, что все имеет значение: и грамотность, ипо­марки, и почерк, и четкость формулировок.

• Не забудьте, заканчивая беседу, четко договориться о том, когда и как вы узнаете о результатах. Желательно, чтобы инициа­тива осталась за вами: лучше договориться, что вы будете звонить в назначенное для вас время, чем ожидать звонка. Активная пози­ция всегда значительно предпочтительнее пассивной для того, кто стремится сохранить в своих руках контроль за процессом и произвести впечатление делового человека.

• Важно, чтобы оба участника закончили встречу с ощущением, что все, что следовало сказать, сказано и что вы оба располагаете достаточно полными сведениями для принятия решения. Заканчивая интервью, поблагодарите собеседника за беседу и проявлен­ное внимание.

• Постарайтесь выработать в себе уверенность в безусловной полезности опыта, приобретенного при подготовке к собеседовани­ям и впроцессе собеседований. Считайте, что вы полезно потра­тили время, даже если врезультате собеседования потеряли инте­рес к данному месту или почувствовали нереальность своих шан­сов получить его. Обязательно тщательно проанализируйте свое поведение и сделайте выводы. Если вам отказали, то постарайтесь узнать причину отказа, чтобы внести коррективы в подготовку к но­вым собеседованиям. Очень важно знать, что вы сделали все, что было в ваших силах и во время подготовки, и в процессе собеседо­вания. Сознание этого способствует более спокойному и уверенно­му настроению в будущем и ведет к успеху.

Наши рекомендации