Методика собеседования с работодателем
Прежде чем приступить к теме «Беседа с работодателем», стоит упомянуть о формах отбора кандидатов и типах существующих интервью. Знание такой информации поможет увереннее вести себя в ситуации, на первый взгляд, не совсем стандартной. Идя на фирму, вы часто можете не знать, с чем встретитесь. Будьте готовы ко всему и не возмущайтесь. Собеседование с вами может проводить один человек или несколько сразу. Иногда собеседование проводить специалист по работе с кадрами, не углубляющийся в тонкости вашей профессии. Но он может передать вас профессионалу, который устроит вам самый настоящий экзамен. Собеседование может длиться десять минут или несколько часов (последнее говорит, что вами всерьез заинтересовались).
Существует множество форм отбора кандидатов на вакантные места - тестирование, ассесмент, имитационные и ролевые игры, рассмотрение письменных характеристик и многое другое. Может быть несколько этапов отбора (на каждом этапе осуществляется «фильтрация» кандидатов и, разумеется, не обязательно использование всех этапов на каждом предприятии):
1) первичное анкетирование;
2) беседа с работником службы персонала;
3) профессиональное, психологическое тестирование, другие формы оценки;
4) беседа с непосредственным руководителем;
5) беседа с руководством предприятия, фирмы. Невзирая на разнообразие способов;
оценки, основной и наиболее распространенной формой отбора (часто в сочетании с другими) остается интервьюирование (собеседование).
Здесь стоит напомнить о самом распространенном заблуждении среди ищущих работу: ошибочно полагать, что из всех возможных претендентов на рабочее место всегда принимают самого лучшего, опытного, знающего и умелого кандидата (в данном случае опускается момент устройства на работу по знакомству или родственным связям). Зачастую решение о приеме на работу принимается на основании личного впечатления нанимателя. И еще одно замечание: собираясь на собеседование помните, что формально - это деловые переговоры «на равных», не надо видеть в собеседнике-работодателе потенциального начальника, которого «надо бояться» (не только вас выбирают, но и вы выбираете и принимаете решение)
Типы интервью:
• Индивидуальное собеседование. Наиболее распространенный вид собеседования «один на один», во время которого один представитель организации встречается с одним кандидатом.
• Групповое собеседование. Один представитель организации проводит собеседование одновременно с несколькими кандидатами. Особенностью данного вида является то, что у интервьюера есть возможность одновременно оценить несколько кандидатов и понаблюдать за ними в условиях конкурентной борьбы. Такой вид интервью оптимален для отбора кандидатов на должность, где требуется умение расковано и свободно общаться, например на должность менеджера по продажам или связям с общественностью.
• «Приемная комиссия», когда несколько представителей организации собираются вместе для беседы с одним кандидатом.
Участие нескольких интервьюеров повышает объективность оценки и качество собеседования. Т.е. целью такого собеседования является не умышленное создание стрессовой ситуации (имеет место, конечно же, и такое, но это уже не собеседование, а тестовая ситуация, которая применяется для отбора на определенные должности), а предупреждение субъективного принятия решения.
Для самопрезентации работодателю необходимо:
1.Прежде всего, необходимо вызвать позитивную эмоциональную реакцию у вашего собеседника. Внешний вид, одежда, интонации голоса, мимика и жесты должны демонстрировать открытого доброжелательного и позитивно настроенного человека.
При общении людей между собой, будь то деловое общение или же бытовое, используются два основных способа передачи сообщения: слова (содержание, тон голоса) и язык тела. «Сообщение на языке тела» - это послание, которое доносится через жесты человека, действия и то, что одето на человеке. Около 90% личного впечатления выпадает на первые четыре минуты. Воздействие исходит от манеры поведения и одежды, т.е. человек подгоняет своего собеседника под стереотип.
Например: стереотип секретаря-референта у большинства людей схож - это миловидная девушка, элегантно одетая, эмоционально сдержанна и корректна в общении.
Ищущий работу человек будет иметь гораздо больше шансов на получение той работы, которую он хочет, если имидж, создаваемый им через язык тела, окажется действенным. В этом высокое значение первых минут: необходимо показать соответствие данному стереотипу.
Разумеется, возникает несогласие с вышеизложенным: «А как насчет свободы выбора? Если я не понравлюсь им таким, какой я есть, мне трудно будет дальше ломать себя?». Разумеется, можно уважать мнение любого человека, но, все же, рассуждая так, человек уменьшает возможность своего и только своего выбора.
2.Проявить умение не задеть нравственные и культурные нормы, которые дороги работодателю. Если, например, соискатель, придя на собеседование, жует резинку или сидит в слишком расслабленной позе, то у него совсем мало шансов на получение вакантной должности.
3.Центрировать разговор с работодателем на проблемах работы, на тех задачах, которые придется решать в процессе предполагаемой работы, при этом проявлять уверенность в себе, целеустремленность и желание работать.
В связи с вышеизложенным, рекомендуется учитывать следующее:
• Мужчины обычно должны приходить на собеседование в костюме и при галстуке, желательно чтобы костюм был достаточно строгим по цвету и покрою. Выбор одежды у женщин значительно больше - тем больше ошибок они могут при этом совершить. Самое лучшее для женщины - надеть строгий костюм или достаточно консервативное платье, не впадая в крайности при выборе длины юбки, расцветки и аксессуаров. Чем солиднее учреждение, тем строже должен быть ваш наряд. Подчеркнуть свою индивидуальность допустимо со вкусом подобранными украшениями и прочими дополнениями туалета. Недопустимо являться на собеседование в брюках, мини-юбке, пуловере, а также сверхмодной или затрапезной одежде. Если вы успели побывать в данной организации, ориентируйтесь на тот стиль, который там принят.
• Приходите минут за 15 до начала назначенного времени. До этого поточнее узнайте дорогу, рассчитайте время с учетом часов "пик", иногда можно даже сделать пробную поездку, чтобы не искать и не дергаться. Если же вы все же опаздываете, постарайтесь позвонить и предупредить о своей задержке. Придя с опозданием, обязательно принесите свои извинения и коротко укажите причину. Не в коем случае не пускайтесь в запутанные и длинные объяснения. Для того, чтобы расслабиться эффективно и незаметно, можно использовать глубокое дыхание. Постарайтесь двигаться и говорить спокойно и неторопливо, изобразите спокойствие - и оно придет.
• Важно правильно определить продолжительность интервью и придерживаться заранее оговоренного времени. Кстати, если заранее продолжительность интервью оговорена не была, то прекрасным началом может стать уточнение времени, отведенного для беседы. Это поможет вам правильно распределить время между ответами и вопросами , определить степень подробности ваших ответов. Кроме того, это сразу же покажет интервьюеру, что вы привыкли ценить время и чужое, и свое.
• Еще один полезный совет: придя на интервью, не поленитесь почитать вывешенные на стенах объявления и сообщения. Из них можно почерпнуть информацию о делах фирмы или о личности вашего интервьюера, удачно ввернув которую во время беседы, вы сможете настолько расположить к себе собеседника, что это решит все дело. Кстати, движение успокаивает взвинченные нервы. Если вы пришли заранее, то прогуляйтесь не спеша по приемной или даже по всему зданию. Вы не только получите полезную информацию, но и немного успокоитесь. Если вы решили почитать что-нибудь принесенное с собой, то лучше всего, если это будет профессиональное издание в той области, в которой вы будете проходить собеседование. На это могут обратить внимание, что послужит для вас дополнительным плюсом. В специализированной литературе описывается случай, как однажды, в автомобилестроительной компании во время собеседований для заполнения очередной вакансии, директор компании, проходя по коридору, обратил внимание на кандидата, читавшего неизвестный директору профессиональный бюллетень. Директор, заинтересовавшийся бюллетенем, вступил в беседу с кандидатом, в результате которой было сделано предложение работы. Так что обращайте внимание и на такие «мелочи».
• Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого вы встретите в офисе. Постучите, получив приглашение, входите уверенно, а не всовывайте робко голову в двери. Не забудьте улыбнуться, входя в кабинет интервьюера. Помните, как важен язык жестов. Не меньшее значение для первого впечатления имеет и ваше рукопожатие. Следите за своей осанкой и походкой, старайтесь смотреть в глаза. Не доводите, конечно, ничего до крайности. У вас должен быть вид человека, который может разрешить проблемы интервьюера, а не вид горемыки, приволокшего на собеседование груду собственных забот.
• Не забудьте взять с собой на интервью документы, подтверждающие вашу квалификацию. Если обстоятельства позволяют, можно принести образцы ваших работ.
• Подготовка включает продумывание ответов на наиболее очевидные вопросы. Вообще, прежде чем начать отвечать, постарайтесь понять, зачем задан вопрос, и решить, как можно в ответе подчеркнуть свои сильные стороны, и чего говорить не в коем случае нельзя. Полезно отвечая на вопросы, вставить выигрышную информацию.
• В ходе собеседования кандидат тоже всегда задает вопросы, как заготовленные заранее, так и экспромтом. Учтите, что интервьюер примет во внимание и то, какие именно вопросы заданы, и то, насколько удачно вы сумели выбрать момент для того или иного вопроса. Вполне уместно и даже желательно принести с собой список вопросов и в подходящий момент упомянуть о его наличии. Но если вам предложат самому задавать вопросы, ограничьтесь двумя-тремя вопросами, не злоупотребляйте. Задавать большее количество вопросов уместно в том случае, если вы видите явную заинтересованность интервьюера. Недопустимо не задать ни одного вопроса, если вам предложено их задавать. Это производит самое неблагоприятное впечатление. Не забывайте, что даже если вы по какой-либо причине уже решили, что эта организация вас не устраивает, следует тем не менее постараться оставить о себе самое благоприятное впечатление. Имейте в виду, что нет никакой необходимости в том, чтобы стремиться все выяснить на первом собеседовании. У вас еще будет возможность задавать вопросы, например, после того, как вам предложат работу.
• Пусть интервьюер направляет беседу, поскольку у него есть определенная программа. Помните, что в начале беседы часто задают вопросы о погоде или о дороге просто для того, что бы дать человеку, пришедшему на собеседование, время привыкнуть и успокоиться. Поэтому не старайтесь отвечать на эти вопросы чрезмерно обстоятельно, интервьюер не ждет от вас исчерпывающей информации на данную тему. Разумеется во время собеседования вы будете стремиться сообщить о себе положительную информацию, однако, если вы полностью сосредоточитесь на том, что вы хотите сказать сами, рискуете упустить все что будет сказано вам. Постарайтесь непринужденно ввернуть по ходу разговора все, что хотели сказать. Ваши ответы на заданные вам вопросы должны быть прямыми и точными. Держите себя с чувством собственного достоинства, собеседование - это встреча двух равноправных сторон, собирающихся заключить взаимовыгодную сделку.
• Если вам предложат заполнить какие-нибудь формуляры, то лучше всего получить разрешение взять их с собой ивернуть в кратчайший срок. Работая дома с вопросников, потренируйтесь на черновике. Помните, что все имеет значение: и грамотность, ипомарки, и почерк, и четкость формулировок.
• Не забудьте, заканчивая беседу, четко договориться о том, когда и как вы узнаете о результатах. Желательно, чтобы инициатива осталась за вами: лучше договориться, что вы будете звонить в назначенное для вас время, чем ожидать звонка. Активная позиция всегда значительно предпочтительнее пассивной для того, кто стремится сохранить в своих руках контроль за процессом и произвести впечатление делового человека.
• Важно, чтобы оба участника закончили встречу с ощущением, что все, что следовало сказать, сказано и что вы оба располагаете достаточно полными сведениями для принятия решения. Заканчивая интервью, поблагодарите собеседника за беседу и проявленное внимание.
• Постарайтесь выработать в себе уверенность в безусловной полезности опыта, приобретенного при подготовке к собеседованиям и впроцессе собеседований. Считайте, что вы полезно потратили время, даже если врезультате собеседования потеряли интерес к данному месту или почувствовали нереальность своих шансов получить его. Обязательно тщательно проанализируйте свое поведение и сделайте выводы. Если вам отказали, то постарайтесь узнать причину отказа, чтобы внести коррективы в подготовку к новым собеседованиям. Очень важно знать, что вы сделали все, что было в ваших силах и во время подготовки, и в процессе собеседования. Сознание этого способствует более спокойному и уверенному настроению в будущем и ведет к успеху.