Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия.
Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание, - человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми. Социализация - процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация- это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. В культурологии используется понятие культурной трансмиссии - это механизм, с помощью которого этническая группа "передает себя по наследству" своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: вертикальная, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; горизонтальная - ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; непрямая трансмиссия - человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.
15. Сравнительно-культурное изучение социализации. Этнография детства Г Крайг установил, что культура, в условиях которой индивид живет и развивается, неодинаково влияет на его физический, интеллектуальный и социальный рост. Другие исследователи обратили внимание на существование таких культурных обычаев, которые могут замедлять или ускорить моторное развитие ребенка. Учеными обнаружены и определенные различия в развитии чувства привязанности ребенка к взрослому.
Первичные отношения с одним человеком, преимущественно с матерью, которые отличаются интерактивным диалогом, играми и повышенной чувствительностью, является лучшим фактором полноценного развития младенцев. Однако во многих культурах придерживаются отличного от описанного ранее подхода относительно воспитания и развития детей. Так, кроме матери ребенка могут воспитывать и другие люди - отец, бабушки, старшие братья или сестры. Влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка отражены в теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. М Мид считал, что именно культура является главным фактором обучения, развития их мышления, переживаний и усвоение правил поведения в обществе. Агрессивность возникает в результате недостатка заботы и любви, а внимание и надежность приводят к появлению доброжелательности. Отношение представителей различных культур к агрессивности и к собственным детям выступает ведущим фактором развития агрессивности у детей. Проанализировав особенности отношения к детям в воинственных и миролюбивых африканских, южноамериканских и океанских племенах с разными культурами. Ронер выдвинул концепцию родительского принятия / непринятия, с помощью которой он пытался объяснить и предсказать последствия родительского принятия (положительного) и неприятие (отрицательного отношения) для поведенческого, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Исследователь выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку: 1) понимание и любовь, 2) враждебность и агрессия, 3) индифферентность. Которые неодинаковой степени характеризуют культуры и взаимосвязаны с другими измерении родительского поведения в частности с родительского контроля. Ронер обратил внимание на то, что большинство родителей во всем мире положительно относятся к собственным детям, проявляет тепло и заботу. Общество, в котором отсутствует любовь к детям, является исключением, а не нормой.
16. Психический склад нации– неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств каждой конкретной нации, образующее устойчивое единство, и отражающее то общее, что есть у ее этнической общности в следующих системообразующих элементах: национальный менталитет, национальный склад ума, национальный темперамент, национальный характер, национальные стереотипы, национальные чувства, национальные интересы и ориентации, национальное самосознание, национальные традиции и обычаи.
Национальная психология, по А.Ф. Дашдамирову, представляет собой структурно-динамическое единство волевых, морально-психологических, социально-экономических моментов, своеобразное сочетание которых придает национальную окрашенность устойчивым элементам психики. Содержащаяся в них историко-этническая информация, сгущаясь, приобретает качество направленной программы национально-своеобразного мироощущения и реагирования на события и явления жизни, причем ценностные. В.Г. Крысько предлагает так же выделять две стороны национальной психики: системообразующую и динамическую. В системообразующую сторону входят: национальное самосознание, национальные интересы и ориентации, национальной характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства, национальные традиции и привычки; в систему динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. Наследственность оказывает значимое влияние также на формирование национального склада ума и национального темперамента. Позиция основателя диспозиционной теория личности Г.У. Оллпорта, который считал, что «наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент — это первичный генетический материал, из которого строится личность».