Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 15 страница

Логическое мышление

Независимо от того, изучали ли вы когда-нибудь формальную логику, вы на­верняка каждый день много раз пользуетесь логическим мышлением. Но вы може­те не знать, в какой последовательности строится логическое умозаключение. Оно формируется из двух суждений, которые называются посылками, и сделанного на их основе вывода. Первое суждение называется «большой посылкой», второе— «ма­лой посылкой». Вполне логично, что вывод так и называется «выводом».

Скрипт: сжатая сюжет­ная схема, требующая дополнительной информации.

Рассмотрим последовательность построения логического суждения:

Большая посылка Если на светофоре загорится красный свет,

то я должен остановить машину.

Малая посылка На светофоре загорелся красный свет.

Вывод Следовательно, я должен остановить машину.

Ежедневно миллионы людей делают множество логических умозаключений. В большинстве случаев процесс логического мышления происходит неосознанно, и люди даже не обращают внимания на то, что пользуются логикой. Как правило, при­нятие решений требует логического мышления. Решая вопрос о том, достаточно ли плохо вы себя чувствуете, чтобы можно было не пойти на работу, вы рассуждаете примерно так:

Большая посылка Если у меня повысится температура,

то мне не следует идти на работу.

Малая посылка У меня повысилась температура.

Вывод Следовательно, мне не следует идти на работу.

И наоборот:

Большая посылка Если у меня нормальная температура, то мне надо идти на работу.

Малая посылка У меня нормальная температура.

Вывод Следовательно, мне надо идти на работу.

Если вы выносите логическое умозаключение, исходя из истинных посылок, то вы придете к верному выводу. К сожалению, иногда люди берут за основу ложные посылки. Например, большая посылка «Если у меня нормальная температура, то мне сегодня надо идти на работу» будет ложной, если сегодня воскресенье, а по вос­кресеньям у вас выходной день. Несмотря на логичность ваших рассуждений, вы получите неверный вывод.

Предикативное мышление

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выде­лил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикатив­ным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их ав­торы могут, например, утверждать, что «Выдающиеся люди пьют ликер марки Boo­zy» или что «Хорошие матери покупают смесь для кекса Sticky», надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

• Выдающиеся люди пьют ликер марки Boozy.

• Я пью ликер марки Boozy.

• Следовательно, я — выдающийся человек.

Или:

• Хорошие матери покупают смесь для кекса Sticky.

• Я покупаю смесь для кекса Sticky.

• Следовательно, я — хорошая мать.

Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором раз­личные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката. В качестве примера можно привести следующее предикативное умозаключение: «Он меня обманул. Он музыкант. Зна­чит, все музыканты лгут».

Упражнение 5.3

Прочитайте каждое из следующих умозаключений. Если из посылок можно сделать верный логический вывод, то запишите его. Если умозаключение является примером предикативного мышления и не опирается на логику, то просто поставьте звездочку на том месте, которое предназначено для ответа.

а. Если начнется снежная буря, то колледж закроется.

Началась снежная буря. ____________________________

б. Молодые женщины носят модные прически.

Матильда носит модную прическу. _______________________

в. Умные люди читают журнал «Гений».

Хэн читает журнал «Гений». ____

г. Когда я принимаю ванну, всегда начинает звонить телефон. Я принимаю ванну. _______________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Иррациональное мышление

Случалось ли вам, обменявшись рукопожатием с какой-нибудь знаменитостью, потом клясться, что вы никогда в жизни больше не будете мыть руки? Или, быть может, попросив у «звезды» автограф или какую-нибудь вещь на память, вы потом думали, что, помыв руки, смоете «след», оставленный на них знаменитостью? В та­ком случае вы имели дело с иррациональным мышлением. Хотя вы, вероятно, и не верите в чудеса, ваше мышление под влиянием эмоций стало иррациональным. В При­ложении 5.1 описано несколько примеров иррационального мышления.

Широко распространенным примером иррационального мышления являются общественные установки по отношению к СПИДу. Многие прекрасно знают, что эта болезнь не передается при обычном контакте, но все равно стараются не подхо­дить близко к больным СПИДом. В процессе иррационального мышления человек отказывается от применения логики и полагается в основном на интуитивные реак­ции. В результате и поведение его становится иррациональным.

Критическое мышление

Для того чтобы провести различие между логическим, предикативным и ирра­циональным типами мышления, нам необходимо задействовать критическое мыш­ление. Вы должны оценить высказанные суждения и сделать на их основании обо­снованный вывод. Не так давно педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у детей. Детей, которые вступают в спо­ры со взрослыми, раньше часто считали непослушными. В Мексике и среди амери­канцев мексиканского происхождения, а также во многих других культурных тради­циях принято, чтобы дети уважали старших, не спорили с ними и не задавали вопро­сов (Greenfield, 1992). Часто таким детям трудно приспосабливаться к требованиям американской учебной программы, поскольку критическое мышление становится все более важной ее частью.

Приложение 5.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ЗАРАЗНЫЕ МЫСЛИ:

СОГЛАСНО «МАГИЧЕСКОМУ ЗАКОНУ» ДОБРО И ЗЛО ПЕРЕДАЮТСЯ, КАК ЛЮБАЯ ИНФЕКЦИЯ

Молодая женщина раздумывает, не надеть ли ей свитер, который раньше но­сил ее бывший возлюбленный, но нахо­дит, что эта вещь производит на нее от­талкивающее впечатление. «Это потому, что в нем еще присутствует его аура — ну, то есть эта вещь могла каким-то об­разом впитать в себя что-то плохое, — объясняет она психологу. — Я не говорю, что свитер плохо пахнет или на нем пер­хоть, но носить его будет неприятно, по­тому что он принадлежал неприятному человеку».

В том же эксперименте мужчина от­казывается надевать тщательно высти­ранный свитер, когда-то принадлежав­ший больному гепатитом. «Мне все вре­мя будет казаться, что он заразный, не в том смысле заразный, что я могу подце­пить гепатит, а просто какой-то он не чис­тый — и все, — говорит он эксперимента­тору. — На самом деле я, конечно, не ду­маю, что таким образом можно действи­тельно заразиться».

Можно ли считать эти случаи редкими рецидивами суеверий и иррационального мышления у разумных во всех прочих от­ношениях людей? Совсем наоборот, ут­верждает психолог Кэрол Нимерофф (Carol Nimeroff) из Государственного уни­верситета штата Аризона в Темпе. Ее ис­следования показывают, что многие взрослые готовы расписаться в том, что Нимерофф называет «магическим зако­ном вредного влияния», то есть в тради­ционных представлениях, которые антро­пологи находят во многих незападных культурах. Как у дикарей с островов Но­вой Гвинеи, так и у жителей Нью-Йорка эти представления основаны на убежде­нии, что любые источники — включая дру­зей, врагов, пищу, кровь и волосы — со­держат некую заразную субстанцию, или «сущность», через которую при прямом или косвенном контакте человека с дру­гими людьми им передаются его физи­ческие, психологические или моральные качества.

Источник: Bower, В. (1991, August 31). Contagious Thoughts: Under a «magical law», good and evil prove as infectious as germs. Science News.

Человек, не умеющий мыслить критически, может быть легко одурачен пропа­гандой или мошеннической рекламой. Эннис (Ennis, 1985) и Пауль (Paul, 1984) предлагают несколько советов по развитию критического мышления.

• Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что ба­зируются на эмоциях и чувствах.

• В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные сторо­ны, учитывайте все «плюсы» и «минусы», все «за» и «против».

• Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.

• Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.

• Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной инфор­мации.

Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману.

Упражнение 5.4

Выберите, какой из вышеуказанных советов поможет вам правильно оценить каждое из следующих утверждений.

а. Существует восемь веских причин, по которым вам следует жевать резинку Gummy. ______________________________________

б. Я высказываюсь в пользу увеличения финансирования правительственных учреждений, повышения заработной платы и снижения налогов._____

в. Я не выношу маленьких детей, поэтому ни в коем случае не буду голосовать за строительство новой школы в нашем районе. _______________

г. Только глупец может усомниться в том, что нам необходимо расширить шос­се, чтобы было больше места для велосипедистов. ______________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Решение проблем

Хотя логическое мышление может играть важную роль при решении проблем, этот процесс зависит и от других факторов. Часто люди решают проблемы методом проб и ошибок, без применения какого-либо систематического подхода; они просто пытаются найти верное решение с помощью случайных догадок. Этот метод неэф­фективен, так как процесс принятия решения сильно затягивается. Психологи пред­лагают подходить к решению проблем более практично, выделяя несколько его ос­новных этапов.

Сформулируйте проблему. Для того чтобы решить проблему, надо признать, что она существует. Людям маленького роста приходится сталкиваться с проблемой, которая отражена на рис. 5.3. К сожалению, очень немногие управляющие магазинами признают существование этой проблемы, поэтому низкорослые по­купатели либо вынуждены просить продавцов или других, более высоких покупате­лей достать для них нужную вещь, либо уходят из магазина без покупки.

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 15 страница - student2.ru

Рис. 5.3. Человек высокого роста может нс заме­тить существования подобной проблемы.

Соберите информацию. Факты часто указывают на очевидное реше­ние проблемы. Комик Норм Кросби рассказывает смешную историю, являющуюся примером того, как люди иногда игнорируют факты:

С моим знакомым недавно произошла душераздирающая история. Он захлопнул двер­цу машины, оставив ключи в замке зажигания. В течение двух часов он безуспешно пытался выудить ключи, просунув в узкую щель в окне вешалку от пальто. Это было ужасно. Его жена в это время сидела в машине и рыдала.

Шаблонное мышление:ограниченность выбора при по­иске возможных решений и тен­денция одинако­во подходить к разным проблемам.

Ищите варианты решения. После того как вы разобра­лись в проблеме и собрали необходимую информацию, начинайте по­иск возможных решений. Многие при выборе возможных вариантов решения базируются на имеющемся у них опыте. Если вы однажды уже успешно решили подобную проблему, есть шансы, что решение, выбранное тогда, сработает и сейчас. Следуя такому подходу, мы ог­раничиваем свое мышление. Этот недостаток, заключающийся в том, что человек неспособен отказаться от привычного хода мысли, обыч­но называют шаблонностью мышления. Проверьте, не страдаете ли вы этим недо­статком, на следующем примере.

Есть такая старая детская шутка; человека просят быстро и не задумываясь произнести несколько раз подряд «ню-ню-ню-ню...», а потом спрашивают: «Как на­зывается столица США?»

Если человек отвечает Нью-Йорк, значит, он мыслит шаблонно. (Столицей США, как известно, является Вашингтон.)

Можно привести и еще пару розыгрышей, на этот раз уже студенческих.

1. Есть известная шутка-задача, в которой от учащихся требуются быстрые от­веты:

— Как немой попросит воды?

Студенты характерными жестами показывают процесс питья.

— Как глухонемому объяснить, чтобы он оделся потеплее?

Студенты изображают ощущения холода и процесс одевания.

— Как глухому сказать, что на улице идет дождь?

Студенты показывают капли дождя, падающие с неба.

— Как слепой попросит ножницы?

Те, кто станет показывать ножницы жестами, мыслят шаблонно, так как сле­пой может просто попросить дать ему ножницы.

2. Не задумываясь, быстро ответьте на следующие вопросы:

— Какого цвета потолок в комнате?

— Какого цвета бумага?

— Какого цвета снег?

— Что пьют коровы?

Если на последний вопрос вы ответили «молоко», вы мыслили шаблонно. Одна из форм шаблонного мышления, также приводящая к его ограниченности, на­зывается функциональной фиксированностью, или стереотипом пове­дения. Функциональная фиксированность возникает при пользовании различными предметами. Чем чаще вы используете какую-либо вещь для одной определенной цели, тем меньше у вас шансов придумать новые способы ее применения. Предположим, например, что на ветро­вом стекле вашей машины образовалась корка льда, а у вас нет специ­ального скребка. Чем еще можно соскрести лед? Можно достать из бумажника кредитную карточку или принести из кухни лопаточку для торта. Конечно, кредитная карточка и лопаточка в основном предназ­начены не для соскребания льда. Но, сумев мысленно выйти за рамки привычного предназначения вещей, вы зачастую сможете найти альтернативное ре­шение проблемы. Любой человек, когда-либо подтягивавший болты с помощью мо­неты или прикрывавшийся от дождя газетой, в определенном смысле преодолел фун­кциональную фиксированность.

Выберите решение и оцените его эффективность. Рассмот­рев все возможные решения проблемы, выберите тот вариант, который кажется вам наилучшим. Затем проверьте это решение, чтобы убедиться, что оно действует. Если это полезное решение, то ваша проблема будет исчерпана. Если решение не сраба­тывает, то надо опять рассмотреть варианты и сделать новый выбор. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение.

Стереотип поведения: использование вещей только по их известному назначению, неспособность изобрести другие способы их применения для решения проблемы.

Упражнение 5.5

У Мартина возникла проблема. В течение следующих трех недель ему потре­буется 200 долларов, чтобы заплатить за учебники. Он решил воспользоваться для решения этой проблемы систематическим подходом:

а. Сформулировать проблему.

б. Собрать информацию.

в. Рассмотреть варианты решения.

г. Выбрать решение и проверить его эффективность.

На рис. 5.6 приводится диаграмма, на которой показано, какие шаги он пред­принял. Разделите диаграмму на четыре части. Отметьте, какому шагу примененно­го Мартином систематического подхода соответствует каждая часть диаграммы. Первая часть диаграммы уже отмечена.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) — так называются разрабатываемые для решения всевозможных проблем компьютерные программы, имитирующие челове­ческое мышление. Эти программы в большинстве своем основываются на законах, аналогичных законам логического мышления. Одна из таких программ (MYCIN) была разработана для диагностики инфекционных заболеваний и работает пример­но с такой же эффективностью, как большинство врачей (Mason, 1985). В таких областях, как геология, страхование и машиностроение, программы ИИ решают проблемы значительно быстрее, чем люди.

Одним из самых интересных аспектов исследования ИИ являют­ся знания, которые были получены о процессе человеческого мышле­ния. Чтобы написать «компьютерную программу работы мышления», исследователи должны «разбить» мыслительный процесс на шаги, а это не так-то легко сделать. Поэтому человеческий ум, способный до­думывать недостающую информацию, принимать решения на основе здравого смыс­ла и точно узнавать лица старых друзей, имеет несравнимо большую ценность, не­жели современный искусственный интеллект. Этот вывод подтверждает статья из приложения 5.2.

Контрольные вопросы

В столбце слева перечислены отделы головного мозга. Найдите описание фун­кции каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

1. ____ Большой мозг а. Поддерживает равновесие

2. ____ Мозжечок б. Осуществляет связь

между полушариями мозга

Искусственный интеллект: компьютерные программы для решения проблем.

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 15 страница - student2.ru

Рис. 5.4

Приложение 5.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

КТО ГОВОРИТ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ МАШИНА)

Уже более 40 лет прошло с тех пор, как английский математик Алан М. Тью­ринг (Alan М. Turing) разработал простой тест для ответа на вопрос «Может ли ма­шина думать?». Ученые и философы по­стоянно ведут о головоломке Тьюринга споры, порой весьма ожесточенные.

К одному лагерю принадлежат те, кто считает, что мозг — это просто биологи­ческая машина и, несмотря на его неве­роятную сложность, не существует прин­ципиальных причин, по которым соответ­ствующим образом запрограммирован­ный компьютер не сможет имитировать его работу. Их оппоненты возражают, что человеческий мозг коренным обра­зом отличается от машины и его работу невозможно свести к последовательно­сти вычислительных операций.

Специалисты по компьютерам недав­но добились значительных успехов в со­здании так называемого «естественного языка». Уже в течение ряда лет работа­ют программы, с помощью которых персональный компьютер может понимать простые предложения на английском языке. Но эти программы легко допуска­ют ошибки, будучи иногда не в состоянии понять суждения, многие из которых ясны даже ребенку. Компьютерная про­грамма может быть легко сбита с толку информацией, которую человек воспри­нимает как нечто само собой разумею­щееся: например, что ребенок всегда младше своих родителей.

Ученые пытаются разработать про­грамму, обладающую «здравым смыс­лом», на основе базы данных, содержа­щей те сведения, которыми обычно вла­деет маленький ребенок. Эта програм­ма, которая должна быть завершена в 1994 году, будет в дальнейшем содер­жать около миллиарда байт информации и около 100 миллионов суждений (байт — это ряд из единиц и нулей, с помощью ко­торого кодируется основная информа­ция, обрабатываемая цифровыми компь­ютерами).

Источник: Markoff, J. (1991, November 5). So who's talking: Human or machine? The New York Times.

3. ____ Ствол мозга в. Верхняя часть мозга, которая

занимает 85 % объема и отвечает за процесс мышления

4. ____ Мозолистое тело г. Отвечает за логическое мышление и речь

5. ____ Правое полушарие д. Отвечает за образное мышление и воображение

6. ____ Левое полушарие е. Регулирует сердцебиение и дыхание

В столбце слева перечислены одиннадцать важных терминов. Найдите опреде­ление каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

7. ____ Когнитивная а. Суждение деятельность

8. ____ Скрипты б. Неспособность находить

для вещей новые применения

9. ____ Логическое в. Процесс мышления мышление

10. ____ Посылка г. Поиск ответа путем случайных догадок

11. ____ Предикативное д. Проверка связи субъектов и предикатов

мышление

12. ____ Критическое е. Привычный ход мыслей мышление

13.___ Иррациональное ж. Компьютерные программы для решения проблем

мышление

14. ____ Метод проб и ошибок з. Утверждение желаемого

15.____ Мыслительная и. Короткий сюжет, который необходимо дополнить

установка

16. ____ Стереотип поведения к. Вынесение обоснованных суждений

17. ____ Искусственный л. Иррациональное мышление под влиянием эмоций

интеллект

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компь­ютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако мно­гие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мы­шлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привыч­ного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. В Приложении 5.3 описывается творческий и не лишенный юмора подход к решению проблемы. Психологи едино­душны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же. Согласно многочис­ленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ облада­ют креативностью.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно полезные результаты, как изобретения, создание произведений искус­ства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и твор­ческими способностями существует некоторая связь, поданным Бэррона и Хэррингтона (Barren and Harrington, 1981) она весьма слаба.

Креативность (от англ. creativity — способ­ность к творчеству): способность ви­деть вещи в но­вом свете и на­ходить необыч­ные решения проблем.

Упражнение 5.6

Мужчина, изображенный на рис. 5.5, очень доволен своим изобретением. Со­чли бы психологи его изобретение творческим достижением или нет? Обоснуйте свой ответ.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасб­родного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон (Andreason, 1987) обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятель­ностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений.

Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и боль­шой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan and Elwood, 1984) подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль (George de Mestral) придумал за-стежку-«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересо­вался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микро­скопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась «липучка».

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 15 страница - student2.ru

Эврика! Я изобрел первое в мире осветительное устройство, работающее на солнечной энергии!

Рис.5.5

Приложение 5.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Во время Первой мировой войны, ког­да мистер Хэрриган был во Франции, жена прислала ему отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, — писала она, — и мне приходится самой вскапывать сад».

В ответ Хэрриган написал: «Не вскапы­вай сад. Там зарыто оружие».

Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопа­ли весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, — написала миссис Хэрриган мужу, — пришли солда­ты и перерыли весь наш сад».

«Теперь посади картошку», — отве­тил Хэрриган.

Источник: Baker, L. (1992, September). Simple plot. The Saturday Evening Post.

У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утвер­ждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.

Упражнение 5.7

Прочитайте приведенный ниже список прилагательных и отметьте те из них, которые, с вашей точки зрения, характеризуют качества, присущие творческим лич­ностям.

______ Покладистый

______ Самоуверенный

______ Независимый

______ Скучный

______ Подверженный частой смене настроений

______ Умный

______ Любознательный

______ Настойчивый

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Развитие творческого мышления

Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно пред­ложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все при­ходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдви­гать только хорошие идеи, то это может привести, с одной стороны, к «удушению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудов­летворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления. Дайте себе побольше времени на размышления. Некото­рые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схе­му, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разгова­ривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все эта­пы ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Папалья и Оулдс (Papalia and Olds, 1988) предлагают несколько советов для развития креативности.

• Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

• Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

• Старайтесь мыслить широко, при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (например, расовые или половые предрассудки).

• Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и по­пробуйте найти новые пути.

• Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

• Ищите объяснения странных и непонятных явлений.

• Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные спо­собы применения обычных вещей.

• Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать но­вые подходы.

• Чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозго­вого штурма.*

• При оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они при­надлежат не вам, а другому человеку.

* Иначе этот метод называют «мозговой атакой» или «брейнстормингом» (от англ. brainstorming). «Мозговая атака» проходит по следующему принципу. Группа из 7-12 человек садится в круг, двое из ее членов берут на себя обязанности стенографистов. Выбранный заранее ведущий называет проблему, и участники начинают выдвигать множество идей по принципу «чем больше, тем лучше». Во время «штурма» запрещается критиковать, оценивать любым способом и обсуждать идеи. Их можно только развивать. По окончании «брейнсторминга», через 20-40 минут, «стенографисты» поочередно читают получившиеся списки идей, и только после этого дается «ход» критическому мышлению. (Прим. науч. ред.)

Упражнение 5.8

Мистер С. хочет повысить уровень креативности сотрудников принадлежащей ему компании по производству игрушек. С этой целью он разработал целый ряд пред­ложений. Пометьте знаком «плюс» те из них, которые могут помочь в развитии кре­ативности, и знаком «минус» — которые могут подавлять ее.

______ Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер.

______ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей.

______ Не бойтесь мыслить необычно.

______ Обсуждайте свои идеи с коллегами.

______ Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат.

______ Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имид­жу компании по производству игрушек.

______ Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Обучение креативности

Для обучения творческому мышлению разработано много методов. Однако, по данным Майера (Мауеr, 1983), при их применении увеличивается креативность только в той области, к которой относятся примеры, используемые при обучении. Полученные навыки, по-видимому, неприменимы в других ситуациях.

Вероятно, нам необходим более творческий подход к обучению творческому мышлению!

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

18. Какие из перечисленных видов мышления, присущих человеку, недоступны для компьютера?

Наши рекомендации