Обезболивание принято разделять на местное и общее.

Харьковский национальный медицинский университет

Кафедра стоматологии детского возраста,

детской челюстно-лицевой хирургии и имплантологии

"Утверждаю "

Заведующая кафедрой СДВ, ДЧЛХ и имплантологии

д.мед.н., доцент

Р.С. Назарян _____________________________

"____"__________________2011 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для студентов IУ курса по детской челюстно-лицевой хирургии

Модуль 1

Тема 1: Обезболивание хирургических вмешательств в ЧЛО у детей в условиях амбулатории и стационара. Классификация местного и общего обезболивания. Особенности техники аппликационного, инфильтрационного и проводникового обезболивания у детей разного возраста. Общие и местные осложнения во время и после проведения обезболивания. Первая помощь при неотложных состояниях.

1. Конкретные цели:

- знать анатомо-физиологические особенности развития и строения тканей и органов ЧЛО у детей;

- знать анатомическое строение челюстей и ориентиры для определения целевых пунктов при проведении проводниковых анестезий у детей разного возраста;

- знать анестетики, которые наиболее часто применяются для местного обезболивания тканей ЧЛО у детей;

- знать и уметь провести пробы на переносимость к анестетикам;

- знать особенности детского организма, влияющие на течение неотложных состояний;

- знать возможные местные и общие осложнения при проведении местного обезболивания, уметь их диагностировать и лечить;

- знать виды общего обезболивания и медикаменты, которые применяют для его проведения;

- знать и уметь определить показания и противопоказания к общему обезболиванию в условиях поликлиники и стационара;

Содержание учебного материала

Большая часть стоматологических манипуляций связана с болевыми ощущениями и их последствиями. Если при этом учесть массовость стоматологической помощи, то стремление к адекватности обезболивания очевидно.

Особенно остро проблема обезболивания стоит в детской стоматологии. Ребенок — сложное биосоциальное существо, все органы и системы которого находятся в состоянии крайне неустойчивого равновесия. Поэтому чувство боли и страха оказывает на его организм выраженное воздействие.

У ребенка большая лабильность психических реакций, быстрая иррадиация возбуждения, непереносимость болевых ощущений. Поведением ребенка, особенно дошкольного возраста, руководят эмоции, отличающиеся живостью, гибкостью, разнообразием. Среди них эмоция страха занимает особое место, переходя в свое крайнее проявление — состояние аффекта. Отрицательные эмоции, связанные с возможной болью, незнакомой обстановкой и инструментами, могут вызывать у детей выраженные нарушения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта.

С трех лет у детей отмечается стойкая память на боль, что может формировать с этого возраста отрицательное отношение к стоматологическому кабинету, сохраняемое иногда на всю жизнь. Поэтому именно в детском возрасте проблеме обезболивания надо уделять особое внимание.

Анестезиологическое обеспечение детской стоматологической поликлиники и стационара существенно различаются. В стоматологической поликлинике получают помощь 98,5% детей, но она остается более слабым звеном, нуждающимся в совершенствовании и активным внедрением достижений обезболивания в практику.

ПУТИ, ПРОВОДЯЩИЕ БОЛЕВЫЕ ИМПУЛЬСЫ

Ноцицептивный (болевой) импульс, возникающий в рецепторах кожных зон проводится по аксонам первого нейрона (периферического), находящегося в клетках межпозвонковых узлов. Аксоны первого нейрона в области задних корешков попадают в спинной мозг и заканчиваются в клетках заднего рога.

Второй нейрон (центральный) находится в области заднего рога Его аксоны совершают перекрест в передней спайке и переходят на периферию бокового столба в составе спино-таламического столба, достигают зрительного бугра, где и заканчиваются.

Третий нейрон (центральный) начинается в таламусе и заканчивается в ядерной зоне коры больших полушарий головного мозга в области задней центральной и теменной извилин-

Часть клеток второго нейрона заканчивается в ретикулярной формации ствола мозга. Оттуда идут волокна третьего нейрона до зрительного бугра. Таким образом, передача афферентных импульсов в коре головного мозга происходит по двум проводящий системам:

1. Специфическая ( спино-таламический и таламокортикальный тракты) – проводящая импульсы в определенные корковые зоны.

2. Неспецифическая (ретикуло-кортикальный тракт) направляющаяся ко всем корковым полям (диффузная ретикулярная инпульсация в коре головного мозга).

С функуионнальной точки зрения, ретикулярная форманация является восходящей активирующей системой. Она "облегчает усвоение" периферического раздражителя, поступившего по специфическим путям, за счет создания подпорогового раздражения и облегчает организацию целостного ответа на раздражение. При раздражении специфической болевой системы возникает простое ощущение боли, а при раздражении неспецифической болевой системы возникает сложное ощущение - страдание, страх, боли. Это происходит потому, что на болевой импулъс мобилизируется таламус и гипоталамус, и возникают вегетативные реакции, характерные для боли за счет активации адрено-кортикальной системы.

Обезболивание принято разделять на местное и общее. - student2.ru

Обезболивание принято разделять на местное и общее. - student2.ru Рис 1,2

Болевые рецепторы - это свободные нервные окончания, расположенные внутри кожи, суставов или (чаще всего) мышц, которые приводятся в действие при изменении температуры, физическом или химическом повреждении (Рис.1,2)

Данному моменту следует уделять особое внимание у детей. Лабильность нейроэндокринной системы предрасполагает к вегетативным реакциям на боль и страх ожидания боли. Поэтому, для защиты детского организма от операционного стресса, показания для проведения общего обезболивания у детей значительно шире в сравнении со взрослыми. Прервать болевое ощущение можно воздействуя на:

а) периферические рецепторы;

б) центральные анализирующие отделы болевой чувствительности, т.е. на кору и подкорку.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АФФЕРЕНТНЫХ ПРОВОДНИКОВ

Выделяют три основных типа по морфологическим и физиолотическим критериям:

1 тип – α - волокна - покрытые миелиновой оболочкой, имеют толщину диаметром d 10-20 мкн, скорость проведения импульсов около 100 м/с. Передают температурную и проприоцептивную чувствительность. Наиболее устойчивы к действию местных анестетиков. Поэтому при проведении местной анестезии сохраняется температурная и проприоцептивная чувствительность.

2 тип - β – покрытые миелиновой оболочкой, имеют в толщину d 3-7 мкм. Скорость проведения импульсов около 10 м/с. Передают температурнуюи локализованную болевую чувствительность.

3 тип - С- -волокна - тонкие безмиелиновые, имеют в толщину d 1-2мкн, скорость проведения импульсов 0,6-3 м/с. Передают ощущениенелокализованой боли В и С волокна высоко чувствителины к действию местных анестетиков. Таким образом, прерывать болевой импульс можно, воздейсвуя на периферические нервные окончания и периферические нервы с помощью местных анестетиков. Снизить активность ретикулярной формации с помощью нейролептиков. Уменьшить либо прекратить восприятие болевых ощущений в коре головного мозга с помощью анестетиков. Наркотические анальгетики прерывают проведение болевой импульсации в ядрах таламуса,сером веществе головного мозга.

Обезболивание принято разделять на местное и общее.

На сегодняшний день ведущим методом в амбулаторной стоматологии является местная анестезия. Ее применение с помощью веществ, вводимых в ткани, началось широко с появления в 1905 г. новокаина и в 1906 г. стеклянного шприца многоразового использования типа «Рекорд». С этого времени местная анестезия начала интенсивно проникать во все медицинские специальности. Существующие виды местного обезболивания можно объединить в несколько групп.

Наши рекомендации