Если Вы не ощущаете сигнала, когда видите работу несделанной, то тогда происходящее не доставляет Вам неудобств, и у Вас просто нет проблемы.
Если же эмоциональный сигнал есть, необходимо перейти ко второму шагу,
Второй шаг
Подробно обсудить второй шаг, используя по ходу случаи или примеры из реальной жизни.
Главная цель второго шага - тренировка настойчивости. Вот
что следует предпринять. Составить заранее ко
роткое, ясное Я-высказывание, убедившись, что в
нем нет слова “ты”. Например:
“Я хотел(а) бы, чтобы кухня была убрана”.
“Я желаю твердо знать, что ни один человек не
придет к нам в дом без моего разрешения”.__
Держать его наготове. И как только появится эмоциональный сигнал, необходимо подойти к ребенку и высказать вежливое требование в форме вопроса: “Настя, не будешь ли ты так добра убрать кухню?”.
Если ответ ослабляет эмоциональный сигнал, описать ре
бенку свое ощущение в форме Я-высказывания:
“Я рад(а) слышать это”.___________________________
Но можно услышать:
“Ладно, я сделаю это потом”.__________________
“Я не буду” и т.п.___________________________
Все это уловки, предназначенные для того, чтобы родители начали ругаться, грубить в ответ и т.д. Вместо этого необходимо ответить ребенку настаивающе
90
предложением из трех частей:
1. Первая часть предложения дает понять ребенку, что
его слышат: “Я понимаю, что ты хочешь сделать это потом...”
2. Вторая часть предложения представляет собой со-
юз “и”.
3. Третья часть - это подготовленное Я-высказыва-
Ние.
Я понимаю, что ты хочешь сделать это потом. | и | я хочу, чтобы кухня была убрана. |
Ты говоришь, что сейчас не твоя очередь. | и | я хочу, чтобы сегодня мне помогли. |
Проработать эти предложения несколько раз, используя при
меры из реальной жизни. При этом родителям не
обходимо поддерживать вежливый тон, сохраняя
спокойствие, потому что у них есть схема предло
жения и Я-высказывания. Но, пусть будут готовы
ко множеству разных уловок ребенка. Например:
Он: “Ты любишь его больше, чем меня!”._______________
Вы: “Я ПОЛАГАЮ, ты думаешь, что я люблю его больше, И я ХОТЕЛ(А), чтобы кухня была убрана”.
Продолжать действовать подобным образом до тех пор, пока родители не получат от ребенка ответ, ослабляющий эмоциональный сигнал. Применяя эти приемы, родителям:
* не нужно отвечать на вопросы; ____
* не нужно оправдывать свое желание.
Если же родитель повторил предложение два дцать раз, а ребенок все равно отказывается делать то, на чем настаивают, - прекратите пользоваться этим предложением. Затем либо сами сделайте работу за ребенка, либо примите другие меры по ее выполнению.
Проработать третий шаг как еще один инструмент в воспитательном арсенале родителей. Он, по сути дела, сводится к повторению второго шага.
Когда Вы заметите, проходя через кухню, что там беспорядок, и почувствуете эмоциональный сигнал, повернитесь к ребенку и вновь обратитесь к нему с Вашим вежливым требованием: “Настя, не будешь ли ты так добра убрать кухню?”.
Рассказать о психологическом приеме, состоящем в том, что всем людям неловко, когда они говорят “нет” в ответ на дружелюбное заявление, испытывая при этом чувство вины, поэтому предложить родителям оставаться вежливыми и спокойными.
Домашнее задание.
В состоянии релаксации (лучше перед сном) повторить по 5
раз формулы самовнушения: “Я буду доверять ребенку принимать собственные
решения, касающиеся его жизни”._______________
“Когда Л получу отрицательный эмоциональный
сигнал, то использую настаивающие предложе
ния из трех частей”.__________________________
Напутствие:
Если после того, как Вы проделали три шага, проблема останется, то, возможно:
• Вы недостаточно тщательно проработали содер-
жание предыдущих занятий и еще сохраняете
неразделенность ответственности между Вами
и ребенком.________________