Приемы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие речевой слух.
Комплекс упражнений «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху!»
1.Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Взаимодействие логопеда и учителя
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т. д.
2. Учитель показывает предметные картинки и пред-
лагает запомнить только те, в названии которых есть изу-
чаемая орфограмма.
Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, ежи, туча, щука, ваза, шары, шишка. Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
3. Инструкция: Послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е.
4. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
5. Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово. Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных заданий, формирующих навыки языкового анализа и синтеза: выделение звуков, букв, морфем при чтении, написание диктантов, списывание. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.
Здесь приведены лишь некоторые приемы, развивающие зрительно-пространственные функции, лексико-грам-матический строй речи. Следует отметить, что дисграфи-ческие ошибки обусловлены несформированностью не только лексико-грамматической, но и фонетико-фонема-тической стороны речи.
Пропуски, добавления, перестановки букв или слогов — следствие несформированности фонематического восприя-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
тия и связанных с ним анализа и синтеза слов. Несформи-рованность фонематического слуха приводит к тому, что ученики на письме смешивают гласные первого и второго ряда. Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных и неправильно обозначают мягкость согласного на письме. Учащиеся с нарушением слухового восприятия делают много ошибок на грамматические правила.
Памятка для учителя
Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:
• неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
• особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило;
- стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
- регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
- искажение графических образов букв;
- пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду!
Просим вас:
• оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого ребенка,
• обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников,