Задания для самостоятельной работы. 1. Проведите диагностику социально-педагогической запущенности I детей в начальной школе и разработайте общую технологию психологи-I ческой помощи.

1. Проведите диагностику социально-педагогической запущенности I детей в начальной школе и разработайте общую технологию психологи-I ческой помощи.

2. Составьте психологический портрет запущенного ребенка и про­грамму его индивидуальной психологической поддержки.

3. Проведите по приведенной в книге программе коррекционное за­нятие с ребенком и проанализируйте его эффективность.

, Литература

1. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. — М., 1995.

2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2000.

3. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — ■ М., 2000.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

Глава 2

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Адаптивное и отклоняющееся поведение. — Причины и факторы девиантного поведения школьников. — Установление контакта с девиантными подростками.—Диагностика девиантного поведения.

IV.2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение

Поведение является совокупностью конкретных, в данный мо­мент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адап­тивным, если посредством его получен целесообразный, полез­ный результат. Достижение такого результата становится возмож­ным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется. Поведе­ние — многоуровневый процесс, обеспечиваемый и реализуемый множеством разнообразных механизмов, среди которых основны­ми являются:

механизмы процесса отражения, задающие ориентировку чело­века в среде, конкретной ситуации;,

механизмы действия субъекта в реальных, адекватных отражен­ным условиях;

механизмы эмоциональнбй регуляции поведения на всех этапах его развертывания.

С каждым из названных механизмов функционируют механиз­мы речевого опосредования и памяти. С точки зрения уровневои орга­низации поведения механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы дейст­вия — в виде движений, навыков, тактик, программ или страте­гий; механизмы эмоциональной регуляции — в виде непосред­ственных переживаний и чувств.

Разнообразные патологические процессы (органические пора­жения ЦНС, психические и соматические заболевания) наруша-

ет равновесные (адаптивные) отношения со средой, характер­ные для нормального функционирования организма, и искажают взаимоотношения человека с окружающим миром через измене­ние структуры его поведения (С. А. Беличева). Поведение органи­зуется на различных уровнях: биохимическом, физиологическом, психическом, социальном. Собственно психический уровень мо-%qj быть разбит на три подуровня: психофизиологический, пси­хологический, социально-психологический. Каждый их них имеет собственную специфику взаимодействия с окружающим миром: непосредственно с физической средой;.взаимодействие, опосре­дованное индивидуально-личностными характеристиками субъек­та; опосредованное социально-психологическими условиями.

Адаптивное поведение на психическом уровнев широком смысле можно определить как совокупность саморегулирующихся процес­сов, обеспечиваемых врожденными или приобретенными психо­физиологическими и психическими механизмами. Протекание этих процессов детерминировано объективными (характеристики сре­ды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) условиями; данные процессы лежат в основе деятельно­стей, составляющих поведение, направленное на достижение по­лезного результата, не противоречащего особенностям и/или лич­ностным смысловым установкам субъекта, а также в основе эмо­циональной регуляции и переживания осуществляемого поведения.

Наши рекомендации