Организация и методики эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ «Монастырщинская СОШ» села Монастырщина. В нем приняли участие учащиеся 9 класса. В классе 17 человек, в исследовании приняли участие –14 человек, из них 7 мальчиков и 7 девочек.

Для достижения цели исследования применялись следующие психодиагностические методики:

1. Методика диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант).

2. Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»).

Методика диагностики доминирующих стратегий содержит 35 метафорических предложений. Респонденту необходимо оценить степнь использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. Испытуемому следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса респондент должен поставить один из трех ответов: “да” или “+”; “нет” или “-”; “трудно сказать” или “+/-”. К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.

После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение.

Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.

Тип 1. “Черепаха” – стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

Тип 2. “Акула” – силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип 3. “Медвежонок” – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

Тип 4. “Лиса” – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип 5. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Пятифакторный личностный опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. Тест - опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Респонденту следует внимательно прочесть высказывания и определить, какая его часть больше соответствует особенностям его личности. Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по пяти основным факторам: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость, экспрессивность – практичность, на основе которых затем составляется характеристика особенностей темперамента и характера тестируемого.

Анализ полученных данных

Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов

Респонденты Пол Показатели в баллах
Ж
Ж
Ж
Ж
Ж
Ж
Ж
М
М
М
М
М
М
М


Уровень выраженности доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов, в процентном соотношении, представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов

Уровень выраженности стратегий конфликтного поведения Показатели в %
Черепаха
Акула
Медвежонок
Лиса
Сова

Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 1.

Организация и методики эмпирического исследования - student2.ru

Рисунок 1 - Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов

Анализ полученных данных показал преобладание стратегии «Сова» у большинства респондентов, а именно у 45 %. Эти данные свидетельствуют о том, что у респондентов стратегия открытой и честной конфронтации. Они, как правило, открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Стратегия «Акула» выявлена у 20% респондентов, это свидетельствует о том, что приверженцам этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Стратегия «Черепаха» выявлена у 15% респондентов, людям с такой стратегией свойственно отказываться как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

Стратегия «Лиса» выявлена у 10% респондентов, это стратегия компромисса. Для респондентов с такой стратегией характерна важность и целей, и взаимоотношений. Такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Стратегия «Медвежонок» выявлена у 10% респондентов. Таким людям важны взаимоотношения, а цели – нет. Они хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника респондентов

Респонденты Пол Вторичные факторы / Показатели в баллах
1.0 2.0 3.0 4.0 5.0
ж
ж
ж
ж
ж
ж
ж
м
м
м
м
м
м
м

Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника респондентов

Наши рекомендации