Отношение к подсосным щенкам

С очень маленькими щенками кобель обычно не контактирует, поскольку сука стремится никого из стаи не подпускать близко к гнезду. При низком уров­не внутристайной агрессии, как это наблюдается, на­пример, у борзых, щенков обычно не прячут, но и там кобели не проявляют к ним интереса, пока те не начнут активно двигаться. Недавно повзрослевший ко­бель, ни разу не видевший новорожденных щенков, может их обнюхать как любой незнакомый объект.

Кобель охраняет логово совместно с сукой либо в отсутствие той. Подобная охрана оказывается необхо­димой в естественных стаях, поскольку, как мы уже говорили, одной матери физически трудно уберечь выводок от других сук. Защита территории вокруг ло­гова в пределах территории стаи укрепляет дружескую привязанность между кобелем и сукой, и вне сезона размножения позволяет им вместе иметь более высо­кий статус, чем порознь.

Кобель помогает суке добывать пищу и для нее самой, пока она не отходит далеко от логова, и для щенков, когда те переходят на смешанное кормление.

Отношение к щенкам

На второй стадии социализации

Когда щенки начинают бегать, они с интересом и радостью подходят к любой появившейся у логова со­баке, если мать не запрещает контакт (для этого служит очень тихий фыркающий звук и заталкивание са­мых непонятливых носом в укрытие). Подбежавшие к кобелю щенки обступают его, крутятся под брюхом, пытаются подпрыгнуть и лизнуть его в морду. Если щенки оказываются достаточно назойливыми, кобель иногда отрыгивает немного пищи. Он может улечься, чтобы позволить малышам грызть лапы, хвост, оберегая лишь область гениталий. Когда щенки становятся совсем нестерпимы, кобель встает и уходит, не пытаясь умерить их активность, как поступила бы сука.

При анализе этих взаимодействий видна четкая связь «родительского» поведения кобеля с элемента­ми ухаживания, которые он адресует суке. Кормление отрыжкой в ответ на вылизывание открытой пасти или углов рта проявляется не только во время брач­ных игр, эта реакция свойственна для взрослого кобе­ля по отношению к повязанной им суке. Достаточно часто кормит сук, даже не являющихся его партнер­шами, доминант после удачной добычи.

Когда щенки входят во второй период социализа­ции, кобель уже активно общается с ними, обучает, как и мать, приемам борьбы, охоты, но особенно старательно — правильному социальному поведению.

Интересны демонстрации угрозы, которые кобель адресует щенкам. Помимо обычных агрессивных демонстраций (рычание, оскал) достаточно часты подчеркнутые изображения намерений. Кобель преувеличенно показывает, как он сурово накажет провинившегося щенка. Он как бы надувается, преувеличенно сопит, топает ногами, преследуя убегающего с визгом щенка.

Встречаются и совершенно «экзотические» вари­анты демонстраций, доступные лишь крупным соба­кам. Так, один из кобелей среднеазиатской овчарки забирал голову «наказуемого» в пасть и изо всех сил рявкал ему в оба уха. Отпущенный на волю щенок бывал явно оглушен «нотацией», долго тряс головой и вел себя тихо-тихо.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОДРОСТКАМ

Когда щенки окончательно покидают логово и начинают передвигаться совместно с родителями, те наблюдают, чтобы детеныши держались поблизос­ти, оберегают их от опасностей, показывают новые виды корма. И мать и отец передают потомству опыт, обучая на собственном примере, заставляя растущую собаку делать все, как они. Учитывая, что для общественных животных характерно подража­ние, обучение на примере оказывается очень дей­ственным. Взрослые собаки показывают молодым, чего надо избегать в окружающем мире, а чего бо­яться не следует.

Весьма поучительно в этом плане поведение со­бак-парий, обитающих в мегаполисах с очень слож­ной и опасной для животных средой. Родители пока­зывают щенкам маршруты, на которых можно соби­рать пропитание, проводя молодых от задних дверей мясного к окну столовой, оттуда к проходной завода и т. д. При этом путь обычно пролегает в стороне от оживленных дорог. Когда в городе активно ведут отлов беспризорных животных, собаки-парии заставляют молодняк спасаться бегством при виде подозрительно остановившейся машины либо человека, направляю­щегося в их сторону.

Интересно наблюдать, как обучают подростка пе­реходить улицу. При наличии подземного перехода многие стаи оседлых парий пользуются только им. Если же перехода нет, родители, подойдя к бровке тротуара, останавливают молодого, зажимая его меж­ду собой. Далее, тыча носом и прихватывая за шкуру, заставляют повернуть голову налево, стоят, выжидая большого интервала между машинами. Тогда следует перебежка до осевой, и все повторяется: остановка, поворот головы направо, выжидание, переход через, вторую половину улицы.

Довелось наблюдать, когда в такой ситуации один щенок отстал от семьи, заметался посреди дороги и чуть не угодил под колеса. Когда он все-таки добрался до обочины, родители сбили его с ног и долго стояли над ним, угрожающе рыча. Налицо был явный воспитательный акт.

Другое наблюдение. Группа из четырех щенков, подростков с лаем гоняет по сугробам домашнюю собаку - крупного метиса-лайку, гуляющего без xoзяина. Поведение щенков явно носит охотничий ха­рактер. Поодаль с двух сторон от охотящейся стайки движутся две взрослые собаки, очевидно родители, наблюдающие за действиями детей. Как только лайкоид в панике скрывается в подъезде, взрослые со­баки немедленно уводят молодняк. Сценка очень близка к описанному в литературе поведению семей волков при обучении молодых охоте на серьезную дичь.

Наши рекомендации