Опрос третий. Как помогать отряду с творческими делами и как создать ситуацию успеха?

.

Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

  • участник,
  • генератор идей,
  • участник - организатор,
  • организатор.

Участник творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника. Это и есть ситуация успеха.

Генератор идей - это роль которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор- человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторый задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
При работе с отрядом инструктору важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило младшие ребята (5-6 класс), а организатор - старшие (9-11 класс).

Работа над подготовкой творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.

Младшие ребята (5-6 класс) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.
Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, что бы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д. Подробнее это рассмотрено в главе «Технологии и методы, Психология ребенка»

Подготовку дел лучше проводить в таких местах, где ребята будут чувствовать себя уютно - это место должно быть привычным, в нем должно быть достаточно света, не холодно, свежий воздух, чисто и есть где сесть... или лечь.

Несколько быстрых мыслей о подготовке к делу.

Лучший экспромт тот, который заранее подготовлен!

  • Оформление: плакаты, лозунги, значки, музыка.
  • Информация: объявления, агит группы, листовки и т.д.
  • Оборудование: помещение, мебель, декорации, еда- кто готовит и откуда она берется, кто убирает все в конце
  • Источники материалов: книги, видео, аудио ...
  • Оценка: кто ценит, по каким критериям
  • Участники:
    сколько их примерно будет
    какие группы участников можно выделить
    кто организует какую группу
  • Проведение
    Какие этапы дела
    Кто какой этап ведет
    как этапы связаны
    чем занята каждая группа участников на каждом этапе
  • Награждение: Грамоты, призы
  • История: фото, видео ... Что бы остальным завидно стало!: фотогазета, газета, материалы для летописи ...
  • Анализ:
    когда обсуждаем,
    кто участвует в оценке,
    что и как прошло,
    что могло быть лучше и как этого добиться,
    что больше всего запомнилось.
  • Распределение работы: Кто за какую часть отвечает

При подготовке дела особенно важно активное участие младшего инструктора, потому что:

· Младший – это лидер

То есть он «заводит» ребят на дело, «ЗАЖИГАЕТ» отряд, причем делает это совершенно разнообразными способами, в зависимости от ситуации: от четкого разъяснения, зачем необходимо дело, до примитивного «взятия на «слабо». Когда отряд зажжен и хочет делать дело, то младший помогает отряду самоорганизоваться для выполнения дела. Если необходимо, он страхует и помогает командиру совета дела, генератору идей и прочим. При проведении дела младший заботится о том, чтобы у ребят не пропал интерес к делу при любом исходе ситуации, а по окончании помогает ребятам проанализировать дело. Далее будут подробно рассмотрены действия младшего на всех этапах подготовки дела.

· Младший четко понимает, что делает

При выполнении каждого своего шага младший четко понимает, зачем он его совершает, КАКОГО РЕЗУЛЬТАТА он хочет достичь. Это важно – зачастую нам кажется, что мы все делаем правильно, а чего мы хотим в результате получить – не знаем. На первых этапах деятельности может быть полезно проговаривать или даже записывать то, что хочешь получить от той или иной коррекции, тогда проще будет обсуждать ее результаты.

· Младший понимает и помогает ребятам понять мотивацию своих действий

Как уже было сказано, младший четко представляет зачем делается дело и все его элементы и его задача – добиться того, чтобы ребята не просто делали газету, ставили сценку и т.д., а ПОНИМАЛИ зачем они это делают. Тогда их действия станут более осознанными, а следовательно и более результативными.

· Если младший что-то придумает, то это и будет, иначе – ничего.

Зачастую ребята не могут и не умеют придумать что-то, что требуется по заданию дела. Это может возникнуть при написании заметки в газету, при придумывании сценария выступления и т.д. Обычно, это происходит по следующим причинам: Нежелание. Здесь широкое поле деятельности для младшего инструктора, целью которого является «ЗАЖЕЧЬ» отряд. Неумение. В данной ситуации ребята не делают ничего просто оттого, что не знают КАК это делается и КАК ЭТО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ. В этом случае младший должен выступить в роли Генератора идей, а затем помочь исполнителям, выполняя функции Режиссера, если речь идет о постановке, или редактора, если о газете и т.д. В этом случае младшему не просто бывает ПОЛЕЗНО, а часто ПРОСТО НЕОБХОДИМО придумывать необходимые по заданию вещи ЗАРАНЕЕ, до выхода на ребят. То есть, после получения, например, задания поставить сказку «Курочка Ряба» в жанре вестерн, при слабом отряде, Младший просто ОБЯЗАН, до выхода на отрядное время придумать сценарий постановки, чтобы предъявить его ребятам ЕСЛИ У НИХ НЕ БУДЕТ ИНОГО, пусть даже худшего.

Последнее замечание очень важно. Если у отряда не возникло тупика, если идеи есть, пусть даже и не очень хорошие младший ОБЯЗАН поддержать эти идеи, а не выдвигать свои, потому что это и есть создание ситуации успеха для того ребенка, который что-то предложил. Если же у отряда нет никаких идей, то только тогда младший может познакомить их со своим вариантом дела, причем НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РАССКАЗЫВАЯ, ЧТО ПРИДУМАЛ ЕГО ЗАРАНЕЕ, а сделав вид, что он пришел ему в голову только что. Почему? А потому, что видя, что у младшего есть варианты дел, отряд может привыкнуть, что младший выручает их всегда, и перестать стремиться делать что-то самостоятельно. В идеале, флагман, как актер, должен сыграть, что идея пришла к нему только что, а еще лучше будет, если он сам не будет высказывать эту идею, а завуалированными комментариями подтолкнет ребят к ней, чтобы им казалось, что эту идею придумали они. Это и есть создание ситуации успеха. Описанная выше технология – это большое искусство и овладеть им не так просто, достигается это только с помощью тренировок.

Наши рекомендации