Информационная трактовка психологических типов
Важным добавлением к юнговской концепции явилась ее «информационная» трактовка. Так, И. Майерс и К. Бриггс описали 16 разных типов личности, различающихся по способам получения, оценки (восприятия) и использования человеком информации. Важным, на их взгляд, является то,
1)где человек ищет информацию (Е—I, или экстравертный — интровертный);
2) как он ее ищет (S—N, или ощущающий — интуитивный);
3) что он с ней делает (F—Т, или чувствующий— мыслительный);
4)и для чего использует (J—R или оценивающий — воспринимающий).
При создании типологии организаций У. Бриджес использует те же 16 характерологических типов. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет об относительной тенденции, а не об абсолютной характеристике, так как большинство организаций обладают и той и другой чертой. Однако одна из особенностей может доминировать и составлять ее характерную черту. Именно относительная выраженность этих особенностей и подвергается измерению.
В приложении к реалиям организации данные шкалы трактуются следующим образом:
1. ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯхарактеризует два типа организационной ориентации, два различных источника энергии в жизненной реальности организации. На что организация ориентирована в большей степени: на рынки, конкуренцию,
существующие законы (экстраверсия) или на собственную технологию, на оценку своих руководителей и собственную организационную культуру (интроверсия)?
2. ОЩУЩЕНИЕ - ИНТУИЦИЯхарактеризует то, как организация собирает информацию. На что она обращает внимание, как она «воспринимает» ситуацию? На чем организация фокусирует свое внимание: на настоящем, на анализе деталей, текущих ситуациях (ощущение) или на будущем, на выработке стратегии и возможностей (интуиция)?
3. МЫШЛЕНИЕ - ЧУВСТВОопределяет то, как организация обрабатывает информацию, как она принимает решения. Как принимаются решения: на основе бесстрастного анализа, таких принципов, как последовательность, компетентность, эффективность (мышление), или на основе личностных предпочтений, зависящих от индивидуальности, представлений об общественном благе или креативности (чувство)?
4. ОЦЕНКА - ВОСПРИЯТИЕопределяет то, каким образом организация взаимодействует с окружающим миром, что она использует: одну из рациональных (мышление или чувство) или одну из иррациональных-функций (ощущение или интуицию). Организации, в которых доминирует оценка, предпочитают принимать жесткие решения и четко определять суть дела. Организации, в которых доминирует восприятие, всегда стараются найти как можно больше дополнительной информации, предпочитая неопределенность и свободу выбора.
Как и при определении, индивидуального типа личности, разница в организационном характере указывает на предпочтение одного способа взаимодействия с окружающим миром перед другим.
Важно подчеркнуть, что как в том, так и в другом случае сделанный выбор способа взаимодействия с реальностью ничего не говорит о том, насколько хорошо развита та или иная функция или насколько эффективно она используется. |
Например, для одной организации мир состоит из деталей, и для успешного взаимодействия с ним необходимо научиться все держать под контролем, чтобы не совершать ошибок.
Для другой организации мир — это огромное поле возможностей, и для успешного взаимодействия с ним необходимо научиться улавливать малейшие признаки грядущих изменений.
Как мы уже говорили, мир организаций потенциально глубоко разделен. В силу разных функциональных задач, стоящих перед отдельными подразделениями, они весьма различаются и по своему характерологическому типу.
Понятно, например, что отдел маркетинговых исследований существенно отличается от бухгалтерии, так как, уже по определению, он ориентирован вовне— на клиентов и конкурентов, то есть он экстравертен, а работа бухгалтерии связана, прежде всего, с анализом процессов, происходящих внутри организации, то есть она - интровертна.
Из-за столкновения разных подразделенческих интересов (между разными подразделениями или одним подразделением и руководством в целом) нередко возникают конфликты.
Одним из реальных способов управления подобными конфликтами является осознание специфики организационного характера и отношений, возникающих внутри одной организации, между ее различными подразделениями (отделами) или филиалами.
Конфликты, связанные с несходством человеческих характеров, способны разрушить или испортить человеческие отношения; конфликт на почве разных характеров двух (или более) отделов также приводит к нарушению эффективной коммуникации и сотрудничества, а следовательно, снижает общую организационную результативность.
Как же могут быть описаны разные организационные типы (на основе доминирования одной из рассмотренных функций)?