Подходы к управлению ассортиментом библиотечных услуг

Управлять ассортиментом библиотечных услуг – значит постоянно предлагать рынку такой ассорти­мент библиотечной продукции, который удовлетворяет поль­зователей по следующим критериям:

– широты: увеличение ассортимента за счет создания но­вых ассортиментных групп;

– глубины: рост ассортиментных позиций в отдельных ассор­тиментных группах и уменьшение их в других;

– насыщенности: увеличение ассортимента за счет по­вы­ше­ния общего числа всех ассортиментных позиций.

Выбор того или иного подхода к управлению позволит при­нимать решения о создании новых библиотечных услуг; об отказе от устаревших или невостребованных библиотечных услуг; о модификации существую­щих библиотечных услуг в целях улучшения ха­рак­теристик услуг, адаптации услуг к новым рын­кам, новым группам пользователей [10, с.49–52].

Создание и внедрение на рынке новых услуг является важ­нейшим из всех факторов развития библиотеки, со­вер­шен­ствования библиотечного обслуживания. В первую оче­редь это связано с инновационной деятельностью, которая на­правлена на поиск, разработку новых видов, форм биб­лио­теч­ных услуг. Перечисленные выше ассортимент­ные группы тому подтверждение – библиотеки предлагают своим пользователям фактографические базы данных, тема­ти­ческие, фирменные папки-досье, полнотекстовые компакт-диски, итоги научной деятельности библиотек, возможности электронной почты, электронную доставку документов и др. Вместе с тем иногда библиотекам приходится отказаться от производства новых услуг. Так, например, было с созданием адресных и нормативно-правовых баз данных. На информационном рынке появились качественные их аналоги, и библиотеки отказались от их производства.

Отказ от невостребованных библиотечных услуг может стать проблемой для специалистов в области маркетинга, так как сложно определить “неэффективную” библиотечную продукцию. Прежде чем принять решение об “изъятии” библиотечной продукции с информационного рын­ка, необходимо провести исследование характеристик услуги, причин, способствующих падению спроса, сравнить данные о спросе на другие аналогичные услуги своей библиотеки и конкурентной.

Причиной невостребованности библиотечной услуги мо­жет быть слабое материальное состояние той или иной биб­лиотеки. Например, НББ – один из основных произво­ди­те­лей библиографических пособий на локальных электрон­ных носителях. Однако не каждая библиотека республики, являясь потребителем библиографической продукции, может воспользоваться таким библиотечным продуктом, и связано это, как правило, с несоответствием материально-техниче­ской базы современным требованиям.

Процесс совершенствования услуг для освоения новых сегментов рынка – один из приемов работы учреж­де­ний разных сфер деятельности. В библиотеках с этой целью сегодня применяются разнообразные способы: диверси­фика­ция видов библиотечных продуктов, введение удобного до­сту­па пользователей к информационным ресурсам, органи­за­ция онлайнового доступа к ресурсам библиотеки и др.

При управлении ассортиментом библиотечных услуг необходимо учитывать их жизненный цикл. Коротко концепцию жизненного цикла услуги можно сформулиро­вать следующим образом: каждая услуга, какими бы уни­каль­ными потребительскими свойствами не обладала, “жи­вет” (пребывает на рынке) ограниченное время, и рано или поздно вытесняется другим, более совершенным.

Подчеркнем, что концепция жизненного цикла услуги вынуждает постоянно анализировать деятельность как библиотеки в целом, так и ее структурных подразделений не только с точки зрения современного состояния, но и буду­щего; обосновывает необходимость систематической работы по планированию и разработке новой услу­ги, модификации существующих с учетом меняющегося спро­са, нарастающей конкуренции, появления новых ресур­сов и технологий. В библиотеке с этой целью проводятся раз­лич­ные исследования, в том числе и маркетинговые [13, с.29–41, 182–198, 199–211].

Заключение

Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может рассматриваться как товар, имеющий стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей регионов с зарубежными странами, интеграции информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания – это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

В свою очередь, эффективность работы библиотеки во многом зависит от ее материально-технической базы. Поэтому сегодня маркетинговая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе любой библиотеки. Маркетинговая деятельность библиотеки - это не отдельная акция, а непрерывный процесс, при успешном течении которого выигрывает и пользователь и библиотека. Выгода библиотеки заключается в том, что ее работа оценивается должным образом, растет престиж, улучшается материально-техническое обеспечение, а для пользователей это - более качественное обслуживание, расширение разнообразных услуг.

II Практическая часть

Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина

Общие сведения
1. Количество библиотечных пунктов (абонементов, читальных залов и т.д.)
2. Число пользователей
3. Число посещений
4. Библиотечный фонд
5. Количество выписываемых периодических изданий 19,9 18,6 18,8
6. Читаемость 4,7 4,5 4,5
7. Посещаемость 1,4 1,4 1,5
8. Обращаемость 3,1 3,1 3,2
9. Книгообеспеченность
10. Массовых мероприятий
11. Книжных выставок
12. Библиографических указателей и списков
13. Выполнено справок
14. Количество компьютеров
15. Количество записей в электронном каталоге
16. Количество баз электронного каталога
17. Выполнено заказов по МБА
18. Выполнено заказов по ЭДД
19. Полнотекстовые базы данных
20. Поступления от платных услуг 99,900 78,100 66,450
21. Количество платных услуг
22. Участие в проектах корпоративной каталогизации
23. ИРИ, ДОР      
24. Штат библиотечных работников
25. Библиотечных работников со спец. образованием

Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина занимает достойное место в образовательной, информационной и социокультурной инфраструктуре города Витебска. Деятельность учреждения направлена на постоянное обеспечение пользователей информационными ресурсами в различных аспектах их деятельности, на совершенствование библиотечных услуг, непрерывное улучшение их качества на основе современных информационных технологий и эффективной обратной связи со своими потребителями, которыми являются все категории населения города Витебск.

Библиотека создаёт необходимые условия для полного и оперативного предоставления пользователям необходимой информации на традиционных и электронных носителях. Она не только стремится обеспечивать качество всех существующих форм и методов своей работы, но и активно работает над модернизацией библиотечных процессов.

После изучения отчётной документации за последние 3 года можно сделать следующие выводы, что некоторые показатели увеличиваются, некоторые, наоборот, уменьшаются, а некоторые остаются на достаточно одинаковом уровне.

Хочется обратить внимание, что уменьшилось количество посещений почти в 3 раза, в связи, с чем уменьшилась и посещаемость. Это связано с тем, что читающего населения с каждым годом становится всё меньше, у людей пропадает желание к чтению, во многом это связано с появлением книг в электронном варианте. В связи с этим в библиотеке увеличилось количество баз электронного каталога, выполненных заказов по ЭДД, полнотекстовых баз данных и другое. Все эти услуги требуют денежных затрат со стороны пользователей библиотеки, что привело к увеличению поступления от платных услуг.

В библиотеке направлена работа и на досуговую деятельность, которая за последние 3 года значительно увеличилась. Это видно из увеличения проведённых массовых мероприятий, оформленных книжных выставок.

Изучив отчётную документацию за последние 3 года, можно увидеть что почти все показатели работы библиотеки увеличились, а некоторые даже в 2 и 3 раза, и лишь небольшое количество показателей уменьшилось.

Для того, чтобы увеличить количество посещений, которое с каждым годом стало уменьшаться, нужно постоянно увеличивать и оптимизировать книжный фонд, доступ в интернет, широкий спектр периодики, проведение творческих вечеров, закупка современной литературы, электронные каталоги – всё это сделает посещение библиотеки удобным и нужным для пользователей, что в свою очередь может привести к увеличению посещений [14].

Наши рекомендации