Завершение консультирования и предотвращение рецидивов
Когнитивное консультирование является структурированным подходом и проводится, как правило, в короткие сроки, поэтому когнитивные консультанты стремятся «встраивать окончание в начало». Уже на первом занятии консультанты начинают обсуждать с клиентами критерии и ожидания, связанные с завершением консультирования. Существует несколько способов оценки прогресса. Давая оценку, консультанты учитывают уменьшение выраженности симптомов, изменения в описываемом и в наблюдаемом поведении, изменения в мышлении как в рамках консультирования, так и за его пределами. Выполнение домашнего задания, в частности произведение записей в «Ежедневном отчете об автоматических мыслях», выполнение конкретных задач и проведение экспериментов также помогают оценить прогресс. Консультанты не всегда безоговорочно верят, что клиенты способны проверять реалистичность своих интерпретаций и, если необходимо, изменять искаженные интерпретации или отказываться от них. Часто консультанты завершают курс постепенно. Например, если занятия проводились еженедельно, их начинают проводить сначала один раз в две недели, а потом еще реже в течение одного и двух месяцев (дополнительно, после завершения курса консультирования).
Когнитивные консультанты уделяют большое внимание предотвращению рецидивов. Клиентов учат проверять истинность интерпретаций, этот навык рассматривается как навык самопомощи. Выполняя домашнее задание, клиенты не только развивают навыки, необходимые для реальной жизни, но и готовятся впоследствии справляться с проблемами самостоятельно. Консультанты учат клиентов предотвращать рецидивы и развивать стратегии преодоления трудностей. Доступность вспомогательных сеансов также обусловливает возникновение и поддержание у клиентов желания использовать и сохранять свои развитые способности, связанные с обработкой информации, после завершения курса консультирования.
Консультирование по жизненным умениям
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Теория и практика консультирования по жизненным умениям развиваются в соответствии с афоризмом Альберта Эйнштейна: «Все следует делать как можно проще, но не проще, чем это необходимо». Ниже будут рассмотрены основные исходные положения.
Психологический образовательный подход
Консультирование по жизненным умениям — это подход, ориентированный на оказание клиентам содействия в развитии навыков самопомощи. Этот подход отвергает психологический жаргон в пользу простой, логичной образовательной структуры. Разработанное в соответствии с потребностями большинства обычных людей, консультирование по жизненным умениям исходит из того, что все люди приобрели и сохраняют сильные стороны и недостатки жизненных умений. Ниже перечислены четыре ключевые концепции этого подхода.
1. Большинство проблем, с которыми люди приходят к консультантам, отражают историю их обучения.
2. Хотя внешние факторы вносят определенный вклад, клиенты сохраняют свои проблемы в основном потому, что у них недостаточно развиты навыки мышления и навыки действия.
3. Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда в рамках оказывающих поддержку отношений помощи они обучают клиентов соответствующим навыкам мышления и действия.
4. Главной целью консультирования по жизненным умениям является обучение клиентов навыкам самопомощи. Овладев этими навыками, клиенты смогут сохранять и развивать адекватные навыки мышления и действия не только для того, чтобы справляться с существующими проблемами, но и для того, чтобы предотвращать возникновение проблем в будущем и успешно решать их.