Завершение консультирования и предотвращение рецидивов

Когнитивное консультирование является структурированным подходом и прово­дится, как правило, в короткие сроки, поэтому когнитивные консультанты стремятся «встраивать окончание в начало». Уже на первом занятии консультанты начинают об­суждать с клиентами критерии и ожидания, связанные с завершением консультирова­ния. Существует несколько способов оценки прогресса. Давая оценку, консультанты учитывают уменьшение выраженности симптомов, изменения в описываемом и в на­блюдаемом поведении, изменения в мышлении как в рамках консультирования, так и за его пределами. Выполнение домашнего задания, в частности произведение записей в «Ежедневном отчете об автоматических мыслях», выполнение конкретных задач и проведение экспериментов также помогают оценить прогресс. Консультанты не всегда безоговорочно верят, что клиенты способны проверять реалистичность своих интер­претаций и, если необходимо, изменять искаженные интерпретации или отказываться от них. Часто консультанты завершают курс постепенно. Например, если занятия про­водились еженедельно, их начинают проводить сначала один раз в две недели, а потом еще реже в течение одного и двух месяцев (дополнительно, после завершения курса консультирования).

Когнитивные консультанты уделяют большое внимание предотвращению рециди­вов. Клиентов учат проверять истинность интерпретаций, этот навык рассматривается как навык самопомощи. Выполняя домашнее задание, клиенты не только развивают навыки, необходимые для реальной жизни, но и готовятся впоследствии справляться с проблемами самостоятельно. Консультанты учат клиентов предотвращать рецидивы и развивать стратегии преодоления трудностей. Доступность вспомогательных сеансов также обусловливает возникновение и поддержание у клиентов желания использовать и сохранять свои развитые способности, связанные с обработкой информации, после завершения курса консультирования.

Консультирование по жизненным умениям

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Теория и практика консультирования по жизненным умениям развиваются в соот­ветствии с афоризмом Альберта Эйнштейна: «Все следует делать как можно проще, но не проще, чем это необходимо». Ниже будут рассмотрены основные исходные положе­ния.

Психологический образовательный подход

Консультирование по жизненным умениям — это подход, ориентированный на ока­зание клиентам содействия в развитии навыков самопомощи. Этот подход отвергает психологический жаргон в пользу простой, логичной образовательной структуры. Раз­работанное в соответствии с потребностями большинства обычных людей, консульти­рование по жизненным умениям исходит из того, что все люди приобрели и сохраняют сильные стороны и недостатки жизненных умений. Ниже перечислены четыре ключе­вые концепции этого подхода.

1. Большинство проблем, с которыми люди приходят к консультантам, отражают исто­рию их обучения.

2. Хотя внешние факторы вносят определенный вклад, клиенты сохраняют свои про­блемы в основном потому, что у них недостаточно развиты навыки мышления и навыки действия.

3. Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда в рамках оказывающих поддержку отношений помощи они обучают клиентов соответствующим навыкам мы­шления и действия.

4. Главной целью консультирования по жизненным умениям является обучение клиен­тов навыкам самопомощи. Овладев этими навыками, клиенты смогут сохранять и раз­вивать адекватные навыки мышления и действия не только для того, чтобы справлять­ся с существующими проблемами, но и для того, чтобы предотвращать возникновение проблем в будущем и успешно решать их.

Наши рекомендации