Другие теории и исследования мышления.
Общей чертой, характеризующей перечисленные теории, в том числе и ассоциативные, является их отказ от изучения происхождения и общественно-исторического развития человеческого мышления. Если в них и шла речь о развитии, то оно понималось как процесс чисто количественного накопления ассоциаций, их обобщения, дифференцирования и объединения во все более сложные цепи и комплексы.
В начале XX века конкретные исследования мышления приобрели черты подлинного историзма.
Первые систематические исследования (В. Келер, Йеркс) интеллектуального поведения человекообразных обезьян показали, что у высших животных существует сложная деятельность, которая по своему характеру сходна с мышлением, хотя и протекает в форме внешнедвигательных операций.
Исследования интеллектуального поведения человекообразных обезьян дали толчок экспериментальному изучению процессов практического, так называемого «наглядно-действенного» мышления и у человека. Также были многочисленные исследования на детях. Эти исследования позволили выделить и описать процессы наглядно-действенного мышления, как составляющие необходимую стадию умственного развития ребенка.
В дальнейших работах (Валлон, Пиаже), было экспериментально показано, что словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем их «интериоризации.
Большой вклад в теорию онтогенетического развития мышления внесли исследования Л. С. Выготского и его школы, посвященные проблеме активного формирования мыслительных процессов. Развитие мышления рассматривается как процесс усвоения ребенком общественно-исторических, выработанных умственных действий и операций. Так как это усвоение имеет строго закономерный характер, то, управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслительные процессы – программировать их развитие (П. Я. Гальперин)
Психологическая наука встала перед задачей материалистически объяснить процесс мышления, подойдя к нему как к сложной форме психической деятельности, имеющей свое происхождение и свою историю и опирающейся на исторически сформированные средства, характеризующие другие формы предметной деятельности и использующие в качестве основного средства систему языка. Для решения этой задачи материалистическая психология должна подойти к мышлению как к процессу, который формируется в общественной истории, протекает сначала как развернутая деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений, и лишь затем принимает свернутые формы, приобретая характер внутренних «умственных действий». При таком подходе мышление перестает казаться «категорией духа» и может стать предметом психологической науки.
8. Самостоятельная работа по теме:
1. Обозначьте основные направления развития мышления. («Развивать мышление – это значит…»)
Вопросы по теме занятия.
1. Что такое мышление?
2. Кто впервые начал изучать мышление?
3. Назовите основные подходы, изучающие развитие мышления.
4. Каковы современные взгляды на проблему развития мышления?
5. Какие сложности возникли при выполнении самостоятельной работы?
6. Удалось ли слаженно и быстро справиться с заданием?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Согласно материалистическому подходу мышление это:
1) итог взаимодействия различных процессов познания.
2) итог интеграции наблюдения и познания.
3) сочетание образов памяти.
4) сочетание процессов логики и чувственности.
2. Ассоциативная теория сводит содержание мысли к:
1) ассоциативным законам.
2) чувственным элементам ощущений.
3) ассоциативно связанным ощущениям и представлениям.
4) житейским и профессиональным навыкам.
3. Бихевиоризм интерпретирует внутреннюю мыслительную деятельность как:
1) процесс, полностью лишенный направленности, в котором нет регулирующей его организованности.
2) тенденцию представлений удерживаться, «каждый раз вновь проникая в течение наших представлений».
3) совокупность сложных цепей речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул-реакция».
4) взаимодействия «понятий», «суждений» и «умозаключений».
4. Позицию, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого духа, не сводимые ни к каким элементарным чувственным или ассоциативным процессам, занимает:
1) идеалистическая философия.
2) психоанализ.
3) Вюрцбургская школа.
4) школа Юнга.
5. Интенция – это:
1) главное отличие процессов мышления от процесса познания.
2) развитие изучения мышления в различных психологических школах.
3) связь мышления и ощущения.
4) направленность мышления на какой-либо предмет.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Какое мыслительное действие, какие его виды лежат в основе следующих научных решений?
1. Соотнесение различных геометрических фигур по доступным в наблюдениях признакам давно привело к формально-логическому результату, фиксируемому в понятии «многоугольник».
2. Философская мысль пришла к выводу, что подлинным всеобщим по отношению к различным многоугольникам является не формальнологическое понятие «многоугольник», а треугольник, ибо он — та простейшая фигура, к которой можно свести и из которой можно вывести другие фигуры.
3. Известно, что в основу классификации растений К.Линней положил принцип строения цветка. Все известные ему цветковые растения он распределил по внешним особенностям (числу, форме и расположению тычинок) на 24 класса. В один класс вошли такие далекие друг от друга растения, как лен, лебеда, смородина, морковь, незабудка, колокольчик. Зато такие родственные растения, как брусника и черника, попали в разные классы, так как имеют разное количество тычинок.
4. Ч.Дарвин считал необходимым выявить реальное родство, внутреннюю общность разных видов животных. Так, на островах Южной Америки и на самом континенте было обнаружено несколько видов волкообразных лисиц. Не ограничившись описанием внешнего сходства и различий животных, он показал, что все они произошли от одного прародителя.
2. Кому принадлежит высказывание «Упорядоченное мышление – это, можно сказать, нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями». Какой теории в изучении мышления придерживался этот психолог?