Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение дисциплине «Психологические теории обучения» осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы оценивания работы студентов. В баллах оцениваются все виды учебной работы студентов, что зафиксировано в рейтинг-плане.

Содержание дисциплины ориентирует магистранта, главным образом, на изучение психологических составляющих обучения и их представленность в структуре конкретного предмета обучения и учет в своей практической деятельности на стажировочной площадке (школе) психологических механизмов обучения при организации учебно-воспитательного процесса. Освоение дисциплины сопровождается погружением магистранта в практику психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению, внедренных в начальной школе (стажировочной площадке) посредством знакомства с методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника. При этом преемственность теоретической подготовки магистранта в вопросах, выносимых в раках данной программы, с практической подготовкой соблюдается посредством закрепления материала курса в непосредственной учебной деятельности с обучающимися в школе.

Процесс обучения по программе «Психологические теории обучения» предполагает такие формы работы с магистрантами как групповые дискуссии (на предмет анализа психологических оснований теорий обучения), анализ продуктов деятельности учителя и ученика (видеозаписи занятий по предмету преподавания с опорой на конкретную теорию обучения или подход к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе), мастер-класс (передача подготовленным специалистом опыта реализации метода системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника), коллоквиум (для проверки и закреплении знаний в форме обсуждения результатов практического освоения системогенетического метода). Для успешного освоения настоящей дисциплины необходимым требованием является выстраивание профессионально-ориентированных взаимоотношений с преподавателями, закрепленными за магистрантами на стажировочных площадках (школе). Подобное требование является продуктивным с точки зрения вовлеченности студента в практику психологического анализа в непосредственной образовательной системе в целом (школе) и, в частности, анализа конкретной теории или подхода, который положен в основу обучения одному из предметов программы начальной школы (математика, окружающий мир, обучение грамоте, обществоведение, изобразительное искусство и т.д.).

До студентов доводятся критерии оценки их компетентности, осуществляемой в ходе текущих и итоговых контрольных мероприятий.

9. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем – при необходимости)

Портал электронного обучения МПГУ

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

– Доступ к сети интернет, компьютерное оборудование, доступ к библиотеке МПГУ.

11. Рабочая программа встроенной практики в ходе обучения дисциплине «Психологические теории обучения»

11.1. Задачи практики:

1) формирование у магистрантов навыков проводить сравнительный анализ психологических оснований теорий и концепций обучения в условиях современной системы начального общего образования,

2) формирование умений определять их значимости для современных образовательных систем, внедренных в практику начальной школы.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения дисциплины

В результате прохождения данной практики обучающийся должен:

приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

Общепрофессиональные компетенции (ПК):

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК -22 -способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач , направленных на сохранение и укрепление здоровья , психическое развитие и становление личности ребенка;

ПК 33- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

ПК 34- способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;

В результате прохождения практики обучающийся должен:

Трудовые действия:

ТД-5 - систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

приобрести опыт деятельности в проведении психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.

знать:

- основные положения теории деятельности и деятельностного подхода к обучению;

- закономерности развития обучающихся с позиций системогенетического подхода;

- сущность развития способностей ученика как субъекта учебной деятельности;

- психологическую сущность обучения и его механизмы;

- основные и актуальные для современной системы образования теории и концепции обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов,

- классификации учебных задач и задач познания;

- структуру и закономерности формирования психологической системы деятельности;

уметь:

- критически оценивать достоинства и недостатки современных теорий обучения на основе выделения их психологических оснований (составляющих);

- ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение с учетом уровня познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста;

- осуществлять многоуровневый анализ учебной деятельности;

Владеть

технологией проведения психологического анализа учебной деятельности ученика и идеальной теоретической моделью анализа любой деятельности- психологической системы деятельности.

Наши рекомендации