Схемы как инструменты индивида для оценки и прогнозирования ситуации: процесс формирования и типы схем, использование схем.
По мере категоризации события или ситуации в процесс социализации личности включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, аттитюдов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. В наиболее общем виде они представляют собой некоторые, основанные на индивидуальном опыте обобщенные представления в отношении объектов и ситуаций, применяемые к их быстрой оценке и прогнозированию возможного развития отношений. Схемы очень сходны с прототипами и часто используются взаимозаменяемо.
Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, фиксируемые в опыте в виде схем люди получают дополнительные ресурсы оптимального функционирования. Последующая проверка правильности данной схемы приводит к увеличению вероятности ее будущего воспроизведения.
Различают следующие типы схем:схемы личности; ролевые схемы; скрипты; схемы свободного содержания; схемы самости.
Схемы личности – индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях.
Ролевые схемы – структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям.
Скрипты (схемы ситуаций) – структуры знаний об определенных событиях. В случае скриптов речь идет о зафиксированных в опыте человека представлениях о том, что представляют определенного рода ситуации и чего можно ожидать от них, как вести себя.
Схемы свободного содержания – содержат ограниченный набор правил обработки информации, способствующий ориентироваться и принимать решения в ситуациях, не имеющих аналогов в жизненном опыте. Примером являются правила формальной логики.
Схемы самости – охватывают значимые аспекты представлений людей о самих себе, крайности в самохарактеристиках, часто выражающие противопоставление себя другим.
Схемы так же рассматриваются как иерархически структурированные от более абстрактных и общих категорий информации в вершине структурной пирамиды к более частным и специализированным категориям внизу.
Способ организации схем зависит от ее содержания, уровня знаний личности и уместности по отношению к конкретному содержанию.
Использование схем. Особенности осуществления выбора той или иной схемы и детерминант этого выбора зависит от ряда условий и факторов и индивидуальных различий.
В исследованиях процесса применения схем описан ряд индивидуальных различий:
1. Атрибутивная сложность – люди варьируются в комплексности и числе объяснений поведения других людей.
2. Неопределенность ориентации – люди варьируются по заинтересованности - незаинтересованности в получении информации.
3. Потребность в знаниях – люди различаются по заинтересованности в получении глубоких знаний об объектах.
4. Когнитивная комплексность – люди различаются по комплексности когнитивных процессов и репрезентаций.
В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формирование основного репертуара схем.
Процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер. Тем не менее, выделяют следующие три процесса:
1. Наращивание – изучение фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.
2. Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.
3. Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттернированное обобщение.