Школа психологии и человеческих отношений.

Исторические предпосылки и революции

Управление – выделилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что потребовало согласования совместных действий людей в процессе общественно-экономического развития.

Управленческая революция – понимают переход от одного качественного состояния менеджмента к другому в результате чего, радикально изменяются взгляды на управление.

Известно 5 революций: 1) Религиозно-коммерческая; 2) государственно-законодательная (светско-административная); 3) государственно-контрольная (производственно-строительная); 4) индустриальная (управленческая) - совпадает с индустриальным процессом в западной Европе 17-18 вв.

Значение 4-ой революции в том, что произошло отделение функций управления от функций собственника, появился профессиональный менеджмент и профессиональные менеджеры. Управление было отделено от труда, земли и капитала и превращается в самостоятельную экономическую силу. Считается самой важной, т.к. в результате ее менеджмент приобрел те черты, которые мы наблюдаем и сегодня (т.е. современные черты).

5) бюрократическая – на рубеже 19-20 вв. ее теоретической основой была концепция рациональной демократии М. Вебер. В это время сформировались иерархические структуры управления, было осуществлено разделение управленческого труда. Были введены нормы, стандарты и регламенты управления, появились первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей.

В результате 5 революции менеджеры сначала превратились в отдельную страту, а затем отдельно от собственников в социальный слой.

Школы менеджмента

В первой половине 20в. получили распространение 4 четко выделяемые школы менеджмента. Все они были направлены на поиск путей повышения производительности труда, но эти пути каждая из школ видела по-разному и хронологическая последовательность как в плане.

Школа научного правления: Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915гг) – основатель, идейный представитель, отец научного менеджера (1900-1910 гг).

Недостаточную эффективность промышленных предприятий он объяснял отсутствием грамотного управления, что не позволяло увеличивать производительность труда. На смену разрозненным приемам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда.

Основные положения системы Тейлора: математический способ исчисления стоимости; разделение трудовых приемов на отдельные операции; хронометраж времени и движений; введение инструкционных карт; дифференцированная система оплаты труда; система премирования за перевыполнения нормы труда.

Философскую основу учения Тейлора составляет концепция учения экономического человека. Это элемент критики, т.к. с определенного момента работник переключается на другие потребности (неэкономические), соответственно работа должна быть построена совершенно иначе. Тейлор был убежден в единстве интересов работников и администрации. Единство интересов достичь не возможно, можно только говорить о том, что интересы должны быть направлены в единое русло.

Научные принципы концепции Тейлора: создание научного фундамента, заменяющего старые практические методы работы; научные исследования каждого отдельного вида трудовой деятельности; отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев (проф отбор и проф обучение); сотрудничество между администрацией и рабочими; равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и администрацией.

Историческое значение: вывод о том, что работа по управлению – это определенная специальность; отделение труда исполнителей и распорядителей; выделение управления в самостоятельную область научных исследований. Взгляды Тейлора ограниченны, т.к. он изучал только процессы физического труда и ограничился уровнем цехового мастера, а не всего предприятия. Тейлоризм называют классической геометрией труда – подчеркивая механистичный характер учения.

Самостоятельно подобратьинформацию о других людях последователей Тейлора: Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд, Ф. и л. Гилберт.

14 принципов управления по Файолю

1) Разделение труда – специализация управленческого труда

2) Власть и ответственность

3) Дисциплина – уважение соглашению, важность администратора, первого лица государства (личный пример)

4) единоначалие – единство точки зрения, распорядительства, (правило одного босса)

5) подчинение частных интересов общему

6) единство руководства, т.е. планирование исходя из единых целей

7) вознаграждение

8) централизация

9) скалярная цель - линейка начальников (иерархия + подчинение)

10) Порядок – порядок на рабочем месте + порядок в организации. Каждому свое место и свои обязанности

11) Справедливость

12) Стабильность рабочего места для персонала

13) Инициатива

14) Корпоративный дух

Административная школа

Ее основоположник Анри Файоль. Период 20-30-е гг 20 в. Главная заслуга административной школы было изучение процесса управления применительно ко всей организации. И в рамках адм школы были классические функции и принципы управления. В отличие от Тейлора, который рассматривал управление снизу вверх и ограничился уровнем цехового мастера Файоль рассматривал управление сверху вниз и изучал самый высший управленческий уровень в организации ,т.е. уровень главный административный.

Файоль выделил 6 групп операций, всегда имеющих место в процессе производственной деятельности: 1) технические операции, в том числе выделка, обработка; 2) коммерческие операции (покупка, продажа, обмен); 3) финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими); 4) страховые операции (страхование и охрана имущества лиц); 5) учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет и статистика); 6) административные операции (функции управления).

Административные операции файоль также дифференцировал и выделил след функции: планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль дал определение менеджменту – управление – это непрерывный процесс, в ходе которого реализуются все основные функции.

Историческим вкладом административной школы является разработка основ классической теории организации – т.е. основ, на базе которых потом начали формироваться структуры управления.

Главным недостатком концепции административной школы было отсутствие внимания к работникам. Кроме всего, Файоль рассматривал организацию изолировано, от всего окружающего.

Школа научного управления в совокупности с административной школой образуют классическую школу менеджмента или классический подход. К концу 30-х гг классический подход стал демонстрировать свою ограниченность из-за отсутствия внимания к человеческому фактору, и на смену пришел неоклассический подход, который не отрицая основ классического подхода дополнил его новым содержанием.

Макс Вебер, Г. Черч, Дж. Муни, А. рейли, Л. Урвик – Д/з

Школа психологии и человеческих отношений.

В рамках неоклассического подхода возникла новая школа названная гуманистическим вызовом или школа психологии и человеческих отношений. Был произведен перенос центра тяжести с организации производств на взаимоотношения в коллективе.

Элементы доктрины человеческих отношений: 1) человек – социальное существо; 2) экономические интересы никоим образом не исчерпывают потребности людей; 3) жесткая иерархия, формализация и подчиненность несовместимы с природой человека; 4) Работники отвергают жесткую авторитарную теорию Тейлора, т.к. она не учитывает их интересы; 5) Работники готовы участвовать в созидательной атмосфере и приносить пользу организации; 6) у работников необходимо развивать чувства индивидуальной и коллективной ответственности; 7) самое большое удовольствие на работе человек получает от общения с коллегами.

Следовательно: менеджеры в первую очередь должны решать человеческие проблемы работников.

Г. Мюнстерберг – психоаналитик, сформировал основы психотехники, он впервые применил психоанализ в управлении производственными коллективами. И ввел психологическое тестирование при отборе кандидатов на работу.

Мери П. Фолетт., Элто Мэйо – д/з

Элтон Мэйо – в 30-е гг – провел серию экспериментов в г. Хоторн. – они вошли в историю – были получены важнейшие данные которые изменили данные о роли человека в коллективе.

Историческое значение школы психологии: были сформулированы позиции по следующим вопросам: лидерство, формальные и неформальные группы, необходимость индивидуального подхода к работникам, важность в поисках компромисса, конструктивный характер, важность сотрудничества, а не борьбы с неформальными лидерами, был сделан вывод о том, что каждый коллектив имеет внутренний механизм контроля и менеджеры должны пользоваться этими механизмами для достижения общих целей организации.

В начале 50-х гг возникло новое направление: бихевиоризм или школа поведенческих наук. Оно позволило тесно увязать поведение людей в организации с производительностью труда. Была выстроена очень четкая логическая цепочка. В рамках бихевиористского направления были сформулированы классические концепции мотивации.

Во всех 3-х школах менеджмента использовался односторонний подход. Таким образом к 50-м гг возникла потребность в комплексном взгляде на управление.

Количественный подход или школа – это замена словесных рассказов и рассуждений символами, моделями и их числовыми параметрами.

Существует отечественная и зарубежная ветвь.

В рамках кол-ной школы получили распространение 3 направления: системный, процессный, ситуационный.

Системный – все без исключения организации представляют собой открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой.

Вход à организация (под действием технологических подходов) à выход

Элементы входа: информация, финансы, материальные, человеческие и энергию, также должна улавливать сигналы потребителей.

Выход: товары и услуги, информация, итог удовлетворенность потребителей.

Внутренние элементы организации называют внутренними переменными. Совокупность внутренних переменных образуют потенциал организации.

Системный подход позволяет рассматривать организацию комплексно, в единстве различных направлений производственного и управленческого процесса. (Преодолевает недостаток 3 школ – односторонности, фиксации на чем-то одном).

Процессный подход – с точки зрения его, управление – это непрерывный процесс, который объединяет в единую систему все разноплановые управленческие действия. Управленческий процесс начинается задолго до начала функционирования предприятия (на стадии зарождения). Зачастую не прекращается с прекращением деятельности предприятия. Внутри управленческого процесса выделяются отдельные блоки, такие как блок связанный с производством, финансами – это дает возможность тщательного анализа управленческого процесса.

Ситуационный – нет ничего единственно верного. Под управленческой ситуацией понимают совокупность конкретных факторов и условий, требующих принятие управленческих решений и заставляющих менеджеров предпринимать определенные действия или воздерживаться от них. Требует от менеджера гибкости и адаптивности, чтобы подстраиваться к изменяющимся условиям среды.

Современными направлениями в рамках кол-ной школы являются: эмпирическая школа и школа социальных систем. Эмпирическая - мерилом является практика и ничего кроме практики. (Питер Труккер). Социальные системы – хотят объединить в единую систему все: машины, людей и др. (Герберт Саймон – концепция ограниченной рациональности).

Модели менеджмента – совокупность управленческих решений, наиболее привычных и характерных для национальных особенностей менталитета той или иной страны. На сегодняшний день выделяются три модели: японская, американская и западно-европейская (скандинавская и германская).

Японская – характеристика – это семейные корпоративные ценности, корпорация – единая семья. Особые направления в работе с персоналом – концепция пожизненного найма, продвижение по службе осуществляется по выслуге лет. Горизонтальная ротация кадров – замена кадров на одном уровне. Закрытая кадровая политика – можно прийти с другой стороны и только на низшую позицию (всегда). Модель опирается на особом внимании к качеству: кружки качества, канбан, имба, система точно вовремя, кайдзень – постоянное совершенствование.

Американская модель – конкурентность и состязательность. Свойственна вертикальная ротация кадров. Открытая кадровая политика (приход сотрудников извне на должность любого уровня). Продвижение по службе на основе личных качеств работника. Сочетание стратегического управления с оперативностью ежедневной работы.

Западно-европейская модель. Сформировалась после второй мировой войны и означает тесное проникновение государства в деятельность предприятия и в жизнь каждого работника. Представляет собой социально-рыночное хозяйство. Людвиг Эдгхарт – индикативное планирование + соц-рын хозяйство.

В Скандинавии – на налогах держится государство (шведская модель – социализм). Мало богатых, нет бедных.

Наши рекомендации