Примерный перечень тем курсовых работ. по дисциплине «Гражданское право»

по дисциплине «Гражданское право»

Общая часть

1. Брачный договор в российском и зарубежном гражданском и семейном праве.

2. Гражданско – правовая защита прав несовершеннолетних при приватизации жилых помещений.

3. Гражданско – правовая характеристика сделок с имуществом граждан, признанных недееспособными.

4. Гражданско – правовая характеристика сделок, совершенных гражданином, ограниченным судом в дееспособности.

5. Гражданско-правовые способы защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

6. Защита прав и законных интересов граждан, признанных недееспособными.

7. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних субъектов гражданских правоотношений.

8. Имущественные права недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

9. Институт опеки и попечительства в семейном и гражданском праве.

10. Институт патронажа в Российской Федерации, его отличия от попечительства.

11. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.

12. Особенности признания гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным по законодательству РФ.

13. Правоспособность граждан в гражданском праве.

14. Реализация и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних в гражданском праве России.

15. Роль органов опеки и попечительства в гражданском и семейном праве.

16. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

17. Частная собственность граждан: понятие, содержание. Объекты права собственности граждан.

18. Юридические лица как участники гражданских отношений.

19. Система вещно-правовых способов защиты.

20. Виды гражданской правовой ответственности.

21. Понятие и значение приватизации государственного и муниципального имущества.

Особенная часть

22. Виды договоров и их классификация в гражданском праве.

23. Содержание договора и классификация его условий.

24. Способы обеспечения исполнения обязательств.

25. Гражданско-правовое регулирование договоров ренты.

26. Договор пожизненного содержания с иждивением по гражданскому праву России.

27. Договор купли-продажи жилых помещений с участием несовершеннолетних.

28. Ипотека и ипотечный кредит.

29. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью граждан.

30. Имущественная ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными гражданами.

31. Особенности отдельных видов договора купли-продажи.

32. Договор аренды и его основные разновидности.

33. Договор поставки.

34. Договор перевозки пассажира и багажа.

35. Договор перевозки грузов.

36. Договор займа и кредитный договор.

Наследственное право

37. Основные принципы наследования по закону.

38. Основные принципы наследования по завещанию.

39. Установление фактов, имеющих юридическое значение для оформления в правах наследования.

40. Наследование отдельных видов имущества.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Отделение среднего профессионального образования

(юридический колледж)

Кафедра: Гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «………………………………………………………»

Студент (ка): _______________

/Ф.И.О., группа/

Руководитель: ______________

/Ф.И.О./

Астрахань

Г.

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
Глава I. Глава 1. Законодательство о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей
§1. Развитие института устройства детей-сирот на разных этапах исторического развития российского государства
§2. Усыновление (удочерение)
§3. Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 2. Применение существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
§1. Проблемы, возникающие на стадии выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей
§2. Проблемы, возникающие в связи с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Библиографический список
Приложения

Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в нашей стране выявляется более 100 тысяч таких детей. В 2009 году их общее количество составило 750 тысяч[7]. Основными причинами увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране проблема устройства таких детей, а также защита их прав и интересов приобретает крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации признает за каждым ребенком право жить и воспитываться в семье, но большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных.

Несмотря на то, что вопрос устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи либо в учреждения для детей-сирот, законодательно урегулирован, количество сирот в России с каждым годом растет, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы.

Целью данной работы является исследование существующих в законодательстве РФ форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявление и анализ проблемных вопросов в данной области, а также предложение возможный путей решения выявленных проблем.

Задачи курсовой работы :

1) рассмотрение института устройства детей-сирот на разных этапах исторического развития российского государства, а также выявление существующих в настоящее время форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

2) исследование норм российского и международного законодательства об усыновлении (удочерении);

3) изучение законодательного закрепления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;

4) рассмотрение института приемной и патронатной семьи в российском праве;

5) выявление проблемных моментов в области российского и международного усыновления, опеки и попечительства, передачи в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) анализ эффективности применения существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.

Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.

При изучении темы были использованы труды таких российских юристов как: Пчелинцева Л. М., Завражнов В. Г., Лиханов А. А., Михеева Л. Ю., Залунина Н.Б. и др.

В структуру курсовой работы входит: Введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Приложение 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования темы курсовой работы были получены следующие выводы:

1) различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существовали в нашем государстве еще с языческих времен. Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и в настоящее время существует в России как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Институт опеки и попечительства над детьми длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так затем и в РСФСР. В целом же, законодательство российского государства находилось в непрерывном развитии и постоянно изменялось, но, несмотря на это, в нашей стране издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи;

2) согласно действующему в настоящее время СК РФ, существуют следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: передача на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную либо патронатную семью. При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) при невозможности устройства ребенка в семью осуществляется его передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и /или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

В этом случае обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на администрацию этих учреждений.

После выпуска из таких учреждений большинство сирот испытывают различные психологические и материальные трудности, среди них – проблема с жильем и проблема социальной адаптации. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую изолируют детей от общества, поэтому они должны становиться более открытыми для общения с населением. В этой связи необходимо создание на местном уровне служб, куда выпускники могли бы обратиться за поддержкой. Необходимо наладить взаимодействие органов опеки и попечительства и учреждений начального среднего профессионального образования по осуществлению сопровождения несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов, обучающихся в этих учреждениях;

4) Невысокая эффективность системы социальной защиты детей связана с тем, что большая часть ее усилий направлена на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а не на раннюю профилактику семейного неблагополучия и сиротства. Меры профилактики детского неблагополучия приводят к разрыву семейных отношений. В результате в большинстве случаев выявление социальных сирот происходит очень поздно, на стадии, когда семью, в которой они жили, очень трудно, а зачастую и невозможно реабилитировать, а работа с родителями сводится к минимуму. Существует дефицит своевременной психологической и юридической помощи неблагополучным семьям. К тому же у большинства детей на момент выявления уже имеются многочисленные проблемы со здоровьем, а также в развитии и воспитании, что в свою очередь негативно сказывается на перспективах их успешного устройства в замещающие семьи. В этой связи целесообразно уделять больше внимания профилактике социального сиротства. Решению этой задачи может помочь создание дополнительных специализированных служб по сопровождению неблагополучных семей;

5) неразвитость в России социально-реабилитационной инфраструктуры для инвалидов создает проблему устройства детей-инвалидов в семьи. В этой связи целесообразно на законодательном уровне развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями, создавая и при необходимости расширяя медико-социальные центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

6) другая не менее важная проблема на сегодняшний день – это вторичное сиротство, которое появляется после отказа опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей. Причинами вторичного сиротства являются отсутствие государственных институтов контроля, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей. Решить эту проблему поможет обязательное обучение замещающих родителей в профессиональных службах и последующее сопровождение приемных семей до совершеннолетия детей;

Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что сложившаяся к настоящему времени в России система жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершенна. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, от решения которой в значительной мере зависят перспективы развития любого общества. Именно поэтому повышение материального благосостояния и улучшение качества жизни семей с детьми должно стать одной из приоритетных задач государства.

Приложение 5

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированная на территории РФ // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. –1990. – N 45. – Ст. 955.

2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 2, 3 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 1: 1994. – № 32 . – Ст. 3301.; Ч. 2: 1996. – № 5 . – Ст. 410; Ч. 3: 2001. – № 49 . – Ст. 4552.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

5. ………………………………………………………………………………….

6…………………………………………………………………………………….

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 19. – Ст. 2304.

20. …………………………………………………………………………………

Наши рекомендации