Примерный перечень тем курсовых работ. по дисциплине «Гражданское право»
по дисциплине «Гражданское право»
Общая часть
1. Брачный договор в российском и зарубежном гражданском и семейном праве.
2. Гражданско – правовая защита прав несовершеннолетних при приватизации жилых помещений.
3. Гражданско – правовая характеристика сделок с имуществом граждан, признанных недееспособными.
4. Гражданско – правовая характеристика сделок, совершенных гражданином, ограниченным судом в дееспособности.
5. Гражданско-правовые способы защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
6. Защита прав и законных интересов граждан, признанных недееспособными.
7. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних субъектов гражданских правоотношений.
8. Имущественные права недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
9. Институт опеки и попечительства в семейном и гражданском праве.
10. Институт патронажа в Российской Федерации, его отличия от попечительства.
11. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
12. Особенности признания гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным по законодательству РФ.
13. Правоспособность граждан в гражданском праве.
14. Реализация и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних в гражданском праве России.
15. Роль органов опеки и попечительства в гражданском и семейном праве.
16. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.
17. Частная собственность граждан: понятие, содержание. Объекты права собственности граждан.
18. Юридические лица как участники гражданских отношений.
19. Система вещно-правовых способов защиты.
20. Виды гражданской правовой ответственности.
21. Понятие и значение приватизации государственного и муниципального имущества.
Особенная часть
22. Виды договоров и их классификация в гражданском праве.
23. Содержание договора и классификация его условий.
24. Способы обеспечения исполнения обязательств.
25. Гражданско-правовое регулирование договоров ренты.
26. Договор пожизненного содержания с иждивением по гражданскому праву России.
27. Договор купли-продажи жилых помещений с участием несовершеннолетних.
28. Ипотека и ипотечный кредит.
29. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью граждан.
30. Имущественная ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными гражданами.
31. Особенности отдельных видов договора купли-продажи.
32. Договор аренды и его основные разновидности.
33. Договор поставки.
34. Договор перевозки пассажира и багажа.
35. Договор перевозки грузов.
36. Договор займа и кредитный договор.
Наследственное право
37. Основные принципы наследования по закону.
38. Основные принципы наследования по завещанию.
39. Установление фактов, имеющих юридическое значение для оформления в правах наследования.
40. Наследование отдельных видов имущества.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Отделение среднего профессионального образования
(юридический колледж)
Кафедра: Гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «………………………………………………………»
Студент (ка): _______________
/Ф.И.О., группа/
Руководитель: ______________
/Ф.И.О./
Астрахань
Г.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | ||
Глава I. | Глава 1. Законодательство о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей | |
§1. | Развитие института устройства детей-сирот на разных этапах исторического развития российского государства | |
§2. | Усыновление (удочерение) | |
§3. | Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей | |
Глава 2. | Применение существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей | |
§1. | Проблемы, возникающие на стадии выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей | |
§2. | Проблемы, возникающие в связи с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Заключение | ||
Библиографический список | ||
Приложения |
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в нашей стране выявляется более 100 тысяч таких детей. В 2009 году их общее количество составило 750 тысяч[7]. Основными причинами увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране проблема устройства таких детей, а также защита их прав и интересов приобретает крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации признает за каждым ребенком право жить и воспитываться в семье, но большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных.
Несмотря на то, что вопрос устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи либо в учреждения для детей-сирот, законодательно урегулирован, количество сирот в России с каждым годом растет, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы.
Целью данной работы является исследование существующих в законодательстве РФ форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявление и анализ проблемных вопросов в данной области, а также предложение возможный путей решения выявленных проблем.
Задачи курсовой работы :
1) рассмотрение института устройства детей-сирот на разных этапах исторического развития российского государства, а также выявление существующих в настоящее время форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) исследование норм российского и международного законодательства об усыновлении (удочерении);
3) изучение законодательного закрепления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;
4) рассмотрение института приемной и патронатной семьи в российском праве;
5) выявление проблемных моментов в области российского и международного усыновления, опеки и попечительства, передачи в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) анализ эффективности применения существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.
Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.
При изучении темы были использованы труды таких российских юристов как: Пчелинцева Л. М., Завражнов В. Г., Лиханов А. А., Михеева Л. Ю., Залунина Н.Б. и др.
В структуру курсовой работы входит: Введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Приложение 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования темы курсовой работы были получены следующие выводы:
1) различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существовали в нашем государстве еще с языческих времен. Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и в настоящее время существует в России как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Институт опеки и попечительства над детьми длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так затем и в РСФСР. В целом же, законодательство российского государства находилось в непрерывном развитии и постоянно изменялось, но, несмотря на это, в нашей стране издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи;
2) согласно действующему в настоящее время СК РФ, существуют следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: передача на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную либо патронатную семью. При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) при невозможности устройства ребенка в семью осуществляется его передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и /или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
В этом случае обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на администрацию этих учреждений.
После выпуска из таких учреждений большинство сирот испытывают различные психологические и материальные трудности, среди них – проблема с жильем и проблема социальной адаптации. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую изолируют детей от общества, поэтому они должны становиться более открытыми для общения с населением. В этой связи необходимо создание на местном уровне служб, куда выпускники могли бы обратиться за поддержкой. Необходимо наладить взаимодействие органов опеки и попечительства и учреждений начального среднего профессионального образования по осуществлению сопровождения несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов, обучающихся в этих учреждениях;
4) Невысокая эффективность системы социальной защиты детей связана с тем, что большая часть ее усилий направлена на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а не на раннюю профилактику семейного неблагополучия и сиротства. Меры профилактики детского неблагополучия приводят к разрыву семейных отношений. В результате в большинстве случаев выявление социальных сирот происходит очень поздно, на стадии, когда семью, в которой они жили, очень трудно, а зачастую и невозможно реабилитировать, а работа с родителями сводится к минимуму. Существует дефицит своевременной психологической и юридической помощи неблагополучным семьям. К тому же у большинства детей на момент выявления уже имеются многочисленные проблемы со здоровьем, а также в развитии и воспитании, что в свою очередь негативно сказывается на перспективах их успешного устройства в замещающие семьи. В этой связи целесообразно уделять больше внимания профилактике социального сиротства. Решению этой задачи может помочь создание дополнительных специализированных служб по сопровождению неблагополучных семей;
5) неразвитость в России социально-реабилитационной инфраструктуры для инвалидов создает проблему устройства детей-инвалидов в семьи. В этой связи целесообразно на законодательном уровне развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями, создавая и при необходимости расширяя медико-социальные центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
6) другая не менее важная проблема на сегодняшний день – это вторичное сиротство, которое появляется после отказа опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей. Причинами вторичного сиротства являются отсутствие государственных институтов контроля, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей. Решить эту проблему поможет обязательное обучение замещающих родителей в профессиональных службах и последующее сопровождение приемных семей до совершеннолетия детей;
Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что сложившаяся к настоящему времени в России система жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершенна. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, от решения которой в значительной мере зависят перспективы развития любого общества. Именно поэтому повышение материального благосостояния и улучшение качества жизни семей с детьми должно стать одной из приоритетных задач государства.
Приложение 5
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированная на территории РФ // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. –1990. – N 45. – Ст. 955.
2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 2, 3 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 1: 1994. – № 32 . – Ст. 3301.; Ч. 2: 1996. – № 5 . – Ст. 410; Ч. 3: 2001. – № 49 . – Ст. 4552.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
5. ………………………………………………………………………………….
6…………………………………………………………………………………….
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 19. – Ст. 2304.
20. …………………………………………………………………………………