Классическая, или административная школа в управлении (1920-1950).
Развитие менеджмента в прошлом и настоящем.
Главные подходы, кот изв-ны в наст. время, делятся на 4 напр-я:
Подход с позиций выд-я разл-х школ в У
1. Научное управление-(1885 —1920). Представители: Ф.У. Тейлоp, Френк и Лилия Гилбрет и Генри Гантт. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясьих более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Также признавалась важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, подчеркивалось большое значение обучения. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная спец-ть, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Классическая, или административная школа в управлении (1920-1950).
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Представители - Анри Файоль, Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. 1-й -разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
3. Школа человеческих отношений (1930-1950). Поведенческие науки (1950-по настоящее время). ДВИЖЕНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Представители — Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо. Фоллетт определила менеджменткак «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности.. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК. Развитие таких наук, как психология и социология сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого-бихевиористского направления можно упомянуть Криса Ард-жириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
4. Наука управления или количественный подход (1950-настоящее время). Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ И МОДЕЛИ. По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.
II. Процессный поход. (1920-по наст. вр.) Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Процесс управления состоит из функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Эти первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность.
III. Системный подход. (1950-по наст. вр.). Чтобы наглядно представить себе взаимодействия и многочисленные последствия изменений, руководители д.: увидеть перспективу для организации; знать как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которых организация стремится достичь; осознавать непосредственное воздействие решений, принимаемых в организации, и их опосредованное воздействие на различные аспекты организационной деятельности; принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию влияние организации на окружающую среду. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются социотехническими системами. Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от окружающей ее среды. Открытая система характеризуется взаимодействиями с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это основные ресурсы системы, которыми она обменивается с внешней средой. Все организации являются открытыми системами. Крупные составляющие сложных систем зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Они, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или
1.3.3. услуги - выходы организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.
IV. Ситуационный подход (1970-по наст. вр.) Центральный момент - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Данный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления»; пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно; концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций; пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методология подхода: Руководитель должен: 1. быть знаком со средствами профессионального У, которые доказали свою эффективность. 2. уметь предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) от применения данной методики или концепции.
3. уметь правильно интерпретировать ситуацию. 4. уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Современные концепции М: 1) Концепция адаптации (приспособления).Стратегия фирмы – комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом внешних факторов, стратегия маневрирования в распределении пр-ва и товаров м/у фирмами в зависимости от издержек пр-ва, стоимости раб. силы, полит. стабильности.
2) Концепция глобальной стратегии. Направлена на оптимизацию деятельности ф. в целом, а не отдельных ее частей. Направления конц-и: теория множественности целей (отрицается max-я прибыли в кач-ве одной цели); признается, что оптимизация деятельности ф. осуществляется в целях max-и прибыли; оптимизация деятельности путем соверш-я осн-х функция У (стратегич-е и долгосроч-е планир-е). 3) Концепция целевой ориентации. Доминирование роли целеполагания в процессах планирования, орг-и, мотив-и, контроля. 4) Концепция У с позиции науки о поведении. Повышение эффек-ти деят-ти ф. в рез-те повышения эфф-ти ее человеческих рес-в. Повышается роль исследований в обл. психологии и социологии. основная цель: стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук. 5) Концепция рыночного У. Базируется на объективном процессе обобществления пр-ва, в рез-те кот. у крупнейших фирм появляется возм-ть воздействовать на рынок (осущ-ть раздел), на хар-р экономич-х отношений.
Вопрос №1.4.
Функции менеджмента.
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том,какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации с целью определить, чего может реально добиться -я.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать орг-и достичь этих целей.
.3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решитькак в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены орг-и, чтобы достичь вып-я целей орг-и.
Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопр-ть будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовать — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Важным аспектом функции организации является определение,кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю Делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.
МОТИВАЦИЯ. Рук-ль всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
КОНТРОЛЬ. Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, — стадии, на котрой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две хар-ки связывают все четыре упр-е функции, обесп-я их взаимозав-ть, комм-и и прин-е реш-й часто наз-т связующими процессами.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это сост-т основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является комм-я. КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация — это процесс обмена инф-й, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку орг-я представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Билет №1.5.
Структура У орг-й: сущность и общая характеристика структур, типы структур, проектирование орг. структуру
.Стр-ра орг-и: это логические взаимоотн-я уровней упр-я и функц-х обл., постр-х в такой форме, кот наиболее эф достигать целей орг-и.
Уровни у-я -вертикальное разделения труда Понятие функциональная обл. относится к работе, которую выполняет подразделения для организации в целом (например маркетинг, производство, обучение персонала.)(функциональная обл. как термин служит другим названием для подразделений)Все организации за исключением самых маленьких, разделены на горизонтальное специализированные функциональные обл. и на вертикальные уровни управления.
Функциональная орг.структура-иногда называют традиционной или классической.
Функц. департаментализация- это процесс деления орг. на отдельные элементы, каждый из к-х имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.
В принципе создание функцион. структуры сводиться к группировке персонала по тем широким задачам, к-е они выполняют. При функцион. департаментализации организация делится на блоки компании- это отделы про-ва, маркетинга, финансов-это широкие обл. деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации. Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно всвою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения(вторичные или производственные)
Дивизиональная орг.структура-в соответствии с ней деление организации на элементы и блоки происходит по видам товарам или услуг, группам покупателей или географическим регионам. [На основе СБЕ: это холдинг, у кажд фирмы свой рук-ль.]
Преимущества перед функционал. орг. структурой стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функцион-ых обл., улучшает координацию в фунциональ-ых обл.
Недостатки: отделы м.б. заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации; в больших организациях цель команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
-Продуктовая структура- при этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги, предаются одному
руководителю, к-ый является ответственным за данный тип продукции. Руководители вторичных функционал. служб(производственной, технологической и сбыта ) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Недостаток: увеличение затрат из-за дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.
-орг. структура, ориентированная на потребителя- все подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель – удовлетворить потребителей так же хорошо, как и организация, к-я обсуживает всего одну их группу.(те же недостатки, что и у продуктовой- если учитываем различия, связанные с разной целевой функцией).
-региональная орг. структура- если дея-ть орг. охватывает большие геораф-ие зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной структура орг. по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей.
Когда подразделения фирмы внутри страны и за рубежом действующие порознь, возникает необходимость в глобальной структуре. Два наиболее широких типа глобальных структур- это глобальная продуктовая структура(1) и глобальная региональная структура(2). 1-я фирма производит широкую гамму изделий, к-е требуют различных технологий. При таком типе структуры легче достичь необходимой технической и сбытовой специализации и координации.2-яболее подходит там, где региональные различия имеют большее значение, чем различия в продукции.