Источники негативных установок и восприятия
- Своего рода самозащита, результат выгодных для себя атрибутивных искажений.
- Различие между точками зрения действующего лица и наблюдателя его действий.
- Чужую голову себе не приставишь, поэтому по мере эскалации и интенсификации конфликта каждая сторона находит все большие свидетельства того, что он происходит не по ее вине.
- Попытки одной из сторон найти рациональное объяснение собственному эскалационному поведению могут способствовать усилению ее негативного взгляда на другую сторону, что подкрепляет ее эскалационное поведение.
Вопросы и задания для самопроверки
- Какие вы знаете механизмы искажения информации?
- Расскажите о конформизме.
- Как действуют психологические негативные установки и восприятие?
- Какие бывают эффекты от психологических установок и восприятия?
- Каковы источники негативных установок и восприятия?
Основные функции коммуникаций
Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это – семантическая (смысловая сторона). Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эмоционально-коммуникативную.
Информационно – коммуникативная функция
Раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению.
- Не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения.
- Выравнивание различий в исходной информированности партнеров.
- Стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их.
- Выразить свое согласие или несогласие.
- Прийти к определенным согласованным или новым результатам.
Регулятивно – управляющая функция
Проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность:
- регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей;
- взаимной “подстройки” действий;
- оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.
Эмоционально – коммуникативная функция
Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.
- Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.
- Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.
- В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
- Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.
Аутокоммуникация
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.
Вопросы и задания для самопроверки
- Назовите основные функции коммуникаций.
- Что представляет собой информационно-коммуникативная функция?
- Что такое регулятивно-управляющая функция?
- Расскажите об эмоционально-коммуникативной функции.
- Что такое аутокоммуникация?
13. “Барьеры” коммуникаций
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.
- Слова, воспринимаемые как требование. Для каждого из нас дорога автономия – возможность самостоятельно выбрать себе цели и действовать в соответствии с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.
- Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.
- Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.
“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.