Комментарии к проведению литературоведческого анализа художественного текста
Кратко прокомментируем отмеченные в схеме аспекты рассмотрения текста.
1. Время и обстоятельства написания произведения.При указании на
время и обстоятельства написания произведения важно дать краткую фоновую характеристику социально-исторической ситуации в обществе.
2. Место произведения в творчестве писателя.Отмечая место произведения в творчестве писателя, необходимо опираться на знание его биографии, а также информацию о творческих исканиях автора и его эстетическом кредо.
3. Литературный род.Информация о литературном роде произведения важна в силу его специфики и значимости для понимания идейно-художественного своеобразия текста. Напомним о своеобразии литературных родов.
Эпос — (греч. epos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса... эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые разновидности очерка. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, — ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса — в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, иногда — к рассуждениям.
Драма — (греч, drama, букв. — действие), 1) один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении... В драме доминирует драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или под угрозой. Большинство драм построено на едином внешнем действии с его перипетиями..., связанном, как правило, с прямым противоборством героев. Лирика — (от греч. - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В лирическом стихотворном тексте особое значение имеет его интонационно-мелодическая оформленность, создающаяся при помощи ритма, рифмы, аллитерацией, ассонансов и т.д. Каждый литературный род имеет свою специфику. Опираясь на наблюдения А.Б. Есина [1998, с. 196], обобщим ее в виде таблицы.
Таблица 1. Основные литературные роды
Основные литературные роды | Стилевые особенности |
Эпос | 1 . Сюжетность 2. Описатсльностъ 3. Психологизм 4. Номинативность 5. Прозаическая организация речи 6. Монологизм 7. Разноречие |
Драма | 1 . Условность формы 2. Отсутствие тяготения к описательности 3. Ориентация на разноречие |
Лирика | 1. Условность формы 2. Ограниченная описательность 3. Тяготение к психологизму 4. Монологизм 5. Стихотворная организация речи 6. Риторичность 7. Малый объем |
4. Жанр. Необходимо выявление жанровой специфики произведения в процессе литературоведческого анализа, поскольку жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб отражения окружающего мира в художественной форме.
5. Проблематика. Что касается проблематики литературного произведения, т.е. постановки в нем сложных жизненно и общественно важных вопросов, задач, требующих разрешения, то ее определение является результатом обобщения отраженных в художественном произведении событий, эпизодов, ситуаций. В выборе проблематики ярко выражается авторская индивидуальность, мировоззрение писателя, его концептуальная картина мира. Можно посоветовать анализ содержания начинать не с тематики и «образов», как это принято и обыкновенно делается, а именно с центральной проблемы произведения. Такой подход имеет ряд очевидных плюсов: он сразу обращается к самому важному в произведении, позволяет сочетать принцип проблемности обучения с принципом научности.
Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое произведение с другими и понять, что же в нем уникального, неповторимого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного произведения, а она, если говорить о художественном содержании, очень часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага и этом направлении можно порекомендовать установить вид проблематики в исследуемом произведении.
Выделяются разные виды проблематики: национальная, социокультурная, идейно-нравственная, философская.
6. Тема. С проблематикой литературного произведения связана его тема (подробнее т.е. «предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества».
О теме текста судят по фактам и событиям. Анализировать тематику произведений можно по следующему алгоритму:
1) характер тематики
а)конкретно-историческая:
· социальные параметры,
· временные параметры,
· национальные параметры.
б) вечная:
· психологические параметры
в) сочетает оба аспекта
Различают любовную лирику, философскую, гражданскую. Пейзажную, медитативную (отражающую размышления над вечными проблемами бытия), суггестивную (сосредоточенную на передаче эмоционального состояния.
Особый интерес представляют вечные темы (родины, искусства, любви, дружбы, отцов и детей, Добра и Зла и т.д.).
7. Композиция – важный элемент литературоведческого анализа.
Композиция сама по себе может выражать определенный эстетический смысл, определять прагматику художественного текста. Анализ композиции позволяет выявить принцип, организующий общую структуру произведения. Различают простую и сложную композицию.
Выделятся системно-логическое, или ретроспективное, изложение. Оно деются на три типа: линейный, параллельный и многомерный. Линейная композиция отражает естественную последовательность фактов. Параллельная композиция отмечается дополнительными отношениями сопоставляемых фактов, событий. Многомерная композиция предполагает наличие различных пространственных, временных, условных связей, включает элементы обобщения. Наряду с отмеченными явлениями, в изучении композиции важным является монтаж, отражающий особый способ построения литературного произведения, для которого характерны «прерывность (дискретность) изображения, его разбитость на фрагменты, наличие сопоставлений и противопоставлений, которые не продиктованы логикой изображаемого, впрямую запечатлевают авторский ход мысли и ассоциации». Такую композицию называют монтажной.
8. Пафос. Важным элементом литературоведческого анализа является определение пафоса. Еще В.Г. Белинский связывал пафос с особенностями произведения и творчества писателя, с «идеей-страстью». В современном литературоведении к видам пафоса относят героику, трагическое, романтическое и др. Заслуживает внимания соотнесенность разных видов пафоса и стилевых особенностей, представленная в работе А.Б. Есина. В интересах наглядности оформим этот материал в виде табл.
Пафос произведения во многом определяется принадлежностью автора к конкретному направлению в литературе.
С пафосом литературного произведения соотносится его эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста. Различают минорную, мажорную, патетическую, лирическую и другие виды эмоциональной тональности текста.
Таблица 2. Виды пафоса
пафос сентиментализма |
пафос романтизма |
Пафос героики |
Пафос трагического |
Сатирический пафос |
Пафос иронии |
Пафос инвективы (Инвектива резкое обличение (в частности, сатирическое осмеяние) реального лица или группы лиц; Литературные формы инвективы многообразны: эпиграмма, полемические статьи и речи. |
9. Образный строй произведения. Реалии художественного мира, относящиеся к предметно-логическому уровню текста, отраженные в сознании читателя, формируют конкретно-чувственные представления (образы) и понятия. О сущности и значимости словесных образов писал А.А. Потебня, автор концепции внутренней формы слова: «...и в поэтическом, следовательно, вообще художественном произведении есть те же самые стихии, что и в слове: содержание (или идея), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию; внутренняя форма, образ, который указывает на это содержание, соответствующий представлению (которое тоже имеет значение только как символ, намек на известную совокупность чувственных восприятий, или на понятие) и, наконец, внешняя форма, в которой объективируется художественный образ». Выделяются художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.д. В создании образов особенно важны лексические средства: в филологии слово рассматривается как форма образа.
Примерный план анализа образа героя
1. Место персонажа в системе образов произведения и его сюжетная соотнесенность с другими персонажами.
2. Принадлежность героя к определенной социальной среде.
3. Особенности воспитания, образования, формирования системы убеждений.
4. Родственное и дружеское окружение героя.
5. Предыстория героя как форма его сжатой характеристики.
6. Авторские приемы создания образа:
· Выбор имени героя.
· Характер и обстоятельства первого знакомства с героем.
· Портретная характеристика.
· Речевая характеристика (в том числе внутренний монолог).
· Интерьер, мир вещей, характеризующий героя.
· Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
· Сны героя.
· Оценка героя другими персонажами.
· Самооценка героя и ее динамика.
7. Авторское отношение к герою, способы его выражения (прямая и опосредованная авторская оценка).
8. Оценка героя в критике и читательских отзывах.
9. Место героя в контексте творчества писателя и в литературной традиции [2].
10. Идея. Выявление идеи произведения является результатом сложной аналитической обобщающей работы читательского сознания. Иногда, впрочем, идея эксплицируется автором в виде сентенции в начале или в конце произведения. Чаще же на идею указывает вся структура художественного текста, в которой важными являются различные элементы и характер их взаимосвязи.
Идея трактуется как «основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь». Это то, что хотел выразить в своем произведении писатель, то, к чему он призывает и что утверждает.
11.Художественные особенности.К художественным особенностям произведения
относятся изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эстетических целях. Важны не только их виды, количество, но и специфика индивидуально-авторского осмысления и организации, а также эстетические функции.