Перечень вопросов к домашней контрольной работе
Методические рекомендации к выполнению домашней письменной контрольной работы
В процессе изучения дисциплины учащийся выполняет одну домашнюю контрольную работу. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками.
Вариант написания домашней контрольной работы выбирается согласно шифра учащегося.
Варианты домашних контрольных работ содержат теоретические вопросы и ситуацию.
Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и нормативный материал для ответов на теоретическую часть задания. Отдельные источники рекомендованы в настоящих методических рекомендациях. Однако в процессе написания работ можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышает ценность работы дополнительный материал, такой как примеры, построение различных схем и иллюстраций, исходя из выбранной тематики работы.
Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется название темы, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В ответах на теоретические вопросы не допускается прямое цитирование текста, требуется самостоятельная формулировка. В конце работы указывается список использованной литературы (не менее 3-х источников). Объем контрольной работы примерно 12-15 листов тетрадного формата или 8-10 листов машинописного или компьютерного набора; страницы должны быть пронумерованы.
Контрольная работа не будет зачтена в случаях:
- если отсутствует один или два теоретических вопроса;
- если отсутствует или неверно решена практическая часть в контрольной работе.
Домашняя контрольная работа должна быть сдана до начала экзаменационной сессии в соответствии с учебным графиком учащегося.
Если работа была не зачтена, то она подлежит доработке в соответствии с замечаниями, указанными в рецензии, и высылается для повторной проверки. Учащиеся, не сдавшие домашние контрольные работы либо не выполнившие их доработку, не допускаются к написанию итоговой контрольной работы.
Выбор вопросов контрольной работы проводится по шифру учащегося в предлагаемой таблице. По горизонтали находятся цифры, совпадающие с последней цифрой шифра, а по вертикали – предпоследней. Пересечение горизонтальной и вертикальной строк определяет ячейку с номерами вопросов.
Варианты контрольной работы
А | Б | Последняя цифра шифра | ||||||||
Вопрос Ситуация | 1, 18 | 2, 19 | 3, 20 | 4, 21 | 5, 22 | 6, 23 | 7, 24 | 8, 25 | 9, 26 | |
10, 27 | 11, 28 | 12, 29 | 13, 30 | 14, 31 | 15, 32 | 16, 33 | 17, 34 | 1, 35 | 2, 36 | |
3, 37 | 4, 38 | 5, 18 | 6, 19 | 7, 20 | 8, 21 | 9, 22 | 10, 23 | 11, 24 | 12, 25 |
Перечень вопросов к домашней контрольной работе
- Дайте определение психологии, раскройте предмет и задачи психологии.
- Дайте определение понятиям «Этика», «Профессиональная этика».
- Охарактеризуйте функции этики.
- Дайте понятия этикета, его сторон.
- Определите отличия профессиональной этики и этикета.
6. Охарактеризуйте методы психологических исследований (наблюдение и эксперимент, их виды). Приведите примеры возможных психологических исследований на предприятиях ОП.
- Охарактеризуйте ощущение как познавательный психический процесс. Дайте классификацию ощущений, их краткую характеристику. Обозначьте зависимость спроса на товары от вида ощущений.
- Охарактеризуйте закономерности ощущений (чувствительность, сенсибилизация, адаптация, контраст ощущений). Определите зависимость качества деятельности работника общественного питания от чувствительности к разным раздражителям.
- Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс. Обозначьте основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, аккомодация или приспособление, апперцепция).
- Охарактеризуйте внимание как познавательный психический процесс. Дайте определение видов внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Приведите примеры свойств объектов, вызывающих непроизвольное внимание.
- Охарактеризуйте свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, отвлекаемость, распределение внимания). Их важность в Вашей профессиональной деятельности.
- Охарактеризуйте память как познавательный психический процесс. Дайте определение процессам памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение).
- Охарактеризуйте классификацию памяти по времени сохранения материала. Приведите примеры использования данных видов памяти в деятельности работников общественного питания.
- Охарактеризуйте классификацию памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору. Важность данных видов памяти для работников общественного питания.
- Охарактеризуйте классификацию памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала (произвольная и непроизвольная память). Развитие разных видов памяти, как значимый психологический компонент трудовой деятельности работника общественного питания.
- Охарактеризуйте мышление как познавательный психический процесс. Обозначьте виды мышления и дайте их характеристику. Обозначьте признаки мышления.
- Охарактеризуйте мыслительные операции (сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, суждение и умозаключение). Приведите примеры использования мыслительных операций работниками общественного питания в процессе трудовой деятельности.
- Дайте определение эмоции. Охарактеризуйте положительные и отрицательные чувства; виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, стресс, страсть. Приведите пример проявления эмоций и воли.
- Дайте определение понятию чувство. Охарактеризуйте виды чувств.
- Дайте определение воли. Опишите проявление внешних и внутренних препятствий. Охарактеризуйте волевые качества личности: самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка. Проявление волевых черт личности работниками общественного питания.
- Охарактеризуйте способности. Обозначьте предпосылки к возникновению способностей – задатки. Раскройте многогранность задатков.
- Дайте определение характера как индивидуально-типологической особенности личности. Охарактеризуйте черты характера
- Дайте определение и краткую характеристику темперамента. Охарактеризуйте четыре типа темперамента.
- Опишите свойства темперамента (активность, реактивность, пластичность, ригидность, сензитивность). Опишите проявления темперамента меланхолика, используя свойства темперамента.
- Дайте определение интроверсии и экстраверсии. Опишите проявления темперамента холерика, используя свойства темперамента.
- Охарактеризуйте виды интересов: непосредственный, опосредованный; по содержанию: общественные, интеллектуальные, эстетические. Широта интересов, их устойчивость и глубина.
- Дайте определение понятий знания, умения, навыки. Дайте характеристику знаний. Охарактеризуйте навык, рассмотрите компоненты навыка: познавательный и моторный. Укажите знания умения и навыки которыми вы пользуетесь в своей профессиональной деятельности.
- Сформулируйте понятие о личности и индивидуальности. Охарактеризуйте направленность личности, ее формы.
- Охарактеризуйте психологическое воздействие на человека (убеждение, внушение, принуждение, подражание, психическое заражение).
- Дайте понятия этикета, его сторон.
- Определите отличия профессиональной этики и этикета.
- Опишите внешние выражения профессионального такта работника общественного питания.
- Обозначьте составляющие внешнего вида.
- Охарактеризуйте основные категории этики (добро и зло).
- Охарактеризуйте мораль, как форму человеческого сознания.
- Покажите, как в поведении учитываются социальные ожидания.
- Дайте характеристику вербальным средствам общения.
- Дайте характеристику невербальным средствам общения.
- Охарактеризуйте функции общения. Приведите пример их проявления в Вашей профессии.
- Охарактеризуйте виды общения.
- Дайте определение понятия конфликта. Охарактеризуйте структуру конфликта.
- Охарактеризуйте функции конфликта (стабилизирующую, активизирующую, функцию сигнализации, функцию эмоционального отреагирования, функцию инновации, профилактическую). Приведите примеры.
- Опишите конструктивную функцию конфликта. Приведите пример ее проявления в Вашей деятельности.
- Опишите деструктивную функцию конфликта. Приведите пример ее проявления в Вашей деятельности.
- Охарактеризуйте объект конфликта. Приведите пример объекта конфликта в общественном питании.
- Обозначьте оппонентов конфликта их возможности в плане достижения объектов.
- Охарактеризуйте межличностный конфликт. Приведите пример.
- Охарактеризуйте внутриличностный конфликт. Приведите пример.
- Охарактеризуйте межгрупповой конфликт. Приведите пример.
- Охарактеризуйте стили поведения в конфликте.
- Дайте понятие социальной группе. Охарактеризуйте признаки и разновидности групп.
- Охарактеризуйте структуру малой группы. Опишите социально-психологический климат групп.
- Дайте определение понятию лидер. Рассмотрите стили лидерства.
- Дайте характеристику речевому этикету, этикету ведения беседы.
- Проанализируйте тактику поведения работника общественного питания при обслуживании посетителей.
- Перечислите и охарактеризуйте основные психофизиологические требования к работникам общественного питания.
- Дайте характеристику профессиональному поведению работника общественного питания.
- Рассмотрите понятие стресса и психологические средства стрессоустойчивости.
Перечень практических ситуаций.
Ситуация 1.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Эффект ореола состоит в том, что усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с этим качеством.
Ситуация 2.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Стереотип – это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.
Ситуация 3.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.
Ситуация 4.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними причинами, а не внутренними.
Ситуация 5.
Оцените утверждение с точки зрения правильности и неправильности и обоснуйте Ваш ответ.
Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.
Ситуация 6.
Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее првильные, с вашей точки зрения, варианты следующих утверждений и обоснуйте Ваш ответ.
Вы считаете что мимика и жесты это - …а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
Ситуация 7.
Посетитель изучает меню. Подходит официант и спрашивает:
- Что Вас интересует?
Посетитель смущенно взглянул на официанта:
- Да так, ничего. И быстро удалился.
Проанализируйте ситуацию. Объясните поведение посетителя. Дайте оценку действиям официанта.
Ситуация 8.
В кафе работает пятнадцать поваров. В течении последней недели заведующий производством посылает одного итого же повара работать на лотке на улице. Повар возмущается:
- Почему Вы меня уже третий раз отправляете на холод? Что, я хуже других? Пусть другие поработают. Я не пойду: у меня болит горло.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Оцените поведение повара. Как следовало поступить в данной ситуации?
Ситуация 9.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов и обоснуйте его.
К экстерорецептивным ощущениям относят …а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.
К изменению чувствительности приводит … а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
Ситуация 10.
На кухню ворвался повар, опоздавший на работу на три минуты. Встретившись с укоризненным взглядом начальника, он сказал:
- Что Вы на меня так смотрите? На моих часах ровно девять.
Охарактеризуйте поведение повара. Какова причина конфликта? Что является конфликтогеном? Как следовало предотвратить конфликт?
Ситуация 11.
Определите, в каких случаях речь идет об ощущениях, а в каких – о восприятиях. Обоснуйте свой ответ.
· Отражение отдельных свойств предметов и явлений.
· Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире.
· Результат совместной деятельности ряда органов чувств.
· Составные элементы, из ряда которых складываются образцы предметов и явлений.
· Отнесение предмета к конкретной категории.
· Процесс формирования субъективного образа предмета.
Ситуация 12.
О каких видах внимания идет речь в следующем примере: «Посетитель магазина рассматривает выставку-продажу кулинарных изделий. В это время транслируют рекламное объявление. Посетитель прислушивается и отвлекается от своего первоначального занятия». Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 13.
Какие из данных свойств человека обусловлены социальными факторами (приобретенные), а какие биологические (врожденные)?
· Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, тип нервной системы, способности, характер, механическая память, эмоции мышление, внимание, язык, музыкальный слух, гуманность.
Ситуация 14.
Заведующий производством подошел к повару:
- Поставь стремянку и протри плафоны под потолком. Ты самая высокая – достанешь.
- Я, повар, а не уборщица. Это в мои обязанности не входит.
Кто в данной ситуации прав, кто неправ? Надо ли создавать конфликты по этому поводу?
Ситуация 15.
Выберите правильный ответ из предложенных и аргументируйте его:
Интерес к другому человеку можно невербально выразить…
а). помещенными на бедра руками; б). пронзительным голосом; в). пристальным взглядом, устремленным на собеседника; г). слегка дотрагиваясь до него руками; д). вторгаясь в его личное пространство; е). все ответы верны; ж). все ответы неверны.
Стереотипы…а). представляют собой обобщение нашего личного опыта; б). укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны; в). всегда являются предубеждением; г). являются трудом родительского внушения; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Ситуация 16.
Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Определите вид конфликта и приведите стратегию вашего поведения при разрешении ситуации.
Ситуация 17.
На предприятии возник конфликт между руководителем и трудовым коллективом. Назовите возможные причины возникновения конфликта. К какому виду относится данный конфликт? Как его можно разрешить?
Ситуация 18.
При разрешении конфликта руководитель принимает отчасти точку зрения противоположной стороны и предлагает взаимный обмен уступками. Определите стратегию поведения руководителя в конфликтной ситуации и ее эффективность.
Ситуация 19.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
Важнейшими элементами психологической структуры личности являются…. а). способности; б). направленность; в). темперамент; г). характер; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Основные свойства темперамента - это….. а). сензитивность; б). активность; в). пластичность; г). ригидность; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Элементом структуры деятельности является…а). поведение.; б) активность.; в).действие; г).цель; д). все ответы верны; е). все ответы неверны.
Ситуация 20.
Поставщик просит отсрочить поставку товара. Товаровед отвечает по телефону:
-Почему мы должны идти вам на уступки? Мало ли что у Вас сорвана поставка сырья! А чем мы должны обеспечивать товарооборот? Если своевременной поставки не будет, разорвем с Вами все отношения.
Оцените действия товароведа с психологической точки зрения. Что явилось конфликтогеном? К чему может привести такое поведение товароведа?
Ситуация 21.
Заведующий производством подошел к повару:
- Поставь стремянку и протри плафоны под потолком. Ты самая высокая – достанешь.
- Я, повар, а не уборщица. Это в мои обязанности не входит.
Кто в данной ситуации прав, кто неправ? Надо ли создавать конфликты по этому поводу?
Ситуация 22.
Проанализируйте диалог коллег по работе с психологической и этической точки зрения:
- Зачем ты закрыла окно? Духота!
- А мне холодно. Сама посиди целый день на сквозняке, тогда узнаешь.
- А та не сидишь, а бегаешь целый день по своим делам или болтаешь по телефону.
- Не твое дело! Посмотри на себя. Обе враждебно посмотрели друг на друга.
Ситуация 23.
Что для Вас важнее – умение влиять на других или умение противостоять чужому влиянию? Как эти умения влияют на качество вашей жизни? Что Вы делаете, чтобы развить их в себе?
Ситуация 24.
Коллективу кафе была выделена премия за хорошую работу. На общем собрании, когда принимали решение о том, как разделить деньги, возник конфликт. Директор предложил дать премию Марии Петровне, т.к. у нее тяжело больна мать, Екатерине Федоровне, т.к. у нее трое детей, муж пьет, и Сергею, который строит квартиру, и ему нужны деньги для внесения очередного взноса. Однако, большинство сотрудников с этим мнением не согласились, т.к. требовали, чтобы премию разделили поровну между всеми работающими.
Почему возник конфликт? Как его разрешить?
Ситуация 25.
Вы – директор фирмы и приглашены на деловую встречу. Как Ваш внешний вид и манеры поведения будут соответствовать занимаемой Вами должности? Ответ обоснуйте.