Глава 1.1 Положительное и отрицательное воздействие конфликта

Курсовая работа

по дисциплине «Теория управления»

на тему «Управление конфликтами»

Направление подготовки: Государственное и муниципальное управление

Выполнил: студент гр. Гк-324

Таранков Артем Дмитриевич

Научный руководитель:

Трофимова Татьяна Витальевна,

кандидат экономических наук, доцент.

г. Нижний Новгород

Оглавление

СТР.

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава I. Характеристика и сущность конфликта................................................5

1.1 Положительное и отрицательное воздействие конфликта................5

1.2 Классификации конфликтов.................................................................8

Глава II. Управление конфликтами.....................................................................14

2.1 Специфика управления конфликтами в организации………………14

2.2 Методы управления конфликтами.......................................................15

Глава III. Функции организационного конфликта............................................23

3.1 Конфликты целепологателей………………………………………...23

3.2 Анализ урегулирования конфликтных ситуаций в организации "АЛЬФА-БАНК"....................................................................................................25

3.3 Способ урегулирования конфликта интересов в организации "АЛЬФА-БАНК". ..................................................................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................30

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................33

Введение.

Одним из важнейших социальных процессов в жизни человека является конфликт. Также, он является одним из не приятных процессов, так как порожденные им ситуации, события и последствия, предполагают неблагоприятные условия окончания или продолжения конфликта, как для одного из участников, так и других людей и групп, которые могу быть в него затянуты. Выявление причин конфликтов, способность его распознавать, и иметь четкое представление о том, что такое конфликт, это одна из необходимых качеств любого управляющего.

Бесконфликтных организаций не существует. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в ней возникают причины для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением – неотъемлемая составляющая профессионализма руководителя.

Современная точка зрения на конфликты в организации – они не только возможно, но могут быть желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет выявить большее число альтернатив, проблем. Это делает процесс принятия решений в организации более эффективным. Именно поэтому целью моей работы является понять что такое конфликт, выявить пути для разрешения конфликта, и возможности использования конфликта в трудовом коллективе для улучшения внутриорганизационных отношений и производительности.

Основные задачи для достижения цели работы:

- Изучение теоретической базы конфликта.

- Изучение сущности управления конфликтами.

- Практическое исследование, и анализ управления конфликтами на примере организации "АЛЬФА-БАНК".

- Выявление необходимых знаний для эффективности управления конфликтами в организации, на основе изучения и анализа управления в организации "АЛЬФА-БАНК".

Объектом исследования является конфликт как одно из состояний отношений обществ, коллективов, людей.

Предмет исследования–процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов персонала в организациях.

Методы исследования.В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие.

Глава 1.1 Положительное и отрицательное воздействие конфликта

Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.[1] Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.[2] Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.[3]

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления. Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий. К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.[4]

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые. В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению[5].

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем[6]:

- конфликт ускоряет процесс самосознания;

- под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

- способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

- приводит к объединению единомышленников;

- способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

- способствует расстановке приоритетов;

- играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

- благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

- приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

- благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Для сравнения положительных и отрицательных эффектов конфликта, приведем пример отрицательных воздействий конфликта.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

- конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

- он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

- препятствует быстрому осуществлению перемен;

- приводит к потере поддержки;

- ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

- вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

- вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

- вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

- в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

- конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;[7]

Посредством анализа приведенных данных, мы можем сравнить и понять, что конфликт в "накаленной" отрицательной степени воздействия меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Наши рекомендации