Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии

Наиболее убедительными средствами решения проблем педагогической психологии выступают экспериментальные исследования. Прикладной научно-практический эксперимент, являющийся видом таких исследований, позволяет получать достоверные знания, касающиеся состоятельности прикладных теоретических гипотез и эффективности содержащихся в них практических рекомендаций. Кроме эксперимента, в педагогической психологии имеются и прикладные теоретические исследования. Их отличие от экспериментальных состоит в том, что авторы данных исследований сами не собирают эмпирические данные и не ставят эксперимент. Они или опираются на уже известные факты, или изучают литературу, или обобщают жизненный опыт и на основе мысленного соотнесения того, что есть в действительности, с тем, чем располагает наука, формулируют в гипотетической форме выводы и соответствующие практические рекомендации. Педагогическая практика является в данном случае критерием истинности сделанных выводов и предложенных рекомендаций, одновременно выступая и как естественный эксперимент по установлению их достоверности. Иногда новаторские теоретические идеи внедряются в жизнь, минуя предварительную основательную экспериментальную проверку. Это возможно, если убеждение в правильности выводов и рекомендаций, вытекающих из теории, достаточно велико, риск от их включения в жизнь минимален, а на экспериментальную проверку требуется много затрат и времени. Приведем несколько примеров подобного рода исследований.

Пример 1.Допустим, что школьный учитель или преподаватель в вузе, соотнеся действующую программу своего предмета с состоянием науки и с реальной жизнью, обнаруживает, что она не полностью соответствует имеющимся научным знаниям, не включает в себя то, что необходимо практике. Тогда он изменяет учебную программу и, минуя стадию экспериментальной проверки, непосредственно внедряет новую программу в жизнь. В результате, не проводя достаточно сложного, требующего большого времени эксперимента, он может на практике, по знаниям и умениям учащихся убедиться в том, что новая программа работает лучше, чем старая, т. е. дает учащимся более современные, глубокие и разнообразные знания. Подобные изменения в учебной программе обычно не требуют специальной экспериментальной проверки.

Пример 2. Предположим, что школьный психолог, анализируя реальное состояние обучения детей в начальных классах, .обнаруживает, что дети проявляют мало интереса к таким предметам, как родной язык и математика, быстро устают на этих уроках, слабо успевают. При этом педагоги и врачи ссылаются на физическую ослабленность детей, состояние их здоровья, видя в этом причины быстрой утомляемости. Психолог же ищет другое, психологическое объяснение данному явлению. Это Может быть, например, предположение о том, что учитель не смог заинтересовать детей, им скучно на уроках, а скука, как известно, — одна из наиболее важных причин усталости. Тогда психолог решает исправить сложившееся положение дел. Вместе с учителем он составляет новую, более интересную программу предмета и предлагает новые, более привлекательные для детей формы организации и проведения занятий. Исходя из этого, минуя экспериментальную проверку, он дает прямые практические рекомендации по улучшению положения. Подобный переход от теории непосредственно к практике вполне оправдан потому, что внедряемое в жизнь уже неоднократно проверено.

Строго говоря, описанная работа в конечном счете сама является способом проверки выводов и рекомендаций. Однако акцент в ней ставится не на экспериментальном доказательстве верности теоретических выводов, а на прямом внедрении теории в практику, перестройке последней на основе первой. Именно по этой причине такие исследования мы называем теоретико-прикладными.

Заметим, что приемы организации и проведения научных исследований, применяемые в них методы сбора фактов и логика доказательства истинности выдвигаемых положений имеют исторический характер. Было время, когда основным и единственным способом демонстрации истины считались умственное рассуждение, логика убеждения. Они и сейчас сохраняют свое значение, но в XX в. главным приемом доказательства во всех естественных науках становится эксперимент. Более того, с конца прошлого века обоснованность претензий той или иной области знаний на научность определяется степенью представленности в ней эксперимента, подобного физическому, уровнем контроля независимых и зависимых переменных, применением современных методов математической статистики для доказательства значимости используемых фактов.

На статус современной экспериментальной науки претендует и психология, причем в ней эксперимент стал внедряться со второй половины XIX в. Долгое время, вплоть до 30-х годов XX в., это был в основном научный эксперимент. Прикладные экспериментальные исследования стали появляться с обособлением прикладных отраслей психологической науки. Сейчас эксперимент используется практически во всех сферах психологии, так как почти все они рано или поздно находят практическое применение.

В современной реальной жизни чаще случается так, что теоретически очевидных решений возникающих проблем не существует или предлагаемые решения не кажутся убедительными. Подобные ситуации требуют организации и проведения экспериментальных исследований, и их немало в сфере образования. Экспериментальная проверка предлагаемых решений обязательна, например, тогда, когда имеется не один, а несколько альтернативных вариантов решения одной и той же проблемы.

Допустим, вводится новый метод обучения. Формулируется гипотеза о том, что он должен дать лучшие результаты, чем старые методы. Эта гипотеза экспериментально проверяется в исследовании, где похожие друг на друга группы учащихся в течение одинакового времени обучаются по одним и тем же программам, но при помощи разных методов. Если в конечном счете окажется, что результаты обучения по новому методу лучше, чем по старым, то делается вывод о том, что гипотеза о превосходстве нового метода обучения экспериментально подтвердилась.

Правильно организованный, тщательно проведенный психолого-педагогический эксперимент позволяет наилучшим образом ответить на многие вопросы. Он начинается с точного определения проблем исследования. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны в свою очередь отвечать следующим критериям: актуальности, новизне и практической значимости.

Актуальность научной проблемы — важный аргумент в пользу ее выбора для исследования. Актуальность означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня.

Новизна — другая характеристика проблемы, которая скорее относится не к ней самой, а к предлагаемому решению. Новизна Устанавливается в результате широкого и глубокого изучения имеющихся попыток решения проблемы.

Третий критерий — практическая значимость. Она определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

Контрольные вопросы

1. Что такое экспериментальная педагогическая психология?

2. Чем эксперимент отличается от других видов научных исследований?

3. Каковы основные проблемы экспериментальной педагогической психологии?

4. Понятие о прикладном психолого-педагогическом исследовании.

5. Основные критерии, которым должны соответствовать проблемы, выбираемые для экспериментального психолого-педагогического исследования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Забродин Ю. М.Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. — М., 1990. — С. 22-28.

2. КэнпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М., 1980.

3. Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология: Вып. I и II. - М., 1966. (Истоки экспериментальной психологии: 17—26. Возникновение экспериментальной психологии: 26—67. Развитие экспериментальной психологии с 1940 по 1960 г.: 85—89- Характер экспериментального метода: 99—102.)

Наши рекомендации