ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Управленческий имидж на службе руководителя
Вовлекая собеседника в диалог, нужно
заинтересовать его, побуждая двигаться от простого к сложному, но не принуждая к ответам, которые могут вызвать смущение (если это не запрограммировано заранее и это не цель…). Плавное течение опроса зависит от естественной последовательности вопросов и ощущения собеседника, что он принимает участие в полезном процессе.
Существуют различные способы, помогающие исправить положение, когда отсутствует или следует неуместный, неточный ответ. Но нельзя быть маниакально навязчивым. Вопрос: «Я правильно вас понял?» можно задать один раз. Но если перманентно задавать один и тот же вопрос, то у собеседника может сложиться впечатление, что перед ним ничего не понимающий или ехидный человек, намекающий на неспособность партнера ясно излагать мысли. Это непременно вызовет раздражение.
Уловки — хитрость или прямой обман, приемы резкого убеждения.Выделяют три группы уловок.
1.
В сфере очевидного — двусмысленность, возникающая при многозначности и омонимии слова, нарочитая недоговоренность.
2.
В сфере логического — уловки возникают как элемент умышленного нарушения правил построения умозаключений:
· умозаключение, в котором временная последовательность отождествляется с причинно-следственной;
· умозаключение, опирающееся на «довод» от «неизвестности», от «незнания»;
· умозаключение, основанное на умозаключении аргумента и вывода. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;
· довод, не имеющий никакого отношения к предмету спора и выводу.
3. Уловки, связанные со сферой чувств, с этосом и пафосом:
· игра на настроениях толпы, на неосознанных антипатиях и симпатиях, используемых в личных интересах;
· игра на жалости, прощения, используемых в личных целях;
· шантаж, угроза применения силы, используемые якобы в интересах убеждаемого;
· игра на недоверии к тем чертам, которые не имеют никакого отношения к рассматриваемым доводам;
· игра на доверии к авторитету.
Акцентировка. Можно акцентировать фразы, слова, целые отрезки текста; изменять темп, ритм, делать логические и эмфатические ударения, паузы. В качестве логических средств акцентировки выбирают специальные слова: «Прошу обратить внимание на то, что…», «вот что особенно важно…», «нужно подчеркнуть то, что…» и т. п. Важно помнить, что монотонность речи усыпляет. Неожиданное краткое отвлечение от темы разнообразит речь, избавит собеседника от усталости.
При правильном разумном использовании юмора можно добиться комфортной обстановки, юмористические вставки активизируют внимание. Однако следует помнить об ограничения в использовании иронии:
· Если человек находится в удрученном состоянии.
· Если человек нам не знаком.
· В специальных ситуациях (на похоронах, свадьбе или при любом ритуале, связанном с большой эмоциональностью).
· Если рядом находится третье лицо, от которого тот, над кем вы подшучиваете, как-то зависит (с социальной, психологической, эмоциональной стороны).
· Нельзя насмехаться над физическими недостатками человека.
· Не рекомендуется иронизировать по поводу того, что для человека важно и дорого: семья, работа, система убеждений, религия, национально-культурные традиции.
Важны
формулировка вопроса и контроль сведений, поступающих во время беседы (сопоставление фактов). Существуют внешние и внутренние способы контроля.
25Психологическая культура журналиста
Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста
Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение.
Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного “журналюги ”, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции. В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки. Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.
Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.