Основные правила риск-менеджмента

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Управления риском - это практическая деятельность экспертов, лиц, принимающих решения и реализующих их по смягчению воздействия негативных последствий риска на управляемую систему.

В основу количественной оценки рисков предлагается положить методику, применяемую при проведении аудиторских проверок, а именно: оценку рисков по контрольным точкам финансово-хозяйственной деятельности. Использование данного метода, а также результаты качественного анализа позволяют проводить комплексную оценку рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Количественная оценка рисков проводится на основе данных, полученных при качественной их оценке, то есть оцениваться будут только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения. Для каждого зафиксированного риска составляется таблица оценки риска на основе данных, полученных из статистических, научных, периодических источников, а также на основе личного опыта руководителей. Данные таблицы оценки риска составлены таким образом, чтобы наиболее полно определить составляющие факторы риска. При использовании этого подхода достигается высокая оперативность качественной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проблема субъективности при оценке может быть устранена применением метода Дельфи.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином технологическом процессе управления риском.

Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Вторым важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности.

Третьим этапом является определение стоимости риска – фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Четвертый этап. Выбор стратегии и приемов управления риском, а также способы снижения степени риска. На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам.

При разработке программы действия по снижению риска необходимо учитывать психологическое восприятие рисковых решений. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому наряду с математической обоснованностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.

Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т.е. своих работников.

Экстраверсия есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.

Интроверсия это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.

Пятый этап - организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Шестой этап - контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.

Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.

Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:

· проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рисковых вложений капитанов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

· разработка программы рисковой инвестиционной деятельности;

· сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке;

· определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском;

· разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;

· осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;

· разработка условий страхования и перестрахования, установление размеров тарифных ставок по страховым операциям;

· выполнение функции аварийного комиссара, выдача гарантии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;

· ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

Основные правила риск-менеджмента

В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики. Эвристика представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач.

Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить вполне определенное решение.

Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решений в условиях риска.

Правила риск-менеджмента:

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо думать о последствиях риска.

3. Нельзя рисковать многим ради малого.

4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.

5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.

Реализация первого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:

1) определить максимально возможный объем убытка по данному риску;

2) сопоставить его с объемом вкалываемого капитала;

3) сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству данного инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, чуть меньше или больше его. При прямых инвестициях объем убытка, как правило, равен объему венчурного капитала.

Способы разрешения рисков

Процесс управления рисками может быть разбит на 6 стадий:

1. определение цели управления

2. выяснение риска

3. оценка риска

4. выбор методов управления риском

5. применение выбранного метода

6. оценка результата

Управление риском состоит в выявлении последствий при деятельности фирмы в рисковой области, в разработке мер, предотвращающих или уменьшающих размер ущерба, и разработки такой системы приспособления к рискам, которая позволяет максимально использовать все шансы на получение высокого дохода. Система управления включает в себя определение целей, выбор приемов управления риском, разработку системы адаптации к риску, реализация этой системы, контроль и анализ достигнутых результатов. Основных приемов управления рисками известно несколько; 1) избежание риска; 2) удержание риска; 3) передача риска; 4) снижение риска за счет специальных мер. Выбор приема зависит от размера потерь и вероятности их возникновения. Возможны следующие случаи: 1) вероятность потерь высокая, размер потерь большой. Приемы - избежание и снижение. 2 случай – вероятность потерь высокая, но размер потерь небольшой. Прием – удержание и снижение. 3 случай – вероятность потерь низкая, но размер потерь большой. Прием – передача риска. 4 случай – вероятность потерь низкая, размер потерь небольшой. Прием – удержание.

В реальных хозяйственных ситуациях могут использоваться разные способы снижения уровня опасности, сильно воздействующие на все стороны деятельности компании.

Управление хозяйственными рисками подразумевает применение 4 способов:

· методы уклонения от опасности;

· методы локализации риска;

· способы диссипации риска;

· способы компенсации угроз.

С целью обоснованного выбора адекватного способа риск-менеджмента рассмотрим подробнее каждый выделенный тип.

Методы уклонения от опасностинаиболее распространены в деятельности компаний. Данными способами пользуются предприниматели, желающие действовать наверняка, не рискуя. Обычно руководители этого типа отказываются от предлагаемых услуг ненадежных партнеров, стремятся сотрудничать лишь с подтвердившими свою надежность контрагентами – поставщиками и потребителями, стараются не расширять круг партнеров фирмы и т.д.

Методы локализации рискаприменяют в тех редких случаях, когда удается довольно конкретно и четко вычленить и идентифицировать все источники опасности. Выделив экономически самый опасный этап либо участок деятельности компании, можно сделать его полностью контролируемым и снизить уровень финального риска организации. Подобные методы уже давно применяют многие достаточно крупные предприятия, к примеру, при освоении новых разновидностей продукции, коммерческий успех которых обычно вызывает большие сомнения. Чаще всего, это те виды продукции, для производства которых требуются дорогостоящие и интенсивные НИОКР.

Способы диссипации (распределения) риска- это более гибкие инструменты управления. Основной метод диссипации состоит в распределении общего риска предприятия путем объединения (с различной степенью интеграции) с другими участниками, которые заинтересованы в успехе общего дела. Компания имеет возможность снизить уровень собственной опасности, привлекая к решению проблем в качестве партнеров другие компании и даже физические лица. С этой целью могут создаваться финансово-промышленные группы, акционерные общества.

Способы компенсации угроз– очередное направление борьбы с разными опасными ситуациями, связанное с созданием новых механизмов предупреждения опасности. Стоит отметить, что по виду воздействия данные методы относят к упреждающим (в теории автоматического менеджмента такому определению соответствует термин «управление по возмущению»).

Эффективность системы управления риском зависит во многом от степени участия коллектива в выработке и принятии альтернативных решений и того, насколько полно и своевременно учитываются индивидуальное восприятие рисковых программ, психологическая подготовка к ним.

Наши рекомендации