В вопросах с множественным выбором рес

Понденты делают выбор из нескольких альтернатив.

Проводя опрос студентов с целью выяснить, как мно

го времени они смотрят телевизор, вы могли бы ис

пользовать следующий вопрос:

Выберите вариант ответа, наиболее подходящий

для вас.

Я смотрю телевизор

____ от 0 до 5 часов в неделю

____ от 5 до 10 часов в неделю

____ от 10 до 15 часов в неделю

____ от 15 до 20 часов в неделю

____ более 20 часов в неделю

Вопросы с градуированными ответами позво

Ляют респондентам выбрать один из возможных от

ветов. Такие вопросы особенно хороши для измере

ния отношения человека к предмету. Спрашивая о

телевизионном насилии, вы могли бы предложить

каждому человеку шкалу возможных ответов. Вот

пример вопроса, позволяющего измерить отношение

телезрителей к демонстрации сцен насилия в телепе

редачах.

Выберите ответ, который лучше всего отражает

ваше мнение по поводу следующего заявления:

Я считаю, что программы, идущие в лучшее эфир

ное время, содержат слишком много насилия.

Совершенно верно | Возможно, да | Не знаю | Воз

можно, нет | Совершенно неверно

Конечно, вы можете включить в свой опросный

лист более одного вопроса.

Открытые вопросы поощряют респондентов

высказывать собственное мнение. Эти вопросы

дают наибольший уровень глубины, но из за того, что

ответы могут быть очень разнообразными, их труд

нее всего обрабатывать. В вашем опросе на тему те

левизионного насилия вы могли бы задать людям

следующий открытый вопрос.

Часть 4 · Публичное выступление

Если бы вы собирались писать в Федеральную ко

миссию связи письмо о том, много ли насилия в пере

дачах, идущих в лучшее эфирное время, каковы были

бы ваши рекомендации?

После того как вы проведете опрос, вам нужно

будет обработать полученные результаты. Если опрос

выявляет некую четкую тенденцию, тогда используй

те его результаты, как вспомогательное средство при

доказательстве тезисов вашей речи. Если из опроса

нельзя сделать однозначных выводов, разумнее будет

не слишком полагаться на его результаты.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Составление списка источников

В вашей рабочей тетради под пунктом 13.1,

выбрав тему своей первой речи, запишите сле

дующую информацию.

Работая с бумажной или компьютеризованной

версией библиотечного каталога книг или пери

одических изданий, составьте список из шести

специальных книг и/или журнальных статей, ко

торые, как вам кажется, содержат информацию

по вашей теме.

Назовите человека, у которого вы могли бы

взять интервью, чтобы получить дополнитель

ную информацию по теме.

Напишите вопросы для проведения опроса —

если опрос по этой теме будет уместен.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИСКАТЬ

Каким бы ни был ваш источник, вы будете искать

в нем факты и мнения экспертов.

Изложение фактов

Изложение фактов — это утверждения, которые

можно проверить. «Недавние исследования свиде

тельствуют о том, что дошкольники смотрят телеви

зор в среднем по 28 часов в неделю», «В комплект

портативного компьютера Gateway Solo входит

устройство CD ROM», «Иоганн Гутенберг в XV веке

изобрел печатный набор» — все эти высказывания

содержат факты, которые могут быть проверены.

Один из способов проверить информацию, представ

ленную как изложение фактов — это сравнить ее с

материалом из другого источника.

Будьте особенно скептичны по отношению к «фак

там», о которых вы узнали в Интернете. Поскольку

каждый может помещать в сети практически любую

информацию, вам необходимо проявлять исключи

тельную бдительность. Никогда не используйте ин

формацию, которая не подтверждена документально.

Изложение фактов — утверждение, кото

рое можно проверить.

Глава 13 · Проводим исследования

Экспертное мнение — интерпретации и

суждения, сделанные людьми, имеющими авто

ритет в данной области.

Экспертные мнения

Экспертные мнения — это интерпретации и суж

дения, сделанные людьми, имеющими авторитет в

данной области. «Смотреть телевизор 28 часов в не

делю — это слишком много для маленьких детей»,

«Наличие в компьютере CD ROMа — насущная не

обходимость», «Изобретение печатного набора поло

жило начало созданию средств массовой информа

ции» — все это мнения, основанные на фактах, изло

женных выше. Будут ли они экспертными мнениями,

зависит от того, кто делает данные заявления.

Как отличить эксперта от дилетанта? Во первых,

эксперты признаны другими профессионалами в сво

ей области. Во вторых, эксперт должен обладать зна

ниями по данному вопросу. Например, профессор

истории может быть признан экспертом в области

исследований античной Греции, которыми он зани

мается, но не в истории инков.

Если вы планируете использовать в своей речи

экспертные мнения, обозначьте их как мнения и

укажите аудитории, в какой степени следует дове

рять этим заявлениям. Например, оратор, который

хочет дать слушателям содержательную информа

цию, может сказать: «Температура воздуха в 1990 х

годах была намного выше среднего уровня. Специ

алист по космической биологии Пол Джордженсон

считает, что такие, намного превосходящие средний

уровень температуры являются признаком начала

первой стадии парникового эффекта, однако эти

изменения температуры еще не признаны как зна

чимые».

Хотя экспертные мнения не могут целиком заме

нить документальные факты, они могут быть исполь

зованы для того, чтобы дать интерпретацию и при

дать вес тем фактам, которые вы обнаружили.

Представление информации

Наши рекомендации