Организация семинара в курсе психологии.
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева знаний», передаваемых от учителя к ученикам, с развития самостоятельных суждений и воспроизведения и углубления полученных знаний.
В современном вузе семинар является одним из основных видов практических занятий и представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по A.M. Матюшкину):
- развитие профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях;
- повторение и закрепление знаний; педагогическое общение.
Семинар - это непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение.
Следует ориентировать студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. При таком подходе реализуется общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинара обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Подготовка к семинару сводится к следующему плану:
1. Выбор темы, определение задач.
2. Подбор дополнительной литературы.
3. Подготовка вопросов для обсуждения.
4. Распределение заданий и тем для сообщений.
5. Организация предварительной работы, консультации.
6. Определение критериев оценки выступлений.
7. Выбор методов и приемов проведения.
8. Подбор средств наглядности.
9. Составление плана проведения семинара.
Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.
В практике обучения психологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:
1. Вводное слово преподавателя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.
2. Выступления студентов (сообщения по заданным вопросам).
3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
4. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).
На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается преподавателем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно студентами и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимален в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме.
Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему студенты самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления студентами. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания студентов вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком занятии должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и так далее.
Семинарское занятие «Эмоции и личность» Литература:
1. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.
2. Немов Р.С. Психология. М., 1994.
3. Петровский А.В. Общая психология. М., 1990.
Цель семинара: привести в систему знания учащихся о механизмах влияния эмоций на жизнедеятельность человека, физиологические механизмы эмоций, выяснить взаимосвязь эмоций с потребностной сферой, влияние эмоций на индивидуальность человека, художественное творчество, возможность развития эмоциональной сферы у человека.
Подготовка к семинару. За две недели до семинара учащиеся разбиваются на три группы, равные по силам и возможностям. С целью эффективности групповой работы за каждой группой закрепляются консультанты. Кроме того, все учащиеся получают инструктивные карточки (Организация самостоятельной работы при подготовке к семинару «Эмоции и личность»).
В инструкции говорится о том, где и какой материал необходимо прочитать.
Инструктивная карточка нацеливает учащихся на проведение взаимоконтроля и самоконтроля, на активное участие в обсуждении вопросов семинара, знакомит с индивидуальными контрольными заданиями, которые школьники должны будут выполнить после семинарского занятия.
Вопросы предстоящего семинара формулируются в общей форме и готовятся учащимися всех групп.
Вопросы к семинару «Эмоции и личность»
1. Что такое эмоции? Каковы их физиологические механизмы? Каково влияние эмоций на жизнедеятельность человека?
2. Каковы формы переживания чувств? К какой категории чувств относится любовь?
3. Какова роль эмоций в самосознании и самопознании? Какова связь между эмоциями и человеческой индивидуальностью? Как эмоции влияют на потребности человека?
4. Как эмоции проявляются в художественном творчестве?
Наш опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы студентов. Она заключается в следующем.
Студенты разбиваются на группы. В группе выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми студентами. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, студенты читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати.
Этот прием способствует повышению активности студентов и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.
Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности студентов, сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным студентам. Важно правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе - 7-9 человек).
Активности студентов в проведении семинара, объективности в оценке их выступлений способствует прием «рецензия рецензии». Суть его в том, что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообщение, а третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие или несогласие с рецензентом. План рецензии может быть следующим:
1. Соблюдение регламента выступления.
2. Соответствие содержания выступления теме.
3. Логика построения, выступления.
4. Использование наглядного материала, культура речи.
5. Эмоциональность.
Рецензия рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибальной системе.
Структуру проведения семинара можно представить в виде следующей схемы: Вводное слово преподавателя - групповая работа - выступление учащихся I группы - рецензия II группы - рецензия рецензии III группы - выступление II группы - рецензия III группы - рецензия рецензии I группы - выступление III группы - рецензия I группы - рецензия рецензии II группы - оценка групповой работы - сообщения студентов по вопросам углубленного изучения темы - подведение итогов.
В вводном слове преподаватель ставит задачи семинара, проводит жеребьевку, в результате которой определяется задание для каждой группы (каждая группа готовит сообщение по одному из четырех вопросов семинара). В группах работают консультанты. На групповую работу затрачивается 5-7 минут урока. Затем от каждой группы выступают один-два учащихся, студенты других групп задают вопросы, рецензируют выступления. В заключение подводятся итоги, выслушиваются мнения преподавателя, консультантов, рецензентов, оценивается не только групповая работа, но и участие каждого студента в обсуждении вопросов семинара, выполнение контрольных вопросов инструктивной карточки. Если время остается, то заслушиваются сообщения студентов по дополнительным вопросам.
Семинар как урок получения новых знаний может широко применяться при изучении психологии.
Опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару групповой самостоятельной работы, использование приемов и методов активизации учебной деятельности способствуют более глубокому усвоению студентами психологических понятий, повышают познавательные возможности студентов.