Пионеры каменного века
Первыми, кто попытался заставить «иной мир» приносить
пользу, были шаманы. В самом широком смысле шаманизм — это
практическая деятельностьлюдей архаического общества, направ-
ленная на взаимодействие с «иным миром». Поиск, организация и
осуществление таких воздействий сознания на окружающий мир,
которые облегчат, сделают жизнь в нем более удобной и безопасной.
Не всегда и не все шаманы в прошлом, так же как и в наши дни,
достигали высот своего ремесла. Однако высококвалифицированные
мастера за долгие годы практической деятельности успешно осва-
ивали методы прямого воздействия на сознание соплеменников. Они
внедряли в него нужные им галлюцинации, владели телепатией и
ясновидением. Они могли «усилием воли» перемещать предметы,
левитировать или парить в воздухе. Многие из них владели методами
сверхъестественного регулирования своего организма, необхо-
димыми для демонстрации соплеменникам своих сверхвозможно-
стей. В давние времена, также как и сегодня, шаманы были способны
без вреда для здоровья ходить по раскаленным углям, брать в руки
нагретые докрасна металлические предметы или прикасаться к ним и
наносить себе тяжелые ранения, от которых, впрочем, скоро не
остается и следа. С помощью взаимодействия с «иным миром»
шаманы могли в какой-то степени воздействовать и на окружающую
среду: общаться с животными, изменять погоду, например, вызывать
дождь.
Основной задачей шамана всегда было и остается до сих пор
удовлетворение насущных потребностей соплеменников: предска-
зывать дальнейший ход развития событий в окружающем мире,
лечить людей и отвращать болезни от племени, способствовать удаче
на охоте или войне, провожать усопших в потусторонний мир.
Глава 4 История контактов с «иным миром» 122
В этом перечне областей деятельности шаманов, как можно
заметить, отсутствует одна из главных потребностей людей — добы-
вание пищи. Казалось бы, шаман мог бы существенно облегчить
жизнь соплеменников, сумей он материализовывать основные
продукты питания. Однако эта функция остается вне возможностей
шамана.
В огромном массиве этнографических материалов, посвященных
шаманизму, встречаются лишь единичные описания явлений матери-
ализации. И те имеют отношение только к общению с духами
предков. Эти явления весьма похожи на многочисленные материали-
зации человекоподобных существ, демонстрируемые на спирити-
ческих сеансах медиумами XIX–XX веков. Например, в Полинезии
еще в 30-х годах прошлого века местными колдунами практико-
вались групповые материализации умерших вождей и их привер-
женцев, численностью до пятидесяти человек. Эти «восставшие из
мертвых люди» по ночам проводили шествия с бубнами и факелами.
Иногда духи оставались невидимыми, но были слышны шаги, голоса
и другие звуки. Дело доходило до курьезных случаев. После неодно-
кратных материализаций одного из вождей, авторитетного и энер-
гичного человека, умершего некоторое время назад от проказы,
местные власти всерьез забеспокоились по поводу возможных
народных волнений и насильственного захвата власти, к чему мог
призывать воскресший предводитель. Им пришлось долго угова-
ривать колдунов прекратить свои спиритические опыты под страхом
распространения эпидемии проказы.
Следует, конечно, иметь в виду, что материализованные создания
в большинстве случаев, так же как и в европейских спиритических
сеансах, «живут» непродолжительное время. Через несколько минут,
иногда десятков минут, после своего появления на свет, они
123 Часть первая Сверхвозможности человека
исчезают, растворяясь в воздухе. В остальном же эти существа, как
утверждают медики и ученые их обследовавшие, полностью иден-
тичны людям.
Отсутствие свидетельств о материализации шаманами реальной
пищи говорит о том, что это относительно сложное явление не было
освоено первопроходцами «иного мира».
Для овладения шаманским ремеслом человеку первобытного
племени требовались годы и годы упорного труда. Ученик, как
правило, не осваивал все без исключения сверхвозможности.
Конечно же он и не знал обо всех скрытых сверхресурсах мозга.
Многовековая традиция отобрала и включила в процесс обучения
будущего шамана освоение только тех функций, которые были
нужны ему для исполнения прямых обязанностей. Несомненно и
другое: в процессе обучения, а также последующей многолетней
практики шаман приобретал дополнительные навыки, не предусмот-
ренные первоначальным планом обучения. Однако эти новые сверх-
способности были желанными и повсеместно приветствовались, так
как они укрепляли профессиональный престиж шамана в глазах
соплеменников.