Рекомендации по совершенствованию качества

слухово­го восприятия.

• Старайтесь избегать осуждения и критических оценок.

Такой тип слушания обычно воспринимается собеседником как преследование, раздражает его и побуждает прекратить разго­вор.

• Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому, что стоит за конкретными высказываниями.

Это поможет создать особые, доверительные взаимоотношения. Слушать, сопере­живая, — не значит соглашаться с партнером, нужно лишь проявить участие ко всему тому, что он испытывает. Понять собеседника — еще не значит с ним согласиться.

•Правильно выбирайте момент для задавания вопросов.

Ис­пользуя слушание-сопереживание, уточняющие вопросы же­лательно задавать после понижения эмоционального уровня говорящего, когда у него появится потребность послушать и вас.

•Старайтесь воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Важно предоставить партнеру возможность само­му найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли спасителя.

• Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и инте­ресное для себя.

В любой речи можно услышать то, что расширит ваш кру­гозор. Научившись профессионально слушать, можно извлечь пользу даже из плохой речи.

• Стимулируйте говорящего своим вниманием и выражени­ем искреннего интереса. Постарайтесь демонстрировать свой интерес путем вставок типа «Да-да», «Это интересно», «А что было потом?» и т.п.

• Сосредоточьте свое внимание на основных идеях говоря­щего. Постарайтесь распознать стандартные приемы постро­ения речи:

• вступление к основной теме;

• «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы;

• примеры и словесные иллюстрации;

• заключения, резюме;

• призыв к действию и т.п.

Крайне важно научиться отделять главные идеи говоря­щего от второстепенных, факты — от принципов, идеи — от примеров, доказательства — от домыслов.

• Старайтесь не отвлекаться на внешние обстоятельства.

Это могут быть посторонние звуки: звонок телефона, хло­панье дверью, сигналы автомобилей, разговор шепотом на­ходящихся рядом людей и т.п. Крайне важно в этой ситуа­ции сконцентрировать внимание на том, что говорит парт­нер.

• Не позволяйте влиять на вас с помощью эмоциональных слов и выражений. Другими словами, научитесь распознавать высказывания-уловки, доводящие вас до той степени, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения.

• Мысленно резюмируйте сказанное партнером. Решайте для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суж­дения и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленные резюме по каждой теме, сравнивайте их и противопоставляй­те, оценивайте доводы говорящего.

• Научитесь понимать больше, чем сказано.

Это поможет овладеть умением «читать между строк» и находить скрытое значение сказанного. Взгляд, поза, жесты — все это сообщает окружающим об истинном, а не демонстрируемом психологи­ческом состоянии говорящего.

• Оценивайте содержание сообщения, а не поведение гово­рящего.

Восприятие содержания сообщения гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, внешний вид партнера и т.д.

•Создайте своим невербальным поведением атмосферу со-переживания. Внимание, чуткость к словам говорящего фор­мируют у него чувство значимости, что улучшает взаимопони­мание.

•Отражайте чувства и переживания собеседника.

Для это­го необходимо стать своего рода «зеркалом» и адресно отра­жать характер чувств и переживаний партнера.

• Не следует использовать так называемые «успокаиваю­щие» фразы типа «Все не так уж и плохо»; «Не стоит так силь­но переживать, все вернется к лучшему»; «Это все мелочи, не следует все принимать так близко к сердцу»; «Не надо делать из мухи слона». К таким и подобным фразам говорящий будет относиться без особого доверия, поскольку они преуменьша­ют его чувства.

• Используйте различные способы показать, что вы вни­мательно слушаете. Это могут быть:

- побуждающие высказывания типа «Да, верно», «Это очень интересно» и т.п.;

- невербальные системы побуждения: кивок головой, одобрительное выражение лица, зрительный контакт, ес­тественная жестикуляция, непринужденное прикоснове­ние и т.п.;

- специальные побудительные фразы типа «Интересно, а что было потом?», «Расскажите поподробнее, меня это очень интересует» и т.п.

В заключение еще несколько рекомендаций, касающихся выработки умения слушать:

• Будьте первыми, если нужно слушать, и последними, если нужно говорить.

• Научитесь слушать, и сможете извлечь пользу даже из речи того, кто говорит плохо. Не забывайте, что созерцание нелепостей очень часто способно породить хороший вкус.

• Не забывайте, что слушать — это больше, чем только понимать слова.

Наши рекомендации