Взаимодействие людей в малых группах

Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями – и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.

Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы: начальная стадия формирования; внутригрупповой конфликт; обеспечение сплоченности членов группы; стадия наивысшей работоспособности и производительности; заключительная стадия (для временных групп).

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия. Для временных групп, например, групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться. Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно трудно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной).

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальные группы— группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы— объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Под структурой группы мы понимаем следующие ее компоненты: формальное лидерство; роли; нормы; статус; размер; состав.Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера.Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и в конечном счете эффективность его работы. Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от членов группы в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый постоянно играет только одну роль. В действительности же все намного сложнее. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества или капитана футбольной команды. В ряде случаев эти роли могут оказаться несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт. Типичный пример: работающая женщина, которой с трудом удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с теми стереотипами, которые существуют в обществе и семье относительно ее роли жены и матери.Нормы. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группа оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые поступают вопреки нормам и правилам, существующим в ней. Статус. Под статусом в группе мы понимаем положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус также может быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам, знаниям и т. п.).Совокупность всех процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие, называются динамическими. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего, процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например, феномен группового давления на индивида. Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива – в социально-психологическом разрезе – могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Что такое «обратная связь в межличностной коммуникации»?

2. Чем отличается способность слушать от способности слышать?

3. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человека человеком?

4. От чего зависит первое впечатление о человеке?

5. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?

6. Каковы основные параметры конфликтной ситуации?

7. Каково различие между участниками и субъектами конфликта?

8. Как определяется предмет конфликта?

9. Как, по вашему мнению, социальная среда сказывается на силе позиции ее участников?

10. Укажите субъектов и участников конфликта, объект, предмет конфликта, а также кратко опишите социальную среду конфликта в следующей конфликтной ситуации: «Студент долго не посещал консультации руководителя своей дипломной работы. Но вдруг, когда он наконец предъявил дипломную работу – сразу полностью готовую – руководитель с удивлением и возмущением узнал в ней свою собственную курсовую работу за 4-й курс, выполненную им лет 20 назад. Преподаватель отказался рекомендовать эту работу к защите. Оказалось, что студент купил эту дипломную работу на одном из сайтов в интернете, которые специализируются на такого рода услугах. «Продавцы» заверили студента, что исследование «почти самостоятельное и основано на последних данных». Студент обратился к заведующему кафедрой, чтобы разрешить конфликтную ситуацию».

11. Каков тип вашей студенческой группы и каковы её динамические характеристики ?

12. Почему совместимость влияет на эффективность деятельности группы?

13. Какие факторы определяют социально-психологический климат группы?

Словарь терминов

Аттракция – возникновение в процессе восприятия человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аффилиация– стремление человека быть в обществе других людей.

Групповая идентификация — отождествление себя с обобщенным образом члена какой–либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.

Группа– ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе.

Инцидент – случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Компромисс– соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-н. интересов, стремлений.

Конфликт– ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт– особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Конфликтоген– слова, действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту. Термин введён психологом А. П. Егидесом.

Конфликтная ситуация– противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или стремление к противоположным целям или использование различных средств и для их достижения; несовпадение интересов, желаний. Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конфликтология– наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Массовая коммуникация – систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей.

Межличностное взаимодействие – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие представляет собой механизм гибкой, как правило, ситуативной подгонки характеристик общения под интересы участников. Может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностное общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Компонентами общения являются контакт, взаимодействие, отношения, коммуникация и восприятие (все – с прилагательным «межличностное»).

Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Обратная связь – это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Предмет конфликта – этовоображаемая или объективно существующаяпроблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство.

Стереотипизация– это классификация форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам.

Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Субъект конфликта– это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Совместимость групповая – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий согласованность действий ее членов в условиях совместной деятельности, отсутствие конфронтации в общении.

Рефлексия– это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Эскалация конфликта – это расширение рамок конфликтной ситуации, вовлечение все новых групп и субъектов с одновременным проявлением крайних форм конфликтов.

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2001.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов [и др.]. – Москва : ЮНИТИ, 1999.

3. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. – Минск, 2000.

4. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология : учеб. пособие / Н. Ф. Вишнякова. – Минск : Университетское, 2002.

5. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология / И. Е. Ворожейкин. – Москва, 2002.

6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – Санкт-Петербург, 2000.

7. Дыгун, М. А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М. А. Дыгун, Т. Ф. Лутович. – Мозырь : Содействие, 2006.

8. Крысько, В. Г. Социальная психология : словарь-справочник /
В. Г. Крысько. – Минск: Харвест, 2001.

9. Куницина, В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов /
В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт Петербург : Питер, 2001.

10.Основы психологии и педагогики : практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко [и др.]. – Минск : БГУИР, 2008.

11.Психологические основы поведения в конфликте / автор-составитель И. И. Семёнов. – Мозырь : Содействие, 2007.

12.Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001.

13.Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение /
В. П. Шейнов. – Минск, 1996.

Наши рекомендации