Цели консультирования по вопросам досуга
Главной целью К. по в. д. яв-ся обеспечение роста воспринимаемой клиентами компетентности благодаря их вовлечению в те виды деятельности, в к-рых они могут добиться успеха. Обеспечение клиентов растущим ощущением свободы благодаря вовлечению их в свободно избранную, повышающую компетентность деятельность составляет вторую цель.
Еще одна цель К. по в. д. — повышение индивидуального уровня оптимального возбуждения и непостоянства (incongruity), т. е. того, в чем отчаянно нуждаются мн. люди. По существу, этого можно достичь, повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговых занятий.
Кроме того, досуговые занятия могут играть роль пробной подготовки к дальнейшей деятельности: мн. люди превратили свои увлечения в приносящие удовлетворение виды профессиональной деятельности. Досуговые занятия тж могут удовлетворять те потребности, к-рые не удается удовлетворить в др. видах деятельности (напр., в трудовой).
См. также Свобода, Стресс
Т. Дауд
Консультирование по вопросам карьеры (career counseling)
Консультирование по вопросам карьеры (КВК) — важный вид психол. вмешательства, сосредоточенного на отдельных функциях, таких как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной, групп. или цикловой (в рамках специальных программ) работы, а тж в любых сочетаниях трех указанных форм. Такого рода вмешательства строятся на интенсивном использовании методик профессиональной оценки, профпросвещения и оценки тенденций на рынке труда, а тж методик информирования клиентов о личных качествах, необходимых для конкретной работы.
Индивидуальные подходы в области консультирования по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе всегда отличались поэтапным взаимодействием с клиентом, включающим обычно от двух до пяти бесед (или интервью). Эти беседы разбиваются на следующие этапы:
1. Ознакомительная беседа, в течение к-рой консультант и клиент устанавливают рабочие отношения на уровне, позволяющем консультанту начать строить рабочие гипотезы о потребностях и благополучии клиента.
2. Этап, связанный с тем, что можно было бы назвать «определением проблемы», в течение к-рого осн. заботам клиента придается более ясное и точное выражение, чем при первой встрече, а тж производится приоритетное упорядочение его забот.
3. Оценочный этап, предполагающий более или менее систематическую оценку характеристик клиента, предположительно имеющих наиболее тесное отношение к очерченной проблеме или совокупности проблем. Для проведения этой оценки могут использоваться методы интервью, хотя иногда приходится прибегать к более широкому арсеналу психол. тестов и опросников. Кроме того, на оценочном этапе могут применяться методы моделирования и выборочного анализа работы.
4. Этап обратной связи, на к-ром консультант доводит до сведения клиента рез-ты и скрытое значение предыдущих этапов, особенно оценочного.
5. Этап реализации; главная обязанность клиента на этом этапе — принять решения, к-рые можно воплотить в жизнь подходящими способами, прибегая к помощи консультанта и используя осн. сведения, полученные на предыдущих этапах.
К. по в. к. обычно предполагает работу с «взрывоопасным» материалом (эмоционально нагруженным содержанием и аттитюдами), требующим от консультанта соотв. обращения. Первонач. в консультировании по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе явное предпочтение отдавалось групп. подходам как способу, экономящему время и деньги. Хотя такая оценка групп. работы справедлива и в наши дни, развитие групп. профконсультирования показало, что один консультант не может сравниться по результативности с неск. консультантами, работающими с аналогичной группой клиентов; однако в последнем случае группа уже не дает столь заметного снижения себестоимости услуг по сравнению с индивидуальным консультированием.
Вмешательство в рамках специальных программ осн. на допущении о предсказуемой последовательности событий в процессе взросления и соц. созревания чел. Такая предсказуемость позволяет предвидеть потребности клиента на разных стадиях жизни. Рез-т этого предвидения — разраб. программ, имеющих целью улучшить прохождение индивидуумом событий данных стадий.
Сравнивая индивидуальный, групп. и программный подходы, можно прийти к заключению, что программные подходы обычно используются в работе с клиентами, рост и развитие к-рых не отклоняются от нормативного из-за наличия к.-л. проблем; что индивидуальные подходы, как правило, применяются в работе с людьми, нуждающимся в дополнительной помощи при решении обычных карьерных проблем, и что групп. подходы ориентированы на работу как с нормально развивающимися людьми, так и с теми, кто испытывает разного рода трудности.