Социально-психологические факторы в этиопатогенезе нарушений поведения у умственно отсталых школьников.
Формирование нарушенного поведения во многом зависит от социально-психологических факторов среды. Это в равной степени касается учеников массовых и вспомогательных школ. В подростковом возрасте происходит особенно интенсивное формирование мировоззренческих интересов,самоосознания, самооценки, интеллектуальных интересов и других категорий, составляющих личность. Наряду с этим, так называемая норма характеризуется подвижностью и изменчивостью, она зависит от многих социальных и биологических факторов. Такое качество социально-психологического состояния подростка делает его личность нестойкой, ранимой, легко поддающейся различным деформациям.
Представим некоторые особенности социально-психологического состояния обычного адаптированного школьника (33): 1) Изменчивость настроения. От состояния настроения зависят степень общительности, возможности усвоения учебного материала, школьная дисциплина, мотивы решений и действий, интересы и многое другое; 2) Повышенная чувствительность к оценке другими своей внешности, физических качеств, знаний и умений. Такая чувствительность резко возрастает, если оценка дается значимым для подростка человеком (любимым учителем, кем-либо из родных, чье мнение подросток особо выделяет, авторитетным для него сверстником). 3) Преувеличенная самоуверенность, иногда доходящая до грубости, часто являющаяся средством для самоутверждения. 4) Гиперболизированная критичность, оппозиционное отношение ко всему окружающему и ко всем окружающим, часто похожее на нахальство. Такая критичность в первую очередь распространяется на родных, близких, учителей, школу. 5) Тонкая чувствительность, мимозоподобность подростков уживается с черствостью, грубостью. Застенчивость выступает вместе с развязностью. 6) Заостренное внимание к своему физическому состоянию и внешнему виду. Склонность к образованию сверхценных и навязчивых идей. 7) Эмансипированные устремления подростков проявляются в подчеркнутой независимости, неприятии опеки, в самостоятельности, вступающей в противоречия с реальными отношениями. 8) Подросток ведет непримиримую борьбу с авторитетами, особенно с официальными, общепризнанными и в то же время занят поисками авторитетов, из которых очень быстро делает кумиров. 9) Подросткам свойственно романтическое фантазирование, с одной стороны, с другой - сухое рассуждение и мудрствование без учета реальной ситуации.
Простое перечисление только некоторых социально-психологических особенностей подростка свидетельствует о противоречивости его внутреннего мира, легкой ранимости, трудности выбора (без помощи извне) социальной позиции, дисгармонии в его нервно-психической сфере. Эти особенности усугубляются еще тем, что подростковый возраст совпадает с периодом метаморфоза и специфическими, связанными с ним проблемами.
Нельзя не учитывать и такого фактора, как акселерация. При акселерации происходит ускоренное физическое развитие подростка, при этом психическое развитие далеко не всегда идет параллельно с ним. Большой объем информации, которым владеет подросток, не свидетельствует о его психической зрелости. У подростков-акселератов очень часто развитие психической сферы идет неравномерно. Чаще всего отстает формирование таких социальных категорий, как понятие о долге, ответственности, социальных обязанностях, имеются западения в формировании морально-нравственных категорий. Часто подросткам бывает свойственен психический инфантилизм (с детскостью интересов и поведения, эмоциональной и волевой незрелостью). У некоторых подростков нет достаточной борьбы мотивов, поэтому их действия нередко носят безмотивный характер, удовлетворение потребностей происходит по сиюминутным стимулам.
Особого внимания заслуживает процесс формирования мировоззренческих взглядов у подростка. На него, как цунами, обрушивается противоречивая информация, идущая по бесчисленным каналам, и разобраться в ней подростку нелегко. Отсутствие собственного жизненного опыта, постоянная готовность к оппозиции по отношению к взрослым, особенно при назидательном тоне с их стороны, легкость суждений и стремление к категорическим умозаключениям - все это ставит подростка в позицию недостаточной мировоззренческой защищенности перед чужой пропагандой, а подчас приводит к сознанию своих доморощенных методических концепций. Именно поэтому так важна роль микросоциальной среды, в которой находится подросток.
Такой средой в первую очередь является семья и школа, в особенности семья. Известно, что ядро личности закладывается в процессе семейного воспитания. В основном формирование трудных подростков происходит в дисгармонических семьях, в особенности так называемых проблемных семьях. Существуют несколько форм дисгармонических семей, но все они объединяются общими признаками: отсутствие единства у членов семьи в решении вопросов существования семьи, плохой психологической совместимостью, авторитарностью поведения и большой эмоциональной дистанцией между членами семейной группы. Проблемные же семьи - это семьи, члены которых ведут асоциальный образ жизни, страдают наркоманией, имеют психические расстройства.
В дисгармонических и проблемных семьях, как правило, существуют неправильные формы семейного воспитания: безнадзорность (гипопротекция), воспитание в условиях извращенно повышенного внимания к ребенку (гиперпротекция), воспитание по типу кумира семьи, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание в условиях эмоционального отвержения и др.
При работе с трудными подростками следует хорошо разобраться не только в структуре семьи и отношениях между членами семьи, в которой живет подросток, но и в типе воспитания подростка.
Неправильное воспитание (в семье, школе, подростковой группе) может вести к двум основным формам отклонений в поведении подростков (33,49): непатологическим и патологическим формам нарушений поведения. В основе этих нарушений лежат личностные расстройства и личностные реакции.
Форма непатологических нарушенийличности и личностных реакций, с которыми связаны нарушения поведения, также состоит из двух групп. Следует сразу же подчеркнуть, что эти нарушения являются результатом отрицательного, психоконфликтного влияния дисгармонической или проблемной семьи, асоциальной подростковой группы на подростка.
К первой группе относятся такие нарушения поведения, которые являются следствием расстройств личности и личностных реакций под влиянием неблагоприятного микросоциального окружения. К этой группе относятся подростки с микросоциальной педагогической запущенностью. Для таких подростков характерной является незрелость высших уровней личности. У них недостаточно сформированы интеллектуальные интересы, потребности в труде, чувство долга и ответственности. Эти подростки легко воспринимают взгляды, привычки, стереотипы поведения своего микросоциального окружения. Они вступают в противоречие с морально-нравственными и правовыми категориями общества. Для них характерны такие отклонения в поведении, как школьная недисциплинированность, отказ от учебы, неподчинение требованиям семьи, отказ от работы , хулиганство, неуважение старших, злоупотребление алкоголем и другими наркотиками, воровство, курение, уголовно наказуемые правонарушения.
У подростков этой группы поведение зависит от среды и условий, в которых они находятся (22), у них отсутствуют "ядерные нарушения", которые обнаруживали бы себя в любых условиях, нет колебаний настроения дисфорического характера, отсутствуют волевые нарушения, нет повышения или извращения влечений. У них отсутствуют и соматовегетативные расстройства (астения, нарушения сна, ночной энурез, сосудистые нарушения и др.). У подростков этой группы нет определенного клинического синдрома.
Ко 2-й группе непатологических расстройств поведения относятся специфические характерологические подростковые реакции (33). Так же, как проявления микросоциальной педагогической запущенности, проявления этой группы могут встречаться и при патологических расстройствах поведения. К этим реакциям относятся реакции отказа, оппозиции, подражания (имитации), гиперкомпенсации, группирования, увлечения (хобби) и др.
Исследователями этих реакций называются обычно 4 критерия, облегчающих дифференциацию патологических реакций от обычного поведения подростка. При патологических реакциях (33), имеется склонность к их генерализации, реакции приобретают характер стереотипа, превышают предел допускаемого в норме и приводят к социальной дезадаптации. Большое место в этой форме нарушений занимают акцентуации характера.
Следует подчеркнуть, что непатологические формы расстройств поведения у подростков не всегда требуют обязательного вмешательства врачей-психиатров (за исключением тех случаев, когда трудно соотнести поведение подростка с той или другой формой поведенческой дезадаптации).
Форма патологических расстройств поведения у подростков - по сравнению с 1-й формой имеет значительно больше групп. Происхождение личностных нарушений у этих групп подростков более сложное, чем у подростков с непатологическими расстройствами поведения. Связь с отрицательной, психоконфликтной микросоциальной средой может быть прямой и непосредственной и может быть косвенной. В эту форму обычно включаются подростки: а) с формирующимися конституциональными и органическими психопатиями; б) с патохарактерологическими и невротическими развитиями личности (последнее как следствие неврозов); в) с патологическими развитиями личности на фоне физических и психических дефектов, а также хронических соматических заболеваний; г) с психопатоподобными состояниями в результате органического повреждения мозга; д) с психопатоподобными состояниями при эпилепсии, шизофрении; е) с нарушением поведения при олигофрении и др.
Решение всех вопросов дезадаптированного поведения подростков, относимых ко 2-й форме, требует обязательного участия врача-психиатра, а в коррекции поведения такого подростка принимают участие психиатр и педагого-дефектолог.
Важным является сам анализ отдельных поведенческих актов подростков с расстройствами поведения. Такой анализ следует проводить на трех уровнях (37): а) внешний уровень, б) уровень мотивов, в) уровень системы отношений, в которых находится подросток.
Для примера приведем две модели анализа поведения реальных подростков.
Модель № 1. Подросток дал на улице пощечину пожилому мужчине. Анализ на уровне "а" - хулиганские действия.
Анализ на уровне "б" - реакция самоутверждения у незрелой личности? Реакция гиперкомпенсации? Страх наказания? Стремление обратить на себя внимание?
Анализ на уровне "в" - подросток недавно вошел в подростковую асоциальную группу, во время действия подростка за ним следили другие подростки. Вывод: подросток боится своих новых друзей, он выполнял их задание, а они его проверяли. Страх наказания.
Модель № 2. Подросток убежал из школы, не приходит домой, ночует на чердаках, в подвалах.
Анализ на уровне "а" - бродяжничество.
Анализ на уровне "б" - демонстративный побег подростка с истерической личностью? Уход из конфликтной, аффектной ситуации? Эмансипированный побег как реакция протеста? Нарушение влечений - дромоманический побег? Побег психически больного подростка?
Анализ на уровне "в" - последние месяцы ни в школе, ни дома почти ни с кем не общался, фактически прекратил посещать занятия, стал другим по сравнению с тем, каким был раньше, тщательно проверял пищу, перестал следить за собой, на вопросы обеспокоенных родителей отвечал односложно, уклончиво. Предварительный вывод -побег совершен психически больным подростком.
Анализ отклонений в поведении подростка необходим для правильной организации предупредительной коррекционной работы, а если нужно, то и для консультации психиатра.
ГЛАВА 4. СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.