Субъект и объект организационной деятельности

Если рассматривать организацию как систему, то в ней можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. При этом управляющая подсистема будет являться субъектом организационной деятельности, а управляемая подсистема – ее объектом.

Если рассматривать организацию в целом, то субъектом организационной деятельности будут являться ее руководители (лица принимающие решения). В зависимости от того, кто руководит организацией, можно выделить два типа организаций: предпринимательские и менеджерские. Предпринимательские организации управляются непосредственным хозяином бизнеса, в этом случае его называют предпринимателем. Большая часть организаций малого бизнеса во всем мире – это предпринимательские организации. Такие организации обычно слабо структурированы, но обладают сильным предпринимательским духом, приверженностью персонала, нацеленностью на конечный результат и высокой степенью адаптивности к изменениям рынка. Поскольку многие компании первоначально были предпринимательскими, считается, что это просто первая фаза развития любой компании.

Понятие менеджерской организации предполагает, что субъектом организационной деятельности будет наемным профессионалом – менеджером. В такой организации собственность и функция управления разделены. Менеджерскими, являются почти все средние и крупные корпорации. Они по свои характеристикам, обычно, ближе к бюрократическим организациям (см. раздел «Развитие организационно-управленческой мысли»).

Если рассматривать отдельные подразделения и должности с точки зрения их отнесения их к субъекту или объекту организационной деятельности, то здесь возникает некоторая двойственность. Практически любую единицу в организационной структуре можно рассматривать и как объект и как субъект. Например, начальник производственного отдела является объектом управления по отношению к генеральному директору своей организации, и субъектом по отношению к своему (производственному) отделу и его сотрудникам. Или, рабочий (непосредственный исполнитель задач организации) является объектом организационной деятельности по отношению к вышестоящим должностным лицам, и субъектом по отношению к своей деятельности и материальным объектам (оборудованию, сырью и т.п.).

Социальная организация.

Социализация персонала.Провозгласить деловую фило­софию компании недостаточно, нужно соответствующим об­разом закрепить ее в сознании работников. Даже при хорошей организации отбора новых кадров их представления о культуре компании не полны. Именно новые молодые работники потен­циально наиболее склонны нарушать правила инормы, уста­новленные в организации, поэтому организация должна помочь им адаптироваться к условиям ее культуры. Этот процесс адап­тации называется социализацией. Он представляет собой процесс становления личности работника путем присвоения им элемен­тов культуры организации, усвоения ее ценностей.

Концептуально социализация может быть выражена как процесс, состоящий из трех последовательных стадий:

1) предварительной;

2) контактной;

3) метаморфозной (преобразовательной).

Первая стадия включает все виды предварительного озна­комления нового работника с организацией до официального оформления его на работу.

На второй стадии новый работник уже сам понимает, что реально представляют собой организация, работа, трудовой коллектив, насколько его ожидания совпадают с реальностью.

На третьей стадии постепенно происходят относительно долговременные изменения: новый работник овладевает ква­лификацией, осваивает новые роли, корректирует свое пове­дение применительно к ценностям и нормам рабочей группы и организации в целом. Адаптация завершается, когда ра­ботник начинает испытывать удовлетворенность и организа­цией, и своей рабочей группой, и своей работой.

По типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:

• корпоративные организации;

• индивидуалистические организации.

Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и автори­тарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом пра­ва — юридическим лицом).

Индивидуалистическая организация — это открытая организа­ция на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность (табл.3).

Таблица

Корпоративная организация Индивидуалистическая организация
Доминирование иерархических властных структур Свободное, открытое и доброволь­ное объединение людей
Поддержка слабых и ограничение сильных, стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации
Интересы организации согласовываются только ее лидерами, без участия коллектива Согласование интересов членов организации с интересами самой организации
Централизованное распределение ресурсов Дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации
Единица управления — рабочая группа, коллектив, организация Единица управления — личность
Суверенитет организации, свобода организации, коллективная ответственность Суверенитет личности, свобода для личности, индивидуальная ответственность
Принцип большинства или старшинства при принятии решений Принцип меньшинства или право вето в принятии решений
Интересы производства доминируют над интересами человека Интересы производства согласовываются с интересами человека
Двойная мораль: личности и организации Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении
Приветствуются послушание и исполнительность Лояльность к различным убеждениям членов организации
Человек для работы Работа для человека

Стиль руководства - это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Руководство – это умственный и физический процесс, приводящй к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.

Существуют следующие стили управления:

1. Авторитарный стиль руководства(от лат. auctoritas — власть, вли­яние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое вли­яние, авторитет, стиль руководства.

При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку ни­кому не доверяет. При первом благоприятном случае старается из­бавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. От­дельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в ре­шении или поведении менеджера.

В результате деятельность такого руководителя парализует ини­циативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего руководителя и, в конеч­ном счете, просто подвести. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей сил и способностей, что, естественно, снижает эффективность произ­водства.

Авторитарный стиль руководства имеет несколько разновидностей. Агрессивный стиль руководства. Руководитель, взявший на воо­ружение этот стиль, предполагает, что люди по своей природе в основном ленивы и глупы, а значит, при первой возможности стараются избегать работы. Поэтому подчиненных надо принуж­дать трудиться. Такой менеджер не позволяет себе проявлять мяг­котелость и участие. В общении с людьми он обычно неприветлив, часто бывает груб и безжалостен. Стремится держать подчиненных от себя на расстоянии, максимально ограничивает контакт с ними. В общении с сотрудниками он часто повышает голос, активно же­стикулирует, а порой даже оскорбляет людей.

Агрессивно-податливый стиль руководства. Этот стиль характе­ризуется избирательностью. Менеджер, придерживающийся та­кой манеры управления, агрессивен по отношению к своим под­чиненным и одновременно податлив, услужлив по отношению к своему начальству. Такие руководители боятся показать собствен­ные слабости и недоработки. Нередко подчиненные реагируют на такого менеджера весьма своеобразно: в коллективе выделяется неформальный лидер, вокруг которого сплачивается коллектив, что еще больше увеличивает дистанцию по отношению к фор­мальному лидеру.

Эгоистичный стиль руководства. Менеджер, разделяющий этот стиль руководства, единолично решает все вопросы производства и деятельности коллектива. Как ему кажется, он все знает сам, а поэтому стремится к единовластию, не терпит никаких возраже­ний, склонен к поспешным, но не всегда верным решениям.

Добросердечный стиль руководства. Основой данного стиля яв­ляется авторитарный характер руководства, однако менеджер дает возможность своим подчиненным в ограниченных рамках участво­вать в принятии тех или иных решений. Для оценки результатов работы сотрудников наряду с доминирующей системой наказаний используются и поощрения.

2. Демократический стиль руководства(от греч. demos — народ и kratos — власть). Этот стиль основан в первую очередь на инициа­тиве коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руко­водства характеризуется в первую очередь коллективной деятель­ностью, при которой обеспечивается активное и равноправное уча­стие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации це­лей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчи­ненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива.

Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менед­жер-демократ старается убедить, доказать целесообразность реше­ния проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотруд­ники. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовы­ражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка, создаваемая демократическим стилем руководства, носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае авторитет должности менед­жера подкрепляется личным авторитетом. Управление происхо­дит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.

Имеются две разновидности демократического стиля руководства. Совещательный стиль руководства. Большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчинен­ных. Руководители совещательного стиля руководства используют возможности двустороннего общения с подчиненными, проявля­ют доверие к сотрудникам. Несмотря на то, что наиболее важные решения принимаются непосредственно менеджерами, у подчи­ненных есть возможность принятия отдельных конкретных реше­ний самостоятельно.

Участвующий стиль руководства. Основная идея — максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и - контроль за их исполнением. В данном случае менеджер оказывает полное доверие своим работникам. Характер общения между начальником и подчиненными носит открытый, конструктивный характер. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести. Ответственность за неудачи в работе руководитель раз­деляет со своими подчиненными. Это способствует созданию дей­ственной системы мотивации труда, достижению целей, стоящих перед коллективом, как своих собственных, и, в конечном счете, повышению эффективности производства.

3. Либеральный стиль руководства(от лат. liberalis — свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снис­ходительности, нетребовательности.

Данный стиль руководства отличается полной свободой инди­видуальных и коллективных решений сотрудников при одновре­менно минимальном участии руководителя, который, по суще­ству, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные резуль­таты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важ­ные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авто­ритет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализиро­вать и регулировать ход событий. Во взаимоотношениях с подчи­ненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контроли­ровать их работу. Такой руководитель не может отказать работни­ку, не чувствуя себя виноватым. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники, и он всеми силами старается им понра­виться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может даже сам выполнить работу за нерадивого подчиненного, поскольку не любит и не хочет уволь­нять плохих работников. Главное для него — поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Создается по­добие семейной обстановки, в которой все дружат и чувствуют себя расслабленно. Психологический комфорт обволакивает работ­ников и отодвигает на второй план дело. Пока все спокойно, кол­лектив, возможно, будет исправно функционировать. Но стоит возникнуть кризисной ситуации, при которой потребуются энер­гичные, дружные действия всей команды, — и хорошие личные отношения исчезнут. Деловых же отношений просто не было. Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производствен­ный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализа­цию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:

• производственной системы;

• технологической дисциплины;

• трудовой дисциплины;

• финансовой и плановой дисциплины;

• системы стимулирования и мотивации труда;

• системы снабжения и сбыта;

• маркетинговой системы.

К причинам, обусловливающим необходимость регулирования дея­тельности организации, относятся:

• отклонения от плановых показателей состояния внут­ренней среды организации (ухудшение производственной или технологической дисциплины, старение оборудования, сбои, поломки, аварии и т.д.);

• отклонения от плановых показателей, вызванные из­менениями внешних факторов среды, (отношения с по­ставщиками, клиентами, рынками сбыта, государственными структурами, резкие изменения курсов валют, экономиче­ские кризисы и т.д.);

• отклонения, связанные с организационными конфликтами.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сто­ронами.

Из графика (рис.29) видно, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность обусловливают снижение эффективности деятельности организации. Таким обра­зом, существует оптимальный уровень конфликтности (зона от точ­ки А до точки В), обеспечивающий нормальное функционирование организации.

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называютфункциональными. Они оказыва­ют положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее (диапазон АВ). Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Уча­ствующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер.Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотруд­ников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждеб­ности в отношениях, к несправедливости в распределении ресур­сов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Выделяют следующие виды конфликтов:

• внутриличностные (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке);

• межличностные (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве);

• внутригрупповые (из-за изменения баланса сил в группе, например, в результате смены руководства, появления нефор­мального лидера, повышения нагрузки в работе и т.д.);

• типа «личность—группа»;

• типа «группа—группа»;

• внутриорганизационные (на почве неправильного распреде­ления властных прав, полномочий и ответственности между уровнями управления — вертикальные; на одном уровне — горизонтальные; между линейными и функциональными подразделениями — линейно-функциональные конфликты);

• ролевые конфликты (из-за неопределенности и конфликта ролей, предоставляемых работнику).

Неопределенность ролей имеет место в тех случаях, когда сотруд­ник не имеет четких целей, заранее определенных для выполнения рабочей задачи ресурсов, его полномочия и ответственность весьма расплывчаты. В случаях, когда рабочее задание сотрудника предполагает исполнения им новой, не подкрепляемой его полномочиями и его властью роли, имеет месторолевой конфликт, как правило, приводящий к стрессу. Причины конфликтов:

• неправильное или несправедливое распределение ресурсов;

• различие целей (высокая эмерджентность и дифференциация подразделений);

• плохая структуризация (неясные, нечетко поставленные за­дачи);

• различные представления и ценности членов коллектива и групп;

• различия в манерах и стилях поведения и руководства;

• возрастные проблемы («проблема отцов и детей»);

• половые проблемы;

• этнические и межнациональные проблемы;

• проблемы различных уровней образования и культуры;

• плохие организационные коммуникации;

• неправильная ориентация руководителей (на задачи или на человека);

• организационные факторы (недогрузка или перегрузка в ра­боте).

К структурным методам управления конфликтом относятся:

• приказы, распоряжения, директивы и т.д.;

• методы «разведения» участников конфликта по ресурсам, це­лям, средствам труда и т.д.;

• методы «страхования» от конфликтов (через создание резерв­ных запасов финансовых и материальных средств);

• методы объединения участников конфликта;

• методы с использованием интеграционных механизмов (антикризисные комитеты, введение постов заместителей, кура­торов, координаторов и т.д.).

Межличностные стили разрешения конфликтов:

• уклонение (зона 3);

• сглаживание (зона 4);

• принуждение (зона 1);

• через сотрудничество и решение проблемы (зона 2);

• через поиск компромисса (зона 5).

Причины сопротивления переменам:

• страх потери функции;

• страх потери заработка;

• страх появления новых проблем.

Методы преодоления сопротивления:

• образование, переквалификация, переподготовка сотрудников;

• привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен, создание у сопротивляющихся мотивации к переменам;

• эмоциональная и психологическая поддержка;

• «покупка» работников с помощью материальных стимулов;

• переговоры (обоснование необходимости поиска компромисса);

• кооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу веду щей роли во введении новшеств);

• маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы);

• принуждение (угроза лишить работы, продвижения по служ­бе, снижения заработка и т.д.);

• увольнение работника.

Неразрешенный конфликт часто ведет к стрессу сотрудников.

Стресс — это значительно отклоняющееся от нормы состояние чувственной и эмоциональной сферы человека, когда его восприятие окружающей среды и поведенческие реакции неадекватны ситуации. Основные причины стресса:

• организационные факторы (недогрузка, перегрузка, плохие физические условия работы, конфликт и неопределенность ролей);

• личностные факторы (смерть близких, конфликты в семье, плохие материальные условия и др.);

• неправильное соотношение между властными полномочиями и ответственностью.

Наши рекомендации