О б ъ е м н ы й д и з а й н

АНАЛОГ

— изделие (продукция), сходное с проектируемым по функцио­нальному назначению, принципу действия, условиям применения, Сравнение ряда А., как правило, является составной частью предпроектного анализа.

АНТРОПОМЕТРИЯ

– (греч. antropos – человек, metrio – измеряю) – это метод изучения человека, основанный на измерении морфологических и фукциональных признаков его тела.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ признаки

– это соматические свойства человека (линейные, периметрические, угловые размеры тела, сила мышц и др.), обуславливающие внутривидовые вариации его строения и закономерности развития.

АРХИТЕКТОНИКА промышленных изделий

— художественно осмысленные и выраженные в форме изделия его конструктивная основа и характер работы материала. Выяв­ляется через взаимосвязь и взаиморасположение несущих и несомых частей, что делает наглядными статические и динамические нагрузки конструкции, а также через ритмический строй форм. А. п. и. - важное для дизайна понятие, имеющее отношение к осмыслению промышленного изделия как единого пластического организма.

АССОРТИМЕНТ в дизайне

— ряд промышленных изделий, сформированный комплексно на оcнове выявленной и научно обоснованной структуры потребности и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью. Проектируя новые изделия и улучшая имеющиеся дизайнер участвует в формировании А. и его оптимизации — выявле­нии видов и типов изделий, необходимых и достаточных для наилуч­шего обеспечения процессов жизнедеятельности.

ВЕЩЬ

— изготовленный (или взятый) материальный, физически целост­ный объект, выступающий как функциональный компонент дея­тельности. В форме В. отражаются не только функциональные, но и социокультурные значения (потребительские, экономичес­кие, производственные, проектные и ценностно-ориентирующие, например эстетические), а также социокультурные связи между человеком и объектом его деятельности, производством и пот­реблением, торговлей и потребителем и т.д. В. имеет особый цен­ностный статус для человека. В. является объектом проектиро­вания и выразителем художественного и эстетического отноше­ния человека к предметной среде. С дизайнерской точки зрения, В. не только является частью средового контекста, единицей среды и в этом смысле - ее ценностной моделью, но и служит функцио­нальной моделью, т.к. несет основные признаки деятельности и обеспечивает полноту ее осуществления.

ВНЕШНИЙ ВИД материала

—1) визуально воспринимаемые характеристики природного или искусственного материала, которые проявляются в изделии после окончательной, обработки или переработки. В. в. м. определяется цветом, фактурой, блеском, текстурой и чистотой поверхности Может быть представлен в виде образца внешнего вида поверхности;

—2) визуально воспринимаемая форма природного или искусственного материала, поступающего на производство и предназначенного для дальнейшего преобразования. Характеризуется его физическим состоянием (жидкость, порошок, гранулы, бруски) цветом и другими признаками. Показатель внешнего вида поверхности материала - числовое выражение или описание качественной характеристики цвета, фактуры блеска, текстуры и чистоты поверхности образца: фактура — внеш­нее строение поверхности, определяемое степенью и характером неровностей (гладкая, шероховатая, с рельефным рисунком). За­висит от природы материала и способов его обработки. Степень шероховатости измеряется инструментальными методами с по­мощью профилографа-профилометра и оценивается в микронах; блеск — способность поверхности зеркально отражать свет. Опреде­ляется визуально или инструментально. Выражается в условных единицах, показывающих соотношение интенсивности зеркального и диффузного отражения света. Зависит от качества материала и способов его обработки; текстура - рисунок поверхности матери­ала, обусловленный его внутренним строением; чистота поверхно­сти — характеристика поверхности, обусловленная наличием допу­стимых включений и отсутствием разнотонности. Зависит от техно­логии получения материала и чистоты сырья.

Наши рекомендации