Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.
Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность— это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.
Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.
Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.
Энергичность— это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.
Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство — это неразумная воля.
Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.
Формирование волевых качеств
Воля — это элемент сознания личности. Поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человекам контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности.
Самостоятельная работа по теме.
С чем связано развитие воли у человека?
Вопросы по теме занятия.
1. Чем отличаются простые и сложные волевые действия?
2. Что такое волевое усилие?
3. Какие три свойства сознания объединяет воля?
4. Понятие воли.Значение воли в жизни человека?
5. Структура волевого акта?
6. Развитие речи у человека?
7. Функции воли?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.К основным волевым качествам относятся:
1) настойчивость.
2) инициативность.
3) решительность.
4) все ответы верны.
Ответ: 4.
2. Признаки волевого усилия:
1) ощущения внутреннего напряжения.
2) направленность внимания на выполнение действий.
3) напряжение мышц.
4) все ответы верны.
Ответ: 4.
3. Мотив – это цели действий, которые существуют в форме устойчивых ценностных диспозиций:
1) да.
2) нет.
Ответ: 1.
4. Назовите Авторов основных теорий воли:
1) Фрейд.
2) Камю.
3) Анохин.
4) все ответы верны.
Ответ: 1.
5. В каких видах деятельности проявляется воля:
1) Игра.
2) Учеба.
3) Спорт.
4) все варианты верны.
Ответ: 4.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Можно ли найти существенное различие в описанных ниже действиях?
1) Студент садится за стол, включает настольную лампу, выбирает нужную ему книгу, отодвигает другие в сторону и углубляется в чтение учебника.
2) После сложной хирургической операции с коленным суставом больной вновь и вновь пытается ходить сам, хотя это доставляет ему боль. Таковы рекомендации хирурга и лечащего врача.
3) Студент-заочник решил обязательно, несмотря на усталость, покончить с домашними работами сегодня, чтобы высвободить завтрашний день для посещения консультации и подготовки к экзамену.
4) Во время строительства волейбольной площадки школьник был довольно активен: сначала помогал в разметке, потом копал ямы для столбов, после их установки принял участие в натягивании сетки.
Ответ: Существуют действия, обусловленные мотивами, осознанными целями, представлениями, мыслями и планами, которые, однако, волевыми не являются. Это преднамеренные действия (1 и 4). В волевых же действиях (2 и 3) всегда есть препятствие, преграда (в наших случаях — боль и усталость), преодоление которых и требует волевого усилия. В описаниях действий 1 и 4 нет намеков на преодоление каких-нибудь препятствий.
2 .Согласны ли вы с приведенным ниже утверждением? Объясните свое решение.
Известно, что если действие зависит от исходной мотивации, то механизм реализации волевой активности заключается в привлечении личностью новых мотивов. Может быть, в связи с этим понятие воли теряет свое значение? Ведь явления, которые традиционно относились к волевым, можно объяснять без обращения к понятию «воля». Например, правомерно объяснить решительность некоторым исходным мотивом, хорошим и быстрым пониманием ситуации, наличием соответствующих умений и уверенностью человека в уместности действия.
Ответ: Волевое усилие — средство личности, с помощью которого она «осуществляет власть над своими побуждениями, избирательно пуская в действие одну мотивационную систему и затормаживая другую» (В.И.Селиванов).
Мысленное построение будущих эмоционально значимых ситуаций, привлечение личностью новых мотивов действия, изменение его смысла — механизм реализации этой власти. Правомерно говорить о зависимости решительного действия от факторов, указанных в условии задачи, но если мы упустим из виду, что решительное поведение — это прежде всего управление собой в ситуации риска, то мы потеряем функцию воли.