Опросник профессиональной готовности

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КООРДИНАТИ ПРОФЕССИИ?

Какие бывают психологические типы профессий?

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

1. К профессиям типа «человек-человек» относятся те, которые связаны с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предьявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

2. Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, токарь), ремонтом техники (механик). Этот тип профессии требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательньгх навыков, ловкости.

З Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, зкономист, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман), со звуковыми сигналами (радист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимання, усидчивости.

4. К типу «человек-художественный образ» относятся профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, цветовод-декоратор). В данном случае от человека требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое воображение.

5. К типу «человек-природа» относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости результатов, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

По характеру труда выделяются два класса профессий:

1. Профессии исполнительского класса связаны с соблюдением имеющихся правил и нормативов, работой по заданному образцу, следованием инструкциям, стереотипним подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, социальннй работник, машинист, оператор, плотник, кассир, парикмахер, озеленитель). В основном профессии зтого класса не требуют высшего образования.

2. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартних решений, требуют независимого и оригинального мышления, високого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

Дифференциально-диагностический опросник

Ход выполнения задания.

Преподаватель обращается к испытуемым со словами: «Предположим, что послесоответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли »?

Отвечая на вопрос «Что бы вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), деятельности (Б) по отношению к (А), и поставить «+» в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.

А

ИЛИ



1.Ухаживать за животными.

1. Обслуживать машины (следить, регулировать).



2. Помогать больным

людям.

2. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных ма­шин.



3.Следить за качеством книжных плакатов, художест-венных открыток, грампластинок.

4. Обрабатывать материалы (дерево, металл, пластмассу и т.д.).

5.Обсуждать научно- популярные статьи.

6. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

3. Следить за состоянием, развитием растений.

4. Доводить товары до потребите­ля, продавать, рекламировать.

5. Обсуждать художественные книги, книги (или пьесы, концерты).

6. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполне­нии каких-либо действий (трудо­вых, учебных, спортивных).







7.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты ).

7. Управлять каким-либо грузовым средством - трактором, теплово­зом и т.д.

8. Сообщать, разъяснять людям 8. Оформлять выставки, витрины
нужные им сведения (в справочном, (или участвовать в подготовке

бюро, на экскурсии и т.д.). пьес, концертов).

9. Ремонтировать вещи, изделия 9. Искать, исправлять ошибки в
( одежду, технику), жильё. текстах, таблицах, рисунках.

10. Лечить животных.

10. Выполнять вычисления, расчёты.



11.Выводить новые сорта растений.

12. Разбирать споры, ссоры между людьми ,убеждать, наказывать, поощрять.

13.Наблюдать или изучать работу кружков художественной само­деятельности.

11 .Конструировать, проектировать

новые виды промышленных изде­лий

(машины, одежду, дома, про­дукты

питания и др.).

12.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13. Наблюдать изучать жизнь ми­-
кробов.



14. Налаживать

медицинскую аппаратуру (приборы и др.).

14. Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.

Опросник профессиональной готовности - student2.ru 15.Составлять точные описания-отчёты 15. Художественно описывать,
о наблюдаемых явлениях, событиях, изображать события (наблюдае-измеряемых объектах и др. мые и представляемые) .

16.Делать лабораторные анализы 16. Принимать, осматривать боль ных,

в больнице. беседовать с ними, назначать лечение.





17. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

18. Организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, в музей, туристические походы и т.д.

17. Осуществлять монтаж или сбор машин, приборов.

18. Играть на сцене, принимать участие в концертах.



19. Изготовлять по чертежам детали, 19. Заниматься черчением, ко-

изделия (машины, одежду), пировать черчением,

строить здания. копировать чертежи, карты.

20. Вести борьбу с болезнями 20. Работать на клавишах

растений, вредителями леса. ( пишущей машинке и т. д.)

Примечание. Поставить условные обозначения соответствующих сфер деятельности (П-Т-Ч-З-Х) в верхних клетках только после того, как испытуемые проставили соответствующие суммы в нижних клетках столбцов

Лист ответов

Ф.И.О.______________________________

Дата________________________________

Дифференциальная диагностическая таблица «Я предпочту».

1. 2. 3. 4. 5.
1 б 2 б
4 б 5 б
  6 б  
    8 б
     
10а      
11а 11 б 12а 13а
13 б 14а 14 б 15а 15 б
16а   16 б   17а
  17 б 19а   18а     19 б   18 б
20а     20 б  

Обработка результатов

Подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

Опросник профессиональной готовности

Ход выполнения задания.

Психолог предлагает испытуемым следующие задания: «Внимательно прочитайте вопросы и дайте три ответа, выражающие ваше «умение», «отно­шение» и «пожелание» относительно содержания вопроса. Оцените каждый от­вет в баллах от 0 до 2».

Свои оценки (в баллах) занесите в таблицу ответов (№ клетки соответст­вует № вопроса). В каждую клетку вы должны поставить баллы, соответст­вующие вашим ответам на все три вопроса. В каждом из них оцените сначала ваше «умение» (1), затем — «отношение» (2) и потом - «пожелание» (3).

В этой же последовательности проставьте оценочные баллы в клетку таб­лицы.

Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо бал­лов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах и попробуйте отве­тить на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «лег­ко», «систематически» и т.д. Ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его и оцените тремя оценками.

А 1. Насколько хорошо умеете делать то, что написано в вопросе?
Как правило, делаю хорошо - 2

Делаю средне -1 «УМЕНИЕ»

Плохо делаю (совсем не умею) - 0

Б 2. Какие ощущения возникали, когда вы это делали:
Положительные (интересно, приятно, легко) - 2

Нейтральные (всё равно) - 1 «ОТНОШЕНИЕ»

Отрицательные (неприятные, неинтересно, трудно) - 0

В 3. Хотели бы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:

Да -2

Всё равно -1 «ПОЖЕЛАНИЕ»

Нет -0

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и сгруппировать их по кон­кретному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и др.).

3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пе­ресаживать и т.д.).

4.Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многи­ми интересными, достойными внимания.

5.Содержать себя, не раздражаться, излить гнев, обиду, плохое настроение на окружающих.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе конспект, план, новый текст.

7. Разобраться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия из дерева, материала, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если придётся несколько раз это повторить.

11.В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12.Разобраться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13.Ориентироваться в особенностях развития и во внешних отличительных при­знаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения, живописи, графики, скульптуры.

15. Многократно и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16.На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты на составленные рассказы по заданной теме.

17.Отлаживать какие-то механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать элек­трические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18.Преимущественно все свободное время посвятить уходу и наблюдению за ка­ким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20.Внимательно и терпеливо, не перебивая людей, выслушивать их.

21.При выполнении заданий по иностранному языку без особого напряжения ра­ботать с иностранным текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приёмник, магнитофон, те­левизор, аппаратуру для дискотеки).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять работу по уходу за жи­вотными: чистить их клетки, кормить, лечить, обучать.

24.Публично разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, деклами­ровать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, применяя при этом различные формулы, за­коны, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28.Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб,

насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко уметь различать, что сделано талантливо писателем, драма­тургом, художником, режиссером, актером, а что нет и уметь это обосно­вать (устно или письменно).

30. Организовывать людей на какие-нибудь дела, мероприятия.

31. Выполнить задания по математике, требующие хороших знаний математических формул и законов и умения их правильно применять.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и лов­кости рук: работать на станке, электрической швейной машине, произво­дить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Немедленно отмечать малейшие изменения в поведении или во внешнем виде животных или растений. .

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнить песни, танце­вальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с разными людь­ми.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и
др.), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моде­лей, изделий, конструировать новые или придумывать самим.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии (анатомии, бо­таники, зоологии) - читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположе­ние предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследованием в биологических кружках, зоокружках и питомниках, на биостанции.

44. Быстрее и чаще других замечать необычное, удивительное, прекрасное в обычном.

45. Сопереживать, людям (даже не близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять канцелярскую работу: писать, прове­рять, выписывать, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения зада­чи: технический, логический, математический.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах жи­вотных.

49. Настойчиво и терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или ис­полняемом произведении (в любом творчестве).

50.Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк для ответов

Ф.И.О.____________________________

Дата_________________________________

Наши рекомендации