Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339


Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339



следований, как это сделал в свое время выдающийся английский ней­рохирург Питер Харпер, отказавшийся от продолжения исследований в области лобртомии и призвавший к этому своих коллег.

Одной из наиболее «продвинутых» и, в то же время, непредска­зуемых в смысле морально-этических последствий проблем биоме­дицинской этики является сегодня нейролингвистическое програм­мирование(neuron linguistic programming) — НЛП— новое на­правление, целью которого является формирование модели успешной психотерапии на основе использования методов лингвистического изменения текста и его воздействия на человека. Эффективные приемы общения на основе методик НЛП позволяют быстрее доби­ваться взаимопонимания с окружающими, активизировать умствен­ные способности (отсюда «нейро»), совершенно особым образом ис­пользовать язык (отсюда «лингвистическое») для достижения сво­их целей и, наконец, научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответ­ствие с желаемыми результатами («программирование»).

НЛП отличается практическим, результативным подходом, способству­ющим быстрым переменам в поведении и личным достижениям в са­мых разных сферах человеческой жизнедеятельности (в медицине, об­разовании, спорте, коммерческой деятельности, управлении персоналом, бизнесе, подготовке сотрудников спецслужб и спецподразделений). Ос­новную проблематику НЛП, таким образом, составляет межличностное общение, восприятие и путь к совершенствованию.

Иногда НЛП определяют как «искусство и науку совершенство­вания личности», или «изучение субъективных переживаний», кото­рые описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем; как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки; и как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращается в понима­ние. С точки зрения выявления механизмов объяснения, НЛП по­казывает, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания.

Философско-этическим основанием концептуальной модели НЛП является адекватное соотношение мысли и поступка, которое можно выразить фразой: «Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов». В рамках же тех-



нологически-прагматического подхода НЛП предлагает несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления, что неизбежно приводит к изменениям и в поведении. Мысли становят­ся одновременно результатом, исходом, достижением, успехом или неудачей; они превращаются в поступки, влекущие за собой соот­ветствующие перемены.

Субъективность, уникальность и неповторимость человеческого Я, его субъективные переживания принимаются в НЛП как факт, ибо каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, особым, субъективно-личност­ным образом в соответствии со своими убеждениями, ценностями, настро­ениями. Отдавая дань существованию этой таинственной и неповторимой субъективности, НЛП осознанно и рационально ставит перед собой зада­чу выявить ту структуру, которая наделяет смыслом саму субъективность, проникнуть в «черный ящик» нашего сознания, разобраться в субъектив­ных переживаниях, чтобы помочь их обладателю справляться с тем, чем он занимается. Иными словами, овладеть технологией совершенствова­ния евдих беспредельных потенциальных возможностей.

С этих позиций становится возможным моделировать успех, ис­пользовать стратегию успеха, то есть успех становится тем, что мож­но моделировать, последовательно выявляя идеи и поступки, кото­рые дают возможность другому человеку выполнить ту или иную задачу. Сама же модель НЛП отражает переживания как процесс или как систему, компонентами которой являются, прежде всего, пять органов чувств, обращенные не только вовне, но и вовнутрь. НЛП позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, истолковываем их, прибегая при этом к механизмам обобщения, искаже­ния и опущения преобладающей части сведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Каждый из этих компонентов НЛП оказывает влияние на все грани и результаты нашего поведения.

Предполагается, что, овладев искусством синтеза мысли и по­ступка, человек в состоянии манипулировать воспринятым и вызы­вать у себя новые переживания, изменять достаточно устойчивые настроения, убеждения и ценности, творить свои эмоции, вызывать ясные мысленные картины желаемого результата, повышая вероят­ность его достижения. Не просто реагирование на внешние обстоя­тельства или воспоминания о прошлом, а умение творить свои пере­живания означает, что каждый человек имеет широкий спектр

Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru 340 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 341



Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru выбора, возможность управлять своей жизнью и созидать собствен­ное будущее.

Теория и практика НЛП, несомненно, помогают установить личные вза­имоотношения и улучшить их; развить дар убеждения; прийти к пози­тивному мировосприятию; повысить уровень самооценки; преодолеть последствия негативных переживаний прошлого; сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение; управлять своими ощущениями; верить в свои силы в любых начинаниях; дости­гать взаимопонимания с друзьями и коллегами.

Эффективные и апробированные средства общения между людь­ми, практические способы изменения мышления и поведения, предла­гаемые НЛП, делают эту область «искусством й наукой совершен­ствования личности». Но, как и большинство современных научных дисциплин, НЛП сегодня нуждается в глубоком филоейфско-этичес-ком осмыслении. Может ли эта новая наука быть ценностно-нейт­ральной? Будут ли ее постулаты обращены на совершенствование и самосовершенствование личности, чтобы человек мог творить свои субъективные переживания, а значит и будущее, или возможно ис­пользование принципов НЛП для манипуляций нашим сознанием, нашими ценностями и убеждениями для достижения желаемых кем-то целей? В самой сущности нейролингвистического программиро­вания и моделирования заложены возможности и того, и другого, что несет в себе как большие перспективы, так и серьезные опасности.

Успехи и возможности биотехнологий в сфере контроля и уп­равления деятельностью мозга сегодня поистине фантастические: от экстравагантного и, к счастью, не доказанного зомбирования лю­дей с помощью психотропных излучений, до ставших привычными и рутинными «детекторов лжи», дающих возможность «читать чу­жие мысли» и получать объективную информацию о субъективных переживаниях человека. Однако все эти достижения не должны заслонять и определенные опасности этического характера. К по­добным опасностям относятся:

— использование психиатрии в политических и социальных це­лях для коррекции поведения «социально опасных лиц»;

— возможность полного перерождения личности в результате частичного вмешательства (так, воздействие на центр удовольствия в целях излечения наркомании чревато подавлением творческой активности и инициативности);

— экспериментальные исследования психоэмоционального состо­яния личности против ее воли как нарушение прав человека — втор­жение в его интимный мир;

— применение психотропных методик не в медицинских, а соци­альных целях: «счастье через электроды», манипулирование созна­нием людей в политических и иных целях, применение НЛП для достижения успеха и т.д.

Таким образом, очевидно, что современные биотехнологии несут в себе огромное количество этических проблем, которые не столько получают конкретное разрешение, сколько порождают новые воп­росы, остающиеся по-прежнему «открытыми».

Вопросы и задания

1. Право человека на жизнь: с какого срока оно должно реализовьшать-ся? Что Вы думаете о правах эмбриона, зародыша, новорожденного младен­ца? А о праве матери распоряжаться своей жизнью? Аборт — гинекологи­ческая операция или убийство?

2. Проблема клинической смерти: в каких случаях, на Ваш взгляд, сле­дует реанимировать умирающего, а в каких — нет? Или следует делать это

всегда?

3. Ваше отношение к эвтаназии. Страх смерти — норма или недостаток

воспитания?

4. Какие направления современной биотехнологии, на Ваш взгляд, явля­ются наиболее перспективными и актуальными, а какие следовало бы зап­ретить, ограничить, приостановить?

5. Выскажите свое отношение к проблеме искусственного оплодотворе­ния и «суррогатного материнства».

6. Оцените перспективы трансплантологии с этико-правовых позиций: проблема изъятия у живых и мертвых доноров органов для пересадки; возможности криминальных действий в этой сфере и т.д.

7. Выскажите Вашу точку зрения, на возможность пересадки головного мозга, используя свои психофизиологические и философские знания о струк­туре и сущности личности. Как Вы с этической точки зрения оцениваете перспективы развития этого направления трансплантологии?

8. Что Вы думаете о возможностях и опасностях генной инженерии и клонирования?

9. Сформулируйте и аргументируйте Ваше отношение к допустимости или необходимости экспериментов на человеке (или человеческом эмбри­оне): фармакологических, психотропных, радиофизических, экологических и др.

Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339 - student2.ru Глава 15.

Этика и культура общения

Наши рекомендации