Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339
Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339
следований, как это сделал в свое время выдающийся английский нейрохирург Питер Харпер, отказавшийся от продолжения исследований в области лобртомии и призвавший к этому своих коллег.
Одной из наиболее «продвинутых» и, в то же время, непредсказуемых в смысле морально-этических последствий проблем биомедицинской этики является сегодня нейролингвистическое программирование(neuron linguistic programming) — НЛП— новое направление, целью которого является формирование модели успешной психотерапии на основе использования методов лингвистического изменения текста и его воздействия на человека. Эффективные приемы общения на основе методик НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими, активизировать умственные способности (отсюда «нейро»), совершенно особым образом использовать язык (отсюда «лингвистическое») для достижения своих целей и, наконец, научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами («программирование»).
НЛП отличается практическим, результативным подходом, способствующим быстрым переменам в поведении и личным достижениям в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности (в медицине, образовании, спорте, коммерческой деятельности, управлении персоналом, бизнесе, подготовке сотрудников спецслужб и спецподразделений). Основную проблематику НЛП, таким образом, составляет межличностное общение, восприятие и путь к совершенствованию.
Иногда НЛП определяют как «искусство и науку совершенствования личности», или «изучение субъективных переживаний», которые описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем; как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки; и как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращается в понимание. С точки зрения выявления механизмов объяснения, НЛП показывает, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания.
Философско-этическим основанием концептуальной модели НЛП является адекватное соотношение мысли и поступка, которое можно выразить фразой: «Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов». В рамках же тех-
нологически-прагматического подхода НЛП предлагает несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления, что неизбежно приводит к изменениям и в поведении. Мысли становятся одновременно результатом, исходом, достижением, успехом или неудачей; они превращаются в поступки, влекущие за собой соответствующие перемены.
Субъективность, уникальность и неповторимость человеческого Я, его субъективные переживания принимаются в НЛП как факт, ибо каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, особым, субъективно-личностным образом в соответствии со своими убеждениями, ценностями, настроениями. Отдавая дань существованию этой таинственной и неповторимой субъективности, НЛП осознанно и рационально ставит перед собой задачу выявить ту структуру, которая наделяет смыслом саму субъективность, проникнуть в «черный ящик» нашего сознания, разобраться в субъективных переживаниях, чтобы помочь их обладателю справляться с тем, чем он занимается. Иными словами, овладеть технологией совершенствования евдих беспредельных потенциальных возможностей.
С этих позиций становится возможным моделировать успех, использовать стратегию успеха, то есть успех становится тем, что можно моделировать, последовательно выявляя идеи и поступки, которые дают возможность другому человеку выполнить ту или иную задачу. Сама же модель НЛП отражает переживания как процесс или как систему, компонентами которой являются, прежде всего, пять органов чувств, обращенные не только вовне, но и вовнутрь. НЛП позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, истолковываем их, прибегая при этом к механизмам обобщения, искажения и опущения преобладающей части сведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Каждый из этих компонентов НЛП оказывает влияние на все грани и результаты нашего поведения.
Предполагается, что, овладев искусством синтеза мысли и поступка, человек в состоянии манипулировать воспринятым и вызывать у себя новые переживания, изменять достаточно устойчивые настроения, убеждения и ценности, творить свои эмоции, вызывать ясные мысленные картины желаемого результата, повышая вероятность его достижения. Не просто реагирование на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, а умение творить свои переживания означает, что каждый человек имеет широкий спектр
340 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 341
выбора, возможность управлять своей жизнью и созидать собственное будущее.
Теория и практика НЛП, несомненно, помогают установить личные взаимоотношения и улучшить их; развить дар убеждения; прийти к позитивному мировосприятию; повысить уровень самооценки; преодолеть последствия негативных переживаний прошлого; сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение; управлять своими ощущениями; верить в свои силы в любых начинаниях; достигать взаимопонимания с друзьями и коллегами.
Эффективные и апробированные средства общения между людьми, практические способы изменения мышления и поведения, предлагаемые НЛП, делают эту область «искусством й наукой совершенствования личности». Но, как и большинство современных научных дисциплин, НЛП сегодня нуждается в глубоком филоейфско-этичес-ком осмыслении. Может ли эта новая наука быть ценностно-нейтральной? Будут ли ее постулаты обращены на совершенствование и самосовершенствование личности, чтобы человек мог творить свои субъективные переживания, а значит и будущее, или возможно использование принципов НЛП для манипуляций нашим сознанием, нашими ценностями и убеждениями для достижения желаемых кем-то целей? В самой сущности нейролингвистического программирования и моделирования заложены возможности и того, и другого, что несет в себе как большие перспективы, так и серьезные опасности.
Успехи и возможности биотехнологий в сфере контроля и управления деятельностью мозга сегодня поистине фантастические: от экстравагантного и, к счастью, не доказанного зомбирования людей с помощью психотропных излучений, до ставших привычными и рутинными «детекторов лжи», дающих возможность «читать чужие мысли» и получать объективную информацию о субъективных переживаниях человека. Однако все эти достижения не должны заслонять и определенные опасности этического характера. К подобным опасностям относятся:
— использование психиатрии в политических и социальных целях для коррекции поведения «социально опасных лиц»;
— возможность полного перерождения личности в результате частичного вмешательства (так, воздействие на центр удовольствия в целях излечения наркомании чревато подавлением творческой активности и инициативности);
— экспериментальные исследования психоэмоционального состояния личности против ее воли как нарушение прав человека — вторжение в его интимный мир;
— применение психотропных методик не в медицинских, а социальных целях: «счастье через электроды», манипулирование сознанием людей в политических и иных целях, применение НЛП для достижения успеха и т.д.
Таким образом, очевидно, что современные биотехнологии несут в себе огромное количество этических проблем, которые не столько получают конкретное разрешение, сколько порождают новые вопросы, остающиеся по-прежнему «открытыми».
Вопросы и задания
1. Право человека на жизнь: с какого срока оно должно реализовьшать-ся? Что Вы думаете о правах эмбриона, зародыша, новорожденного младенца? А о праве матери распоряжаться своей жизнью? Аборт — гинекологическая операция или убийство?
2. Проблема клинической смерти: в каких случаях, на Ваш взгляд, следует реанимировать умирающего, а в каких — нет? Или следует делать это
всегда?
3. Ваше отношение к эвтаназии. Страх смерти — норма или недостаток
воспитания?
4. Какие направления современной биотехнологии, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными и актуальными, а какие следовало бы запретить, ограничить, приостановить?
5. Выскажите свое отношение к проблеме искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства».
6. Оцените перспективы трансплантологии с этико-правовых позиций: проблема изъятия у живых и мертвых доноров органов для пересадки; возможности криминальных действий в этой сфере и т.д.
7. Выскажите Вашу точку зрения, на возможность пересадки головного мозга, используя свои психофизиологические и философские знания о структуре и сущности личности. Как Вы с этической точки зрения оцениваете перспективы развития этого направления трансплантологии?
8. Что Вы думаете о возможностях и опасностях генной инженерии и клонирования?
9. Сформулируйте и аргументируйте Ваше отношение к допустимости или необходимости экспериментов на человеке (или человеческом эмбрионе): фармакологических, психотропных, радиофизических, экологических и др.
Глава 15.
Этика и культура общения