Психологическое определение

Ричард Броди

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ

ИВЦ «Маркетинг»

Москва 2002

Содержание

КРИЗИС РАЗУМА.. 4

СМЕНА ПАРАДИГМЫ... 5

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ.. 7

МОЙ ПЛАН.. 8

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ... 9

МЕМЫ... 10

МЕМЫ И МЕМЕТИКА.. 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕМА.. 13

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.. 13

КОГНИТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.. 14

РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.. 15

МЕТАМЕМЫ... 16

«ХОРОШИЕ МЕМЫ» И ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ... 17

ИНСТИНКТЫ И ПРОГРАММЫ... 19

МЕМЫ-КАТЕГОРИИ.. 20

МЕМЫ-СТРАТЕГИИ.. 21

МЕМЫ-АССОЦИАЦИИ.. 22

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ... 23

ДАВЛЕНИЕ СРЕДЫ... 25

ТВОЯ СОБСТВЕННАЯ ПРОГРАММНАЯ БАЗА.. 25

ЛОВУШКА ПРАВДЫ... 27

ВИРУСЫ... 28

ВИРУС — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?. 30

ПРОСТО ВЫПОЛНЯЮ ПРИКАЗЫ... 32

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ВИРУСА.. 32

РАЗУМ... 34

ЭВОЛЮЦИЯ.. 34

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭНТРОПИЯ.. 35

КОПИРОВАНИЕ.. 36

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.. 36

СЕБЯЛЮБИВЫЙ ГЕН.. 37

ИНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ.. 38

К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЭВОЛЮЦИЯ.. 39

ЭВОЛЮЦИЯ ЭТО НЕ ТЕХНИКА.. 40

ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ.. 42

КОНЕЦ ЭПОХИ.. 43

ЭВОЛЮЦИЯ МЕМОВ.. 44

СЕБЯЛЮБИВЫЙ ГЕН РАЗУМА.. 44

ТАКИЕ ЖЕ СЕБЯЛЮБИВЫЕ МЕМЫ... 45

ТОЧКА ЗРЕНИЯ МЕМА.. 46

ЗАЧЕМ НУЖЕН МОЗГ?. 46

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕНИЯ.. 47

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕМОВ.. 48

ЧТО РАЗДРАЖАЕТ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ.. 49

СОЗНАНИЕ.. 50

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ВТОРОГО ПОРЯДКА.. 51

ЛУЧШЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ МЕМЫ... 52

СТАРЫЙ МОЗГ В НОВОМ СВЕТЕ.. 54

С ДАЛЬНИМ ПРИЦЕЛОМ... 55

СЕКС — ФУНДАМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ.. 58

БОРЬБА ЗА СЕКС.. 59

КАК В ПРЕЖНИЕ ВРЕМЕНА БЫЛО С СЕКСОМ?. 59

ИСТОЧНИКИ СЕКСИЗМА.. 60

ВРЕМЯ ДЛЯ АВТОРА.. 61

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ЭВОЛЮЦИИ СЕКСА.. 62

ЦИВИЛИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ЖЕНЩИН.. 63

ХИТРОСТИ.. 64

ОЧЕРЕДНОЙ ПЕРЕРЫВ ДЛЯ АВТОРА — ЭВОЛЮЦИОННЫЕ «МОТИВЫ». 64

ЭВОЛЮЦИЯ ОБМАНА.. 65

НАЙТИ НИШУ.. 65

НРАВЫ И ЛИЦЕМЕРИЕ.. 66

С РАЗНЫХ ПЛАНЕТ.. 67

СЕКСУАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПУНКТЫ... 68

БУДУЩЕЕ СЕКСА.. 69

ВЫЖИВАНИЕ И СТРАХ.. 71

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАХА.. 71

ПОЧЕМУ ЭТО ПЕРЕСТАЛО ДЕЙСТВОВАТЬ?. 73

СТРАХ И УЗЫ КРОВИ.. 73

ПСИХОЛОГИЯ АЗАРТА.. 74

ЛЕГЕНДЫ УЛИЦЫ... 76

ПРЕДРАССУДКИ.. 76

ПОБЕДИТЬ СТРАХ.. 78

КАК ПРОГРАММИРУЕТСЯ ПСИХИКА.. 79

ИНФИЦИРОВАНИЕ.. 79

УСВОЕНИЕ.. 80

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС.. 81

ТРОЯНСКИЕ КОНИ.. 83

ПРОДАЖА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.. 84

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ.. 85

БОЛЬШОЙ ФИНАЛ — ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС.. 86

ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЯЗЫК ТЕЛА.. 87

НЕ ДАЙ СЕБЯ НАДУТЬ.. 88

ВИРУСЫ РАЗУМА.. 89

ВНЕДРЕНИЕ.. 89

ВЕРНОЕ КОПИРОВАНИЕ.. 90

РАСПРОСТРАНЕНИЕ.. 90

ВИРУСЫ КУЛЬТУРЫ... 91

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РЕКЛАМА.. 92

ЭВОЛЮЦИЯ РЕКЛАМЫ... 94

MEM — ТО, ЧТО НУЖНО.. 95

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ... 96

НОВОСТИ.. 98

ТЕОРИИ ЗАГОВОРА.. 100

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УКУСИЛ СОБАКУ.. 102

НАШИ ЛЮБИМЦЫ... 104

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО.. 105

ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ.. 106

ЧЕРНЫЙ РЫНОК.. 107

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА.. 107

ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТУПИКА.. 109

У ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ БЫВАЮТ ПЛОХИЕ МЕМЫ... 110

РАЗРАСТАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР. 110

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ РЕЛИГИИ.. 111

ЗАЧАТКИ РЕЛИГИИ.. 112

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА.. 113

МЕМЫ РЕЛИГИИ.. 114

НАУКА И РЕЛИГИЯ.. 116

ВО ИМЯ БОЛЬШЕЙ СЛАВЫ БОЖЬЕЙ.. 117

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ВИРУСОВ.. 118

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ БУДУЩЕГО.. 119

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ, ПРИНОСЯЩИЕ ПРИБЫЛЬ.. 119

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ ВЛАСТИ.. 122

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ НАПРОКАТ.. 125

ВИРУСЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.. 125

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ ВИРУСОВ.. 127

ВСЕ РАЗРЕШИТСЯ САМО СОБОЙ.. 127

В ПОГОНЕ ЗА ИСТИНОЙ.. 129

НА СЛУЖБЕ У ДНК.. 129

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ.. 130

ДЗЕН И ИСКУССТВО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ ВИРУСОВ.. 130

ПИРАМИДА ОБРАЗОВАНИЯ.. 132

ПРОПОВЕДУЙ СВОИ МЕМЫ... 134

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ ВИРУСОВ?. 134

«ИМ ЕЩЕ НЕ СКАЗАЛИ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ». 135

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.. 135

ЧТО ЖЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ?. 136

КТО ДОЛЖЕН РЕШАТЬ?. 137

ОЧЕРЕДНОЕ ВЕЛИКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ.. 137

СОДЕРЖАНИЕ.. 138

УДК 615.851

ББК53.57

Б 17

Б 17 Ричард Броди. ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ. Методическое пособие для слушателей курса. «Современные психотехнологии». Москва, 2002, 192 стр.

УДК 615.851

ББК 53.57

Б 17

ISBN 5-7856-0254-7

© Р. Броди, 1996

© Центр психологической культуры, 2002

Введение

КРИЗИС РАЗУМА

«Нам нельзя ни терять голову... ни

не иметь ее вовсе.» — так Dan

Quayle преобразовал мемы,

содержащиеся в предисловии

United Negro College Fund:

«Нам нельзя портить наши умы».

В этой книге содержится некое позитивное послание. Поэтому прежде, чем рассказать о распространившихся в мире коварных психических вирусах, заражающих людей негативной информацией — подобно, как компьютерный вирус Микеланджело вводит в компьютеры инструкции, уничтожающие их программную базу, — я начну с хороших вестей.

Появилась новая долгожданная научная теория, связывающая биологию, психологию и науку о познании. Благодаря усилиям ученых, которые на протяжении двадцати лет — а по сути уже с 1859 года, со времен Чарльза Дарвина — старались объединить эти дисциплины, возникла наука, называемая меметикой.

В основе меметики лежит понятие эволюции; Дарвиновская теория эволюции видов путем естественного отбора перевернула всю биологию. Используя новейшие достижения теории эволюции, ученые исследуют функционирование разума, процессы обучения и воспитания человека, а также развитие культуры. Специалисты по меметике преобразуют психологию, подобно тому, как некогда Дарвин изменил биологию.

Знакомство с меметикой может помочь тем, кто старается понять себя. Я также полагаю, что польза от этой науки будет все более возрастать, особенно это касается защиты от манипулирования и использования. Если мы лучше узнаем деятельность нашего разума, то нам проще будет жить в мире, в котором нами все чаще манипулируют — хотя и очень тонко.

А теперь пришла очередь плохих вестей: в этой книге больше вопросов, чем ответов. Мы имеем в виду сами психические вирусы: меметика выявила их существование, но не дала пока четких указаний, как с ними справиться.

Психические вирусы существовали всегда, непрерывно эволюционируя и изменяясь на протяжении веков. Это некие заразные частицы нашей культуры, которые мгновенно распространяются в границах популяции, изменяя мысли и судьбы зараженных. Эти вирусы могут быть относительно нейтральными, как, например, мини-юбки или сленговые выражения, но среди них есть и такие, которые способны изменить ход человеческой жизни; я приведу здесь в пример только молодежные банды или религиозные секты типа Branch Davidian. Если мы не имеем ничего против этих культурных явлений, тогда все в порядке. Не будем однако забывать, что подобно компьютерному вирусу Микеланджело, передающему команду уничтожения данных, психические вирусы могут запрограммировать наши мысли и действия таким образом, чтобы наносить вред.

Самым поразительным и важным положением меметики является утверждение, что наши мысли — это не всегда наше собственное произведение. Мы не властны над ходом собственных мыслей! Люди вообще неохотно в этом признаются: зачастую они попросту не желают об этом думать. Возможно, в этом и кроется причина того, что научные выводы из этой области не имеют широкой известности. Как мы вскоре убедимся, не желаемые идеи тяжело приживаются.

К тому же, никто не может сказать, вредна или полезна программа, передаваемая определенным психическим вирусом. Ведь никто не вступает в религиозную секту, желая подвергнуться агитации, уехать в Gujany и совершить самоубийство. Мог ли Билл Гейтс, заразившись в Гарварде вирусом игры в покер, предположить, что забросит учебу? А может быть, в конечном итоге эта инфекция принесла ему пользу, если благодаря ей он принял решение оставить университет, основал Майкрософт и стал мультимиллиардером?

СМЕНА ПАРАДИГМЫ

Время от времени в мире науки происходит так называемая смена парадигмы.Это обуславливается изменением базового положения какой-либо сферы жизни. Однажды, к примеру, мы усомнились в том, что центром Вселенной является Земля и поверили, что Земля вращается вокруг Солнца. Позже Эйнштейн открыл взаимозависимость между временем и пространством, а также между энергией и материей. Прошло много времени, прежде чем эти изменения парадигмы принял весь научный мир и еще медленнее происходило их усвоение во всем остальном обществе.

Понятие психического вируса и вся меметика — это коренное изменение парадигмы в науках, занимающихся исследованием ума.

Понимание этой новой науки — меметики — было прежде сложным, так как требовало решительного изменения точки зрения об уме и культуре. Как бывает в случае любого изменения парадигмы, меметика совершенно не согласуется с нашими предшествующими взглядами на сущность вещей, с нашими представлениями о мире.

По сути принятие новой парадигмы должно быть простым, так как надо всего лишь отбросить старую. Не получится вписать новые знания в уже существующую модель — это невозможно. Стоит лишь захотеть отвести место в своем мышлении для четырех концепций, совершенно новых для тебя, и ты будешь вознагражден пониманием основ меметики. Надеюсь, что их осознание побудит к действию всякого, кому не безразлична судьба рода человеческого.

Главное понятие — гвоздь нашей программы — это мем.Это основная идея этой книги, которую мы рассмотрим ближе в первом разделе. Мемы — это миникирпичики в составе культуры, подобно генам, обуславливающим возникновение жизни. Согласно положениям, описанным во 2-ом разделе, мемы имеют разную величину и могут соответственно образовывать большие культурные структуры — государства, языки или религии, или микроскопические, составляющие программную базу «компьютера» Твоего ума.

Другое понятие это вирус.Нам известны вирусы из области биологии и информатики. Оказывается, они существуют также в умах и культуре, то есть, в сфере меметики. Чтобы показать, на что они способны, в разделе третьем я представлю аналогию между тремя отдельными мирами и вирусами, которые в них обитают.

Третья концепция новой парадигмы — это эволюция.Этим словом пользуются очень многие люди в убеждении, что говорят об одном и том же, в то время, как каждый придает этому термину другое значение. В разделе 4 я разъясню новейшую теорию эволюции, в 5 представлю ее связи с мемами.

Четвертое понятие, необходимое для понимания природы психических вирусов, это эволюционная психология.Это новая наука, изучающая те склонности и механизмы действия ума, задача которых состояла в обеспечении выживания и размножения. Некоторые склонности приобрели форму психических чувствительных точекили триггеров,нажатие которых способствует преодолению защитных механизмов психики. Я назвал эту главу «Кризис разума», а не «Введение», так как первое определение раздражает больше чувствительных точек — быстрее привлекает внимание, что наверняка будет способствовать тому, что больше людей прочтут этот фрагмент. По этой же причине я назвал книгу «Психические вирусы», а не «Введение в меметику».

Эволюционная психология поднимает многие спорные вопросы. Она занимается между прочим изучением и объяснением типичных различий между мужчинами и женщинами, особенно в области сексуального поведения — этому вопросу посвящен шестой раздел. В седьмом разделе я объясняю взгляд эволюционной психологии на проблему человеческого выживания.

Из этих четырех основных понятийных блоков меметика создает новую парадигму продолжающегося процесса эволюции культуры. Меметика подчеркивает необходимость принятия решения по следующему допросу:

Будем ли мы пассивно эволюционировать, подчиняясь хаотическому естественному отбору, которому совершенно нет дела до нашего счастья, удовлетворения и духовности, или же сами встанем у руля эволюции и зададим ей нужное направление?

Меметика дает знания и силу, благодаря которым мы сможем управлять собственной эволюцией. Вопрос лишь в том, как мы используем эту власть.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ

Психические вирусы передаются не воздушно-капельным путем, как грипп, и не половым путем, как СПИД. Они не материальны — передаются просто благодаря тому, что люди общаются между собой. В восьмом разделе я показываю, каким образом психические вирусы внедряют свои программы. Можно сказать, что существование психических вирусов — это та цена, которую мы платим за так дорогую всем свободу слова. Чем больше свобода общения в данном обществе, тем более подвержено оно заражению психическими вирусами.

Некоторые вирусы возникают спонтанно, что я описываю в разделах 9 и 10, другие же создаются целенаправленно, о чем я пишу в разделе 11. И те и другие имеют одну общую черту:

Психический вирус, однажды возникнув, становится независимымот своего создателя; быстро эволюционирует, стремясь заразить как можно большее количество людей.

Психические вирусы — это не какая-то отдаленная угроза, типа остывания Солнца или столкновения Земли с кометой. Они рядом с нами, здесь, сейчас; существовали издавна, постоянно развиваясь, заражая все более эффективно. Они завладевают нашими умами не только через телевидение, дешевую музыку и т. д., но используют также старые средства: образование, религию и даже обыкновенные разговоры с приятелями. Родители неосознанно заразили нас, когда мы были маленькими. Если у тебя есть ребенок, то ты наверняка передаешь ему каждый день новый вирус.

Ты читаешь газеты? — Ловишь психические вирусы. Слушаешь радио? — Также заражаешься вирусами. Тусуешься и болтаешь с корешами? — Хватаешь вирус за вирусом. Если жизнь складывается не так, как ты предполагал, можешь предположить, что психические вирусы к этому причастны. Тебе трудно жить вместе с близким человеком? — Психические вирусы берут контроль над частью твоего мозга и мешают тебе создавать нормальный, прочный и счастливый союз. У тебя проблемы на работе? — Психические вирусы не позволяют тебе взглянуть в будущее и гонят тебя по пути, который способствует реализации их планов, а не улучшает качество твоей жизни.

Растут новые религиозные секты — плод все более мощных психических вирусов. Секты контролируют человеческие умы и навязывают своим членам определенное поведение — от особых ритуалов до массовых самоубийств. Если ты считаешь, что сможешь этому противостоять, помни, что никто не вступает в секту, чтобы подвергнуться психическому террору. Все это — проделки коварных и злобных психических вирусов. С момента, когда создатель секты откроет ее существование, психические вирусы начинают жить собственной жизнью.

Институт средств массовой информации и прямых выборов способствует тому, что руководство многих стран становится все более податливым к вирусам ума. В наше время политик, не имеющий соответствующего имиджа, который раздражал бы много чувствительных точек избирателей, не может рассчитывать на их голоса. Он говорит: «Мы находимся в кризисной ситуации и только я могу с ней справиться», или: «Это они — причина всех этих проблем. Ясно, что любое изменение будет лучше, чем то, что мы имеем на данный момент!». Просчитанные до мелочей имиджи политиков концентрируют в себе самые искусные и злобные вирусы, атакующие современное общество.

Какие напитки ты покупаешь? Самые популярные стоят в два раза дороже, чем не рекламируемые продукты локального значения. Финансовая накрутка идет на телерекламу: рассылку зародышей психических вирусов, которые проникают еще глубже, буквально овладевая умами и подталкивая людей к соответствующим полкам в магазине. Рекламные агентства, успешно программирующие предпочтения людей, — это самые циничные и расчетливые распространители психических вирусов.

Особую тревогу в связи с неконтролируемым распространением психических вирусов вызывает положение наших детей. Атакующие их вирусы рождаются в городских тусовках и распространяются молниеносно, заражая детей и молодежь, принося им горе, одинокое материнство или войны между группировками. Многие молодые люди теряют свою систему ценностей и устремляются к чему-то призрачному и разрушительному. Как можно очистить нас самих и наших детей от этих вирусов, я расскажу в разделе двенадцатом.

МОЙ ПЛАН

Я должен кое в чем признаться. Эта книга служит моей цели, которая состоит в изменении человеческой жизни. Некоторые из представленных концепций можно использовать в целях самосовершенствования. Ты, возможно, не ожидал в научно-популярном издании встретить понятия, касающиеся развития личности, и все же меметика занимается изучением ума, а, значит, — и человеческой жизнью. Следовательно, овладение основами меметики может способствовать улучшению ее качества.

Во-первых, я бы не написал ни «Психические вирусы», ни мою первую книгу «Больше чем согласие», если бы сам сознательно не избавился от мемов, с которыми я вырос, и не перепрограммировал самого себя с помощью новых. Если бы это было в твоей власти, какие новые мемы ты выбрал бы для себя? Решать тебе. Я лично вообще не имел никакого понятия, о чем идет речь, пока не вник в суть дела. Сейчас я могу запрограммировать самого себя с помощью мемов, которые близки моим жизненным ценностям, отбрасывая те, которые способствуют реализации планов психических вирусов. Ты тоже сможешь сделать это, а может быть, решишься на нечто иное. Но ты не будешь иметь возможности выбора, пока не усвоишь основ меметики.

Я написал эту книгу потому, что мне нравится изменять жизнь людей. В этом собственно и состоит мой план. Я считаю, что знания, предлагаемые меметикой, очень важны, поэтому я их распространяю. Написание этой книги было для меня не простым интеллектуальным развлечением. Хотя здесь и идет речь о науке, но это все же не научный труд. Я сознательно придал ему такую форму, чтобы новая парадигма меметики все более распространялась, а именно в этом и состоит мое желание.

Сознательное распространение идей, которые ты считаешь важными, — это один из способов борьбы с психическими вирусами.

Задумывался ли ты когда-нибудь, почему современная жизнь кажется такой сложной, с каждым днем все более запутанной и полной стрессов? Одной из причин этого является постоянно меняющая свой облик армия психических вирусов, завладевающая все большей частью нашей психики, препятствующая нашему стремлению к счастью. Еще большее влияние она будет иметь на последующее поколение.

Задумывался ли ты, почему развитие техники совсем не упрощает жизнь, а напротив — усложняет ее? Так вот, каждый контакт с новым вирусом разума увеличивает стресс и дезориентацию человека.

Огромное множество людей согласны прибегнуть к любым средствам — от психотерапии до мистицизма — только бы снять с себя угнетающее бремя стресса. А ведь именно стресс, как утверждают врачи, и есть самый безжалостный убийца. Наука, выделив два типа личности — напряженный, «застрессованный» тип А и расслабленный тип В — все же не назвала причин их возникновения. Интересно, что даже у людей с типом личности В иногда обнаруживаются стрессовые проявления болезни. На многие вопросы, связанные со стрессом, ответ может дать меметика.

Психические вирусы постепенно начинают контролировать твое мышление, рассеивают внимание, отклоняют от важных целей, вызывая дезориентацию, стресс или далее отчаяние.

Они проникают в разум, изменяют твою программу действий, указывая направление, обратное тому, в котором ты хотел бы двигаться. А поскольку происходит все это на подсознательном уровне, ты замечаешь только, что уходящие годы приносят все больше стресса и мук и все меньше радости и ощущения смысла жизни. Возможно, ты чувствуешь, что тебе все труднее бывает приступать к работе и тебя меньше радуют ее результаты. Это лишь некоторые проявления заражения психическими вирусами. Полностью избежать этой инфекции можно было бы только при условии полнейшей изоляции с самого момента рождения.

Однако ты можешь избавитьсяот психических вирусов — а я надеюсь, что этому "в немалой степени помогут знания, почерпнутые из этой книги, — приняв во внимание, что познание новой парадигмы требует усилия.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ

Ученым всегда было сложно распространять свои открытия в обществе. В науке отдельные концепции отбираются путем скрупулезных исследований, а не на основании человеческих ощущений.По этой причине часто случается, что научные идеи на первый взгляд оказываются людям не по душе. Реакцию общественного мнения на любую революционную научную теорию, такую как представленная в 1859 году Чарльзом Дарвином концепция естественного отбора, как правило, можно разделить на несколько этапов:

1. Преуменьшение значения.Вначале новую теорию считают безобидным чудачеством, которое не представляет серьезной угрозы для общепринятого мировоззрения, или упрощенной версией какой-то уже известной теории. Сейчас, когда я пишу эти строки, меметика выходит из этой стадии. Редакторы The New York Times Magazine в номере от 22 января 1995 года, обращая внимание на растущую популярность слова «мем», хотели заметно приуменьшить его значение: «Если задуматься, что может внести понятие «мема» в парадигму культурной эволюции, то вполне вероятно окажется, что ничего нового». По мере чтения этой книги тебе станет ясно, что меметика не столько дополняет существующую парадигму культурной эволюции, сколько сама создает новую, более прозрачную парадигму.

2. Высмеивание.Если новая идея упрямо цепляется за жизнь, то снисхождение сменяется глумлением. Люди смеются над очевидным, по их мнению, фактом, что новая теория никак не связана с тем, в истинности чего они убеждены. Современники насмехались над Дарвином, не желавшим понять, что это Создатель осуществляет отбор. Эта кажущаяся невозможность передачи новой парадигмы была кошмаром для Дарвина. С подобным издевательским отношением к меметике можно часто встретиться, например, в дискуссионной группе internet — flt.memetics.

3. Критицизм.Когда новая идея становится популярной, люди со сложившимися противоположными взглядами или те, кто связывали со старой парадигмой свое доброе имя, снимают белые перчатки. До сих пор Дарвина атакуют креационисты, считающие, что его теория противоречит их Правде. Эта книга, возможно, также вызовет атаку на меметику. Но этого не стоит бояться, восприняв это, как естественный ход событий при смене парадигмы.

4. Одобрение.В конце концов новая парадигма увлекает достаточно много людей, снискав их психическое и интеллектуальное одобрение. Наконец-то те, кто действительно понимают новую идею, перестают быть одинокими, как Колумб среди приверженцев плоской Земли. Новый мир принимает новую парадигму, а общественное мнение переходит на ее сторону. Новым идеям обучают в школах, наука же готовится к принятию нового вызова.

Похоже, наш разум не приспособлен к тому, чтобы понимать свои собственные действия. Возможно, последние слова дезориентировали тебя. Тебе трудно сосредоточиться, ты чувствуешь себя усталым или злым. Возможно, это покажется абсурдным, но такого рода чувства и проявления — защитная реакция вирусов разума. А поскольку вирусы эти эволюционным путем приспособились зорко охранять захваченные отделы разума, то любая попытка избавиться от них может вызвать упомянутые реакции.

Если по ходу чтения книги у тебя возникнут подобные чувства, не путайся: они пройдут, если ты выдержишь. В награду за стойкость ты получишь ценное средство формирования собственного будущего и судеб всего человечества.

Раздел 1

МЕМЫ

Нет абсолютных истин, есть лишь

полуистины. Попытки трактовать

их как окончательные истины

радуют только дьявола.

А. Уайтхед

Слово «мем» я в первый раз услышал в кафе фирмы Майкрософт, во время одной из типичных дискуссий на приятные темы. В те времена появление за обедом нового для меня слова было редкостью. Я тогда был довольно самоуверенным, считая, что моей начитанности и трех с половиной лет, проведенных в Гарварде, достаточно, чтобы знать собственного говоря все слова, которые можно произнести за столом.

Я тогда обедал с Чарльзом Саймони и Грегом Казником, моими уважаемыми коллегами из Майкрософт. Сейчас я могу признаться, что возможность завтракать, обедать и ужинать с этими блестящими и образованными людьми и послужила моему устройству в фирму. Именно Чарльз завербовал меня для работы в Майкрософт в 1981 году, а годом позже дал мне задание написать первую версию программы Microsoft Word. (Эта работа у меня хорошо получилась. Я вижу, у Word были хорошие мемы).

Мы говорили о политике: о правительстве, которое направляет государственные фонды на сомнительные общественные цели; о безнадежных и коррумпированных политиках, которые, несмотря ни на что, по-прежнему привлекают голоса избирателей. Почему так происходит? Может, избиратели попросту глупы? (В Майкрософт был принят мем, согласно которому возможной причиной неправильного действия какой-либо вещи может быть чья-то глупость). У Чарльза, как обычно, был четкий ответ на вопрос; не прекращая уплетать овощной салат (без селедки, но зато с красным перцем), он сказал со своим венгерским акцентом:

— Хорошие мемы.

— Приятного аппетита — произнес я вежливо.

— Нет, хорошие меееемы, -— возразил Чарльз.

— Хорошие — что? — спросил я.

— Меемы, меееемы!— ответил Чарльз.

— Мемы, — как эхо повторил Kusnick.

— Ты, наверное, шутишь! — удивился Чарльз. — Ты что, никогда не слышал о мемах?

— Мемы? — повторил я непонимающе. Мой голос и уровень знаний, наверно, напоминали в тот момент корову. — Что такое мем?

— Это что-то вроде пятой симфонии Бетховена, — изрек Чарльз. Казник возразил:

— Подожди, с этим я не согласен. Мне кажется, что пятая симфония — это не мем. Возможно, она содержит хорошие мемы, но сама мемом не является.

Чарльз сдвинул брови, обдумывая это возражение. Потом раздалось его «бормотание». Это был мем (действительно ли мем?), который Чарльз усвоил еще с того времени, когда работал в Исследовательском центре Xerox в Palo Alto. Он всегда использовал это (слово), когда вслух раздумывал и не хотел, чтобы его перебивали.

— Ну хорошо, ты прав, — уступил он наконец. — Это не пятая симфония, но «та-та-та-ТАМ» — это мем.

Казник в ответ: «Нет, мне кажется, что даже «та-та-та-ТАМ» — не мем. Разве что в некотором, ограниченном смысле. Это плохой пример».

— А что может быть хорошим примером? — я аж запищал от любопытства.

— Ну что ж, — ответил Казник. — Можно допустить, что если повсюду, куда бы ты ни пошел, ты будешь напевать «та-та-та-ТАМ», то это будет хороший мем. Но Чарльз имел ввиду нечто иное. Сам факт существования миллионов копий пятой симфонии Бетховена на пластинках и компактах не делает ее хорошим мемом.

— Позволю себе не согласиться, — запротестовал Чарльз.

Казник задумался: «М-гм, то есть ты считаешь, что библиотеки существуют лишь для того, чтобы книги могли размножаться?» — Я не успел переварить этого краткого замечания, так как Казник продолжал: «Понимаешь, я считаю, что с философской точки зрения мемы должны иметь нечто общее с людьми. Например, производство вороха фотокопий какого-то документа не дает ему хороших мемов. Но если ты начнешь их раздавать, а люди будут учить их на память и декламировать, то это будет хороший мем.

Разум Чарльза с минуту преобразовывал эту мысль. Это было поистине прекрасное зрелище. — «То есть бормотание. Порядок. Хорошо сказано.»

— Спасибо.

Настала тишина. Когда я понял, что они сочли разговор оконченным, я запаниковал: я по-прежнему не знал, что такое мем. Я понял только, что он имеет нечто общее с информацией. Я решил идти дальше в этом направлении.

— То есть, мем — это информация?

Чарльз и Казник открыли рот одновременно. Казник заговорил первым: «Разрешишь? Спасибо. Мем — это то, чему подражают. Это основная единица имитации.

— То есть зевание могло бы быть мемом, — сказал я первое, что мне пришло в голову.

— М-гм, нет... Ну, да. Я сам не знаю. Ты огорошил меня. Хе, хе, хе...

— Хи, хи, хи, — захохотал Чарльз. — Ты попался на собственную удочку.

— Вовсе нет, — защищался Казник. — Просто, зевание — это поведение, а мемы, как я полагаю, это мысли.

• —Успокойся! — повысил голос Чарльз. — Ты задаешь неуместные вопросы! Кого волнует, мем ли зевание или нет! Какие мемы наиболее интересны — вот в чем вопрос.

— Вот именно, — поддакнул Казник.

— А какие же мемы интересны? — спросил я послушно.

— Это хороший вопрос, — поддержал меня Чарльз.

В поисках ответа на этот вопрос я провел два следующих года.

МЕМЫ И МЕМЕТИКА

Мем — это шифр человеческого поведения, камень из Розетты (украшения), дающий ключ к пониманию сути религии, политики, психологии и культурной эволюции. К сожалению, этот универсальный ключ открывает также своего рода ящик Пандор. Совсем скоро мы столкнемся с новыми, искусными техниками манипулирования людскими массами, с умилением вспоминая сегодняшнюю тенденциозную рекламу, выступления политиков и телевещание.

Термин мем ввел в 976 году Richard Dawkins, биолог из Оксфорда в книге «Самолюбивый ген". Определение это появилось позже во многих публикациях из области эволюционной биологии, психологии, а также науки о познании, в числе которых работы Henry Plotkin, Deuglas Ноfstadter и Daniel-a Dennett, знающихся исследованиями по подтверждению биологических, психологических и философских импликаций этой новой модели сознания и мысли.

Понятие мема эта ось настоящего изменения парадигмы наук о жизни и культуре. До сих пор мы рассматривали эволюцию культуры с точки зрения личности или общества, в новой парадигме ключевым понятием является мем.

С какой же стати нам следует взглянуть на мир с этой новой, странной, тревожной точки зрения. Да все по той же простой причине, по которой первооткрыватели новых континентов признали, что Земля круглая, а астрономы отбросили догму геоцентризма. Лучшая модель деятельности мира позволяет понять большее и достигнуть многих увлекательных вещей. Такую модель предоставляет теория мема, то есть меметика.

Меметика изучает деятельность мемов: их взаимодействие, репликацию (саморазмножение) и развитие.

В сфере психологии меметика является аналогом генетики, занимающейся — в рамках биологии - аналогичными исследованиями генов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕМА

Так и вертится на языке вопрос: «Что же собственно говоря такое — мем?» Ответить на этот вопрос не так-то просто. Биологи бы ответили примерно так, как предложил Докинз:

Биологическое определение мема по Докинзу (Dawkins):

Мем есть основная единица культурной трансмиссии (передачи), т.е. имитации.

Согласно этой формулировке, все, что мы называем культурой, складывается из мемов, словно материя из атомов. Конкурирующие между собой мемы переходят из одного разума в другой точно так же, как гены передаются через яйцеклетки и сперматозоиды. Это действительно мемы-победители — те, которые проникли в наибольшее количество умов — в ответе за состояние современной культуры.

Биологов больше всего интересуют те мемы, которые касаются поведения. Докинз дал следующие примеры: «Мелодии, идеи, расхожие выражения, фасоны одежды, способы производства посуды или постройки куполов».

Согласно биологическому определению, в одном сезоне женщины носят длинные юбки, а уже в следующем по неизвестным причинам принимают новый мем и носят короткие юбки.

Песни, каждая из которых это мем или целое собрание мемов, соперничают между собой в хит-парадах, потом люди начинают напевать легко запоминающиеся мелодии и распространяют их мемы. Инженеры строят мосты на подпорах, пока кто-нибудь не придумает висячий мост; его мемы быстро распространяются, создавая новый стандарт в постройке мостов.

Биологическая формулировка вполне достаточна, так как позволяет редуцировать всю культуру во фрагменты, с которыми можно как-то справиться: назвать их, наблюдать их воздействие и развитие. К сожалению, она не дает четкого объяснения, почему одни мемы распространяются, а другие — нет. Поэтому оставим на время это определение и рассмотрим другие.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Если спросить у психолога, что такое мем, он наверняка даст немного иной ответ, подчеркивая скорее деятельность ума, чем элементы поведения. Психолог Henry Plotkin так определяет мем:

Психологическая формулировка мема (по Плоткипу)

Мем — это аналогичная гену единица культурного наследия, внутреннее представление знаний.

В этом определении подчеркивается аналогия с генами, химическими узорами на нитях ДНК. Если гены определяют всякие внешние черты — цвет глаз или волос, группу крови и даже то, будешь ли ты человеком или охотничьей собакой, то мемы, сидящие в голове, определяют поведение, если сравнить разум с компьютером, то мемы будут программным обеспечением (software), а гены — оборудование (hardware).

Согласно этому определению, обиталищем мемов будут не столько внешние атрибуты культуры, сколько сам ум. И действительно, ведь именно в голове каждого из нас идет борьба между мемами. Предположим, что в голове некой женщины оказались мемы: «хорошо быть знатоком моды», «модные женщины имеют успех», а также «хочу иметь успех». Таким образом следование моде и ношение коротких юбок вытекает из взаимодействия всех трех мемов в уме вышеупомянутой женщины. Если таких женщин будет больше, то это приведет к возникновению нового мема: «мини — модно» и к действительному укорочению юбок.

Мемы также причастны к изменениям в области постройки мостов. Конструкторы мостов нового типа наверняка запрограммированы с помощью следующих генов: «постройка подвесных (висячих) мостов говорит о компетентности конструктора», «хороший конструктор добивается признания в глазах своих начальников, а также «важно, чтобы шеф меня оценил». Без какого-либо из этих трех мемов постройка висячего моста данным инженером становится менее правдоподобной. Только их взаимодействие повлечет возникновение чего-то существенного, реального. Естественно, упомянутый конструктор сотрудничает с другими инженерами, рабочими, водителями и другими людьми, каждый из которых действует согласно собственным мемам.

Психологическая формулировка предполагает, что мемы для нашего поведения являются тем, чем гены — для тела, то есть, внутренним проявлением определенной информации, приносящей определенные внешние результаты. Гены — это невидимые внутренние частицы информации, обуславливающие,при участии окружающей среды, развитие зародыша и его превращение в зрелый организм. Мемы же — это скрытые, внутренние частицы знаний, которые обуславливают— также при участии среды — внутреннее поведение и возникновение произведений культуры, таких как юбки или мосты. Если я где-нибудь замечу мини-юбку, то в моем уме может возникнуть мем «мини — модно». Однако следует помнить, что этот мем находится в моем уме, а не в наряде женщины.

Если кому-то не везет в жизни, психолог-меметик мог бы определить, какие из созданных этим человеком мемов приводят к нежелательным результатам. Их обнаружение облегчило бы возможные изменения.

Эта концепция имеет много общего с практикой когнитивной терапии (cognitive therapy), основанной в 50-х годах психологами Альбертом Эллисом и Аароном Веком. Применяющие этот метод терапевты исходят из положения, что нежелательные психические состояния, такие как депрессия, проистекают из неправильного способа мышления («когниции») пациента о жизни и мире. Неадекватная модель действительности — есть источник неудач. Терапевт в ходе беседы тщательно подмечает и «исправляет» нелогичные или несоответствующие убеждения пациента, стараясь создать для него лучшую, более плодотворную модель своей жизни.

Такой подход к мемам хоть и облегчает понимание природы человеческих поступков, но все же не вполне объясняет эволюцию информации. Он концентрируется на уме, а ведь информация хранится далеко не только там. Ведь нам известны и другие ее формы: географическая, связанная с ландшафтом Земли; генетическая, хранящаяся в ДНК организмов; астрономическая, описывающая Вселенную. Каким же образом эти ее формы влияют на наше поведение и культуру?

КОГНИТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Итак, перестанем заниматься собой и рассмотрим более общую формулировку мема, представленную психологом и философом Daniel Dennett:

Когнитивное определение мета (по Dennett)

Мем — это сложное понятие, принимающее характерный, легкий для запоминания образ. Материальные проявления мема являются средствамиего распространения.

Dennett это комментирует так: «Воз на колесах со спицами служит не только для перевозки зёрна или другого груза; он перевозит также саму идею колес со спицами от одного ума к другому».

Только это определение полностью представляет мир с перспективы мема. Обрати внимание на выражение «принимающий образ». Ведь тебе известно, что понятия сами по себе не принимают какой-то образ, так же как ложки не встают и не танцуют по столу. Это определение — одна из возможных научных моделей, построенных на баз?" термина «мем». Выражение «принимать образ» — это стимул, побуждающий взглянуть на явление с точки зрения мема. Наблюдая за отдельными мемами — как они распространяются, изменяются или погибают — можно заметить интересные вещи. Допустим, человек, в уме которого появится мем колес со спицами, сделает воз с такими колесами. Если кто-то его увидит, то может «заразиться» этим мемом и смонтировать такую же машину. Эта ситуация имеет право повторится бесчисленное множество раз.

Это наталкивает на мысль, в отличие от биологического определения — что мемы принадлежат к невидимому миру — программного обеспечения разума — в котором они ждут очереди материализации: принятия такой формы, которая понесет их зародыши к другим людям.

Когнитивная формулировка уполномочивает нас на роль детектива, который через лупу наблюдает определенный мем: рассматривает, как заражение влияет на поведение людей и каким образом люди способствуют распространению инфекции; сравнивает его с другими мемами, например, мем мостов на подпорках с мемом висячих мостов; старается понять, какие особенности мема обеспечивают ему овладение определенным, в сравнении с другими мемами-конкурентами, количеством умов.

Термин средство,содержащийся в определении, может быть ненадежным. Средства переноса мемов не так точно определены как в биологии, где распространению ДНК служат живые организмы. Передача мемов не всегда так проста, как напевание попавшей на слух мелодии или распространение возов на колесах со спицами.

Теперь, когда мы уже знаем, что мемы — это внутренняя программная база человека, мы можем воспользоваться достижениями психологии и узнать, каким образом мы усваиваем чужие программы: как мемы попадают в наши умы.

Определение «средство» не всегда наилучшим образом описывает поведение или объекты, посредничающие в заражении людей мемами. Вообще, присутствие мема вызывает последовательность сложных, а иногда странных событий, каждое из которых причастно к заражению мемом. Колеса машин, а также телевизионные программы передач — это исключения среди средств распространения мемов — правило более сложно.

РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Толковая формулировка мема должна, подобно биологической формулировке, объяснять эволюцию культуры; показывать, словно психологическая формулировка, что мемы — это внутреннее отражение информации; представлять мемы как понятия — внутренняя программная база — согласно с дефиницией когнитивной. Результатом такого соединения стало определение, которым я пользуюсь в этой книге, подобное представленному в 1982 году Докинзом в работе The Extended Phenotype:

Определение мема:

Мем - содержащаяся в уме единица информации, которая, влияя на ход определенных событий, способствует возникновению своих копий в других умах.

Пользуясь этим определением, мы можем ответить на вопросы, которые я задал в Microsoft Чарльзу Симони и Грегу Казнику. Будет ли считаться зевание мемом? Нет, зевание — это поведение; насколько мне известно, оно не является внутренним представлением никакой информации. Зевки, на первый взгляд, саморазмножаются, но по сути скорее вызывают в памяти испорченный передатчик: ты видишь, что кто-то зевает и, быть может, сам зеваешь. Однако зевание не влияет на ход событий, которые приводят к возникновению копий какой-либо информации. Люди зевают, подражая другим, что ничего не меняет у них внутри — не располагает никого к будущему зеванию и не взывает иных известных мне последствий.

А что до «та-та-та-ТАМ», известного мотива из пятой симфонии Бетховена, то поскольку она содержится в мозгу — моем, Чарльза или Казника — то является мемом. Я как раз заразился его копией. Если в ближайшее время ты услышишь эту музыку или разговор о пятой симфонии Бетховена, то должен будешь ассоциировать этот мотив с этим фрагментом книги. Если ты поднимешь тему и скажешь: «А вот что интересно! Я недавно читал об этом в книге «Психические вирусы». Тебе известно, что «та-та-та-ТАМ» — это мем?», то будешь разносить определенные мемы мемов, которыми я через эту книгу тебя заразил.

МЕТАМЕМЫ

В этой книге собраны размышления на тему мемов. Если ты вдумчиво прочтешь ее, то в твоем уме появятся мемы, касающиеся мемов — метамемы! Если ты захочешь написать о мемах книгу, расскажешь кому-нибудь о мемах или дашь почитать свой экземпляр «Психических вирусов» тому, кто прочитает ее и поймет, то присутствующие в твоем уме метамемы размножатся.

Метамем, на который я прошу обратить внимание, напоминает о предостережении Уайтхеда, которое содержится в эпиграфе к разделу: все, о чем я пишу — лишь полуправда. И это вовсе не самообвинение: слова Уайтхеда справедливы для любой книги. Но дело в том, что меметика есть научная модель — то есть один из способов взгляда на мир, согласно которому определенные понятия, отдельные целые — .мемы — соперничают за место в чьем-то уме. Если это вредные понятия, входящие в состав заразного вируса ума, то понимание модели может показать, как бороться с инфекцией.

Я не утверждаю, что говорю «всю правду», что «именно так и есть» и не настаиваю, что это «единственная» или «правильная» точка зрения на ум.

Неврологи могли бы подтвердить, что на самом деле появление нового понятия в уме основано на сложных электрохимических преобразованиях в разных частях мозга. Они могли бы даже определить, какие именно это части и подтвердить, что их повреждение является причиной недостатка определенного мема в умах определенных пациентов. Они были бы несомненно правы, однако их высказывания имели, бы мало общего с тем, о чем мы говорим — с меметикой.

Психологи сказали бы, что люди думают и говорят об определенных понятиях под влиянием своих неудовлетворенных влечений, противоречивых инстинктов, пережитых психических травм и так далее. Эта модель тоже хороша, но опять отлична от предмета нашего обсуждения: это не меметика.

В последние годы обострилось противостояние физики и философии. Развитие квантовой физики — науки, изучающей частицы, меньшие чем атом — подтверждает, что нельзя отделить действительность от ее наблюдателя. Когда-то считалось, что материя состоит из атомов. Потом нас заинтриговала новость, что атомы сами состоят из протонов, нейтронов и электронов. Известие, что внутри атома есть много пустого пространства, вызвало у нас легкую озадаченность; мы утешали себя тем, что по крайней мере эти протоны и нейтроны — мельчайшие неделимые компоненты материи.

В конце концов и протоны, и нейтроны разбили словно маковую головку. Физики составили уравнения, описывающие поведение этих составных частиц, но вся проблема в том, что эти частицы ведут себя не так, как подобает материи. Не напоминают они также и энергию. Вдобавок ко всему, согласно известному принципу неопределенности Вернера Гейзенберга, невозможно изучить эти элементы, не изменяя их при этом. Похоже, что пока мы не пытаемся их изучить, этих частиц — в данном месте и в данное время — вообще не существует.

В результате вышеописанных рассуждений вырисовывается меметическая сущность так называемой реальности. Все определения, данные нами вещам, — это не Правда, а всего лишь мемы. Понятие атома — это мем, открытый древними греками, понятия же субатомных частиц и сложных формул их описывающих — квантовая физика — всего лишь собрание мемов более свежей даты.

Если ты принимаешь древнегреческую модель действительности, значит признаешь существование четырех стихий — земли, воздуха, огня и воды — и можешь провести долгие годы в попытках превратить свинец в золото. Ты можешь сэкономить много времени, приняв другую модель существования многих элементов, состоящих из неизменных и неделимых атомов. Следствием модели реальности, в которой допускается делимость атома, стали исследования ядерной энергии и атомная бомба. Как видишь, способ описания действительности — то есть мемы, которые ты используешь для описания вещей — имеет практическое непреувеличенное значение.

Именно по этой причине мемы, описанные здесь, так важны. И хотя без этих всех меметических идей можно прекрасно обойтись — не пропали же греки без знаний об элементах, все же знание их дало нам все, что у нас есть: от стали до компьютерных процессоров. Знание меметики открывает перед нами широчайшие возможности для понимания многих неразрешимых, как нам кажется, проблем: как предотвратить голод, нарушение прав человека, дать каждому ребенку возможность учиться и стремиться к счастью.

Социальные язвы, которые так упрямо преследуют человеческую культуру, вовсе не собираются исчезать — наоборот, вопреки нашему желанию, продолжают распространяться по всему миру. Меметика видит причину этих проблем в психических вирусах, дав нам, быть может впервые в истории, мощное оружие против них.

Наши рекомендации