Тема 9. Социальное влияние
Основные понятия: социальное влияние, социальная власть, социальные нормы, идентификация, интернализация, авторитет, харизма, манипуляция.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям «влияние» и «власть» в психологическом смысле.
2. Охарактеризуйте психологические процессы, посредством которых люди оказываются под влиянием.
3. Назовите виды влияния и дайте их развернутый анализ.
4. Каковы основы социальной власти?
5. Что собой представляет авторитетная личность?
6. В чем разница между варварским и цивилизованным влиянием?
7. Каковы способы воздействия на разных уровнях межличностных отношений?
Проблемные задания
1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы догадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил?
2. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы сознательно пошли на то, чтобы ввести Вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему Вы это сделали?
3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.
Действие инициатора | Объявляемые цели | Истинные цели |
1. Руководитель настаивает на своем решении 2. Деловой партнер оттягивает заключение договора 3. Родители требуют от своих детей самостоятельности | 1. Якобы в интересах дела 2. Под видом борьбы за точность условий 3. Ради воспитания у них ценных качеств | 1. Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы 2. Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером 3. Чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что мало времени проводят с детьми |
4. Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих о манипулятивных действиях со стороны других. «Преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизировалась иррациональная идея. Звучание душевных струн может быть столь сильным, что нарушается естественная способность человека воспринимать и анализировать информацию, делать выводы и предположения, реагировать на аргументы и формулировать контраргументы. Согласно исследованиям социальных психологов, в российском обществе получили распространение следующие иррациональные идеи:
я должен (должна)…
брать ответственность на себя;
помочь, если тебя просят;
сочувствовать и понимать;
отблагодарить;
вести себя правильно;
быть мужчиной;
все делать быстро;
нравиться;
контролировать;
устранить несправедливость;
быть оригинальной;
быть смелым;
быть великодушной.
я не должен (не должна)…
отказываться;
терять самообладание;
ссориться, ругать;
платить за любовь.
другие должны…
быть справедливыми, честными;
любить меня;
считать меня порядочным.
другие не должны…
просить у меня денег взаймы;
критиковать меня.
все должны помнить…
«авось пронесет»;
если я больше работал, я больше заслужил;
идея важнее человека;
если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше;
надо подчиняться мнению большинства.
Сформулируйте собственные иррациональные идеи и попытайтесь выяснить, когда и как Вы становились объектом манипуляции.
Литература
Донцов А.И. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства / А.И. Донцов, М.Ю. Токарева // Вопр. психологии. – 1998. - №3. – С.115-123.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. – М. : МГУ, 1996. – 269 с.
Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния / Д.А. Зарайский. – Дубна : Изд. Центр «Феникс», 1997. – 272 с.
Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. — СПб. : Питер, 2001. — 444 с.
Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопр. психологии. – 2002. - №6. - С.45-55.
Плесси Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей / Э. Плесси; пер. с англ. под ред. Л. Богомоловой. – СПб. : Питер, 2007. - 272 с.
Московичи С. Являются ли предвзятые сообщения более эффективными, чем сообщения непредвзятые? / С. Московичи, Ф. Бушини // Психол. журн. - 2000. - Т.21. - №3. – С.74-85.
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию /
Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2001. – 256 с.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей / П.С. Таранов. - М. : ФАИР, 1998. – 608 с.
Тернер Дж. Социальное влияние / Д. Тернер; пер. с англ. З. Замчук. - СПб. и др. : Питер, 2003. — 257 с.
Токарева М.Ю. Меньшинство как источник социального влияния / М.Ю. Токарева, А.И. Донцов // Вопр. психологии. – 1996. - №1. – С.50-62.
Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб. : Питер, 1999. – 272 с.
Тема 10. Малые группы: структура, типология, исследования
Основные понятия: малая группа, референтная группа, сплоченность в группе, социальная фасилитация, социальная ленность, групповая поляризация, модели коммуникации.
Контрольные вопросы
1. Раскройте суть понятия «малая группа» и расскажите об основных направлениях исследования феномена.
2. В чем суть теоретических подходов к явлению малой группы? Назовите их и охарактеризуйте основные идеи.
3. Как можно классифицировать малые группы? Приведите конкретные примеры различных групп и укажите на их специфику.
4. Какие психологические эффекты действуют в малой группе?
5. Охарактеризуйте модели коммуникации (информационные сети) в малой группе?
Тест «Диагностика межличностных отношений»
Для изучения взаимоотношений в малой группе используется методика Т. Лири. Чтобы проверить, какие стили взаимоотношений характерны для Вас, необходимо заполнить таблицу, выбрав соответствующее количество суждений (от 0 до 4, расположенных в каждой ячейке), наиболее типичных для Вашего поведения в группе (семейной, учебной, приятельской и т.п.). После подведения итогов, заполняется дискограмма личностного профиля.
Итого | |||||
I | |||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
V | |||||
VI | |||||
VII | |||||
VIII |
I. Другие думают о нем благосклонно Производит впечатление на окружающих Умеет распоряжаться, приказывать Умеет настоять на своем | I. Способен вызвать восхищение Пользуется уважением у других Обладает талантом руководителя Любит ответственность |
II. Обладает чувством собственного достоинства Независимый Способен сам позаботиться о себе Может проявить безразличие | II. Уверен в себе Самоуверен и напорист Деловит и практичен Любит соревноваться |
III. Способен быть суровым Строгий, но справедливый Может быть искренним Критичен к другим | III. Строгий и крутой, где надо Неумолимый, но беспристрастный Раздражительный Открытый и прямолинейный |
IV. Любит поплакаться Часто печален Способен проявить недоверие Часто разочаровывается | IV. Не терпит, чтобы им командовали Скептичен На него трудно произвести впечатление Обидчивый, щепетильный |
V. Способен быть критичным к себе Способен признавать свою неправоту Охотно подчиняется Уступчивый | IV. Легко смущается Неуверен в себе Уступчивый Скромный |
VI. Благородный Восхищающийся и склонный к подражанию Уважительный Ищущий одобрения | V. Часто прибегает к помощи других Очень почитает авторитеты Охотно принимает советы Доверчив и стремиться радовать других |
VII. Способен к сотрудничеству Стремиться ужиться с другими Дружелюбный, доброжелательный Внимательный и ласковый | VI. Всегда любезен в обращении Дорожит мнением окружающих Общительный и уживчивый Добросердечный |
VIII. Деликатный Одобряющий Отзывчивый к призывам о помощи Бескорыстный | VII. Добрый, вселяющий уверенность Нежный и мягкосердечный Любит заботиться о других Бескорыстный, щедрый |
I. Любит давать советы Производит впечатление значимости Начальственно-повелительный Властный | I. Стремиться к успеху Ожидает восхищения от каждого Распоряжается другими Деспотичный |
II. Хвастливый Надменный и самодовольный Думает только о себе Хитрый расчетливый | II. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) Тщеславный Эгоистичный Холодный, черствый |
III. Нетерпимый к ошибкам других Своекорыстный Откровенный Часто недружелюбный | IV. Язвительный, насмешливый Злобный, жестокий Часто гневливый Бесчувственный, равнодушный |
V. Озлобленный Жалобщик Ревнивый Долго помнит обиды | IV. Злопамятный Проникнут духом противоречил Упрямый Недоверчивый и подозрительный |
V. Склонный к самобичеванию Застенчивый Безынициативный Кроткий | VI. Робкий Стыдливый Отличается чрезмерной готовностью подчиняться Мягкотелый |
VII. Зависимый, несамостоятельный Любит подчиняться Предоставляет другим принимать решения Легко попадает впросак | VI. Почти никогда и никому не возражает Ненавязчивый Любит, чтобы его опекали Чрезмерно доверчив |
VIII. Легко попадает под влияние друзей Готов довериться другому Благорасположен ко всему без разбора Всем симпатизирует | VII. Стремиться снискать расположение каждого. Со всеми соглашается. Всегда дружелюбен Всех любит |
IX. Прощает все Переполнен чрезмерным сочувствием Великодушен и терпим к недостаткам Стремиться покровительствовать | VIII. Слишком снисходителен к окружающим. Старается утешить каждого Заботится о других в ущерб себе Портит людей чрезмерной добротой |
Дискограмма личностного профиля
Доминирование
II I
III VIII
Агрессивность Дружелюбие
IV VII
V VI
Подчинение
Литература
Бэрон Р.С. Социальная психология группы : Процессы, решения, действия / Р.С. Бэрон, Н.Л. Керр, Н. Миллер; пер. с англ. Ю. Ахмедова, Д. Цирулева. - СПб. и др. : Питер, 2003. - 269 с.
Картрайт Д. Групповая динамика : исследование и теория / Д. Картрайт, А. Зандер. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 471 с.
Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы : учеб. пособие для студ. вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2001. 0- 318 с.
Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С.224-237.
Левин Дж. Групповые процессы / Дж. Левин, Р.Е. Мореланд. – М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 395 с.
Пайнс Э Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – С.208-281.
Сидоренков А.В. Состояние зарубежной психологии малой группы : тенденция развития и проблемы / А.В. Сидоренков // Вопр. психологии. – 2005. - №6. - С.120-131.
Славка Н.В. Психология малой группы : учеб. пособие для вузов /
С.П. Славка. – М. : Экзамен, 2004. – 157 с.