Тема 9. Социальное влияние

Основные понятия: социальное влияние, социальная власть, социальные нормы, идентификация, интернализация, авторитет, харизма, манипуляция.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «влияние» и «власть» в психологическом смысле.

2. Охарактеризуйте психологические процессы, посредством которых люди оказываются под влиянием.

3. Назовите виды влияния и дайте их развернутый анализ.

4. Каковы основы социальной власти?

5. Что собой представляет авторитетная личность?

6. В чем разница между варварским и цивилизованным влиянием?

7. Каковы способы воздействия на разных уровнях межличностных отношений?

Проблемные задания

1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы догадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил?

2. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы сознательно пошли на то, чтобы ввести Вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему Вы это сделали?

3. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.

Действие инициатора Объявляемые цели Истинные цели
1. Руководитель настаивает на своем решении     2. Деловой партнер оттягивает заключение договора   3. Родители требуют от своих детей самостоятельности   1. Якобы в интересах дела   2. Под видом борьбы за точность условий   3. Ради воспитания у них ценных качеств   1. Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственной силы 2. Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером 3. Чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что мало времени проводят с детьми  

4. Собственные эмоции выступают в качестве значимых сигналов, информирующих о манипулятивных действиях со стороны других. «Преувеличенные» эмоции являются признаком того, что активизировалась иррациональная идея. Звучание душевных струн может быть столь сильным, что нарушается естественная способность человека воспринимать и анализировать информацию, делать выводы и предположения, реагировать на аргументы и формулировать контраргументы. Согласно исследованиям социальных психологов, в российском обществе получили распространение следующие иррациональные идеи:

я должен (должна)…

брать ответственность на себя;

помочь, если тебя просят;

сочувствовать и понимать;

отблагодарить;

вести себя правильно;

быть мужчиной;

все делать быстро;

нравиться;

контролировать;

устранить несправедливость;

быть оригинальной;

быть смелым;

быть великодушной.

я не должен (не должна)…

отказываться;

терять самообладание;

ссориться, ругать;

платить за любовь.

другие должны…

быть справедливыми, честными;

любить меня;

считать меня порядочным.

другие не должны…

просить у меня денег взаймы;

критиковать меня.

все должны помнить…

«авось пронесет»;

если я больше работал, я больше заслужил;

идея важнее человека;

если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше;

надо подчиняться мнению большинства.

Сформулируйте собственные иррациональные идеи и попытайтесь выяснить, когда и как Вы становились объектом манипуляции.

Литература

Донцов А.И. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства / А.И. Донцов, М.Ю. Токарева // Вопр. психологии. – 1998. - №3. – С.115-123.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. – М. : МГУ, 1996. – 269 с.

Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния / Д.А. Зарайский. – Дубна : Изд. Центр «Феникс», 1997. – 272 с.

Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. — СПб. : Питер, 2001. — 444 с.

Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопр. психологии. – 2002. - №6. - С.45-55.

Плесси Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей / Э. Плесси; пер. с англ. под ред. Л. Богомоловой. – СПб. : Питер, 2007. - 272 с.

Московичи С. Являются ли предвзятые сообщения более эффективными, чем сообщения непредвзятые? / С. Московичи, Ф. Бушини // Психол. журн. - 2000. - Т.21. - №3. – С.74-85.

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию /

Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2001. – 256 с.

Таранов П.С. Приемы влияния на людей / П.С. Таранов. - М. : ФАИР, 1998. – 608 с.

Тернер Дж. Социальное влияние / Д. Тернер; пер. с англ. З. Замчук. - СПб. и др. : Питер, 2003. — 257 с.

Токарева М.Ю. Меньшинство как источник социального влияния / М.Ю. Токарева, А.И. Донцов // Вопр. психологии. – 1996. - №1. – С.50-62.

Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб. : Питер, 1999. – 272 с.

Тема 10. Малые группы: структура, типология, исследования

Основные понятия: малая группа, референтная группа, сплоченность в группе, социальная фасилитация, социальная ленность, групповая поляризация, модели коммуникации.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть понятия «малая группа» и расскажите об основных направлениях исследования феномена.

2. В чем суть теоретических подходов к явлению малой группы? Назовите их и охарактеризуйте основные идеи.

3. Как можно классифицировать малые группы? Приведите конкретные примеры различных групп и укажите на их специфику.

4. Какие психологические эффекты действуют в малой группе?

5. Охарактеризуйте модели коммуникации (информационные сети) в малой группе?

Тест «Диагностика межличностных отношений»

Для изучения взаимоотношений в малой группе используется методика Т. Лири. Чтобы проверить, какие стили взаимоотношений характерны для Вас, необходимо заполнить таблицу, выбрав соответствующее количество суждений (от 0 до 4, расположенных в каждой ячейке), наиболее типичных для Вашего поведения в группе (семейной, учебной, приятельской и т.п.). После подведения итогов, заполняется дискограмма личностного профиля.

  Итого
I          
II          
III          
IV          
V          
VI          
VII          
VIII          
I. Другие думают о нем благосклонно Производит впечатление на окружающих Умеет распоряжаться, приказывать Умеет настоять на своем I. Способен вызвать восхищение Пользуется уважением у других Обладает талантом руководителя Любит ответственность
II. Обладает чувством собственного достоинства Независимый Способен сам позаботиться о себе Может проявить безразличие II. Уверен в себе Самоуверен и напорист Деловит и практичен Любит соревноваться
III. Способен быть суровым Строгий, но справедливый Может быть искренним Критичен к другим III. Строгий и крутой, где надо Неумолимый, но беспристрастный Раздражительный Открытый и прямолинейный
IV. Любит поплакаться Часто печален Способен проявить недоверие Часто разочаровывается IV. Не терпит, чтобы им командовали Скептичен На него трудно произвести впечатление Обидчивый, щепетильный
V. Способен быть критичным к себе Способен признавать свою неправоту Охотно подчиняется Уступчивый IV. Легко смущается Неуверен в себе Уступчивый Скромный
VI. Благородный Восхищающийся и склонный к подражанию Уважительный Ищущий одобрения V. Часто прибегает к помощи других Очень почитает авторитеты Охотно принимает советы Доверчив и стремиться радовать других
VII. Способен к сотрудничеству Стремиться ужиться с другими Дружелюбный, доброжелательный Внимательный и ласковый VI. Всегда любезен в обращении Дорожит мнением окружающих Общительный и уживчивый Добросердечный
VIII. Деликатный Одобряющий Отзывчивый к призывам о помощи Бескорыстный VII. Добрый, вселяющий уверенность Нежный и мягкосердечный Любит заботиться о других Бескорыстный, щедрый
I. Любит давать советы Производит впечатление значимости Начальственно-повелительный Властный I. Стремиться к успеху Ожидает восхищения от каждого Распоряжается другими Деспотичный
II. Хвастливый Надменный и самодовольный Думает только о себе Хитрый расчетливый II. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) Тщеславный Эгоистичный Холодный, черствый
III. Нетерпимый к ошибкам других Своекорыстный Откровенный Часто недружелюбный IV. Язвительный, насмешливый Злобный, жестокий Часто гневливый Бесчувственный, равнодушный
V. Озлобленный Жалобщик Ревнивый Долго помнит обиды IV. Злопамятный Проникнут духом противоречил Упрямый Недоверчивый и подозрительный
V. Склонный к самобичеванию Застенчивый Безынициативный Кроткий VI. Робкий Стыдливый Отличается чрезмерной готовностью подчиняться Мягкотелый
VII. Зависимый, несамостоятельный Любит подчиняться Предоставляет другим принимать решения Легко попадает впросак VI. Почти никогда и никому не возражает Ненавязчивый Любит, чтобы его опекали Чрезмерно доверчив
VIII. Легко попадает под влияние друзей Готов довериться другому Благорасположен ко всему без разбора Всем симпатизирует VII. Стремиться снискать расположение каждого. Со всеми соглашается. Всегда дружелюбен Всех любит
IX. Прощает все Переполнен чрезмерным сочувствием Великодушен и терпим к недостаткам Стремиться покровительствовать VIII. Слишком снисходителен к окружающим. Старается утешить каждого Заботится о других в ущерб себе Портит людей чрезмерной добротой

Дискограмма личностного профиля

Доминирование Тема 9. Социальное влияние - student2.ru

II I

III VIII

Агрессивность Дружелюбие

IV VII

V VI

Подчинение

Литература

Бэрон Р.С. Социальная психология группы : Процессы, решения, действия / Р.С. Бэрон, Н.Л. Керр, Н. Миллер; пер. с англ. Ю. Ахмедова, Д. Цирулева. - СПб. и др. : Питер, 2003. - 269 с.

Картрайт Д. Групповая динамика : исследование и теория / Д. Картрайт, А. Зандер. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 471 с.

Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы : учеб. пособие для студ. вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2001. 0- 318 с.

Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С.224-237.

Левин Дж. Групповые процессы / Дж. Левин, Р.Е. Мореланд. – М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 395 с.

Пайнс Э Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – С.208-281.

Сидоренков А.В. Состояние зарубежной психологии малой группы : тенденция развития и проблемы / А.В. Сидоренков // Вопр. психологии. – 2005. - №6. - С.120-131.

Славка Н.В. Психология малой группы : учеб. пособие для вузов /

С.П. Славка. – М. : Экзамен, 2004. – 157 с.

Наши рекомендации