Механизмы психологической адаптации
К сексуальным дисфункции
Выделяют пять типов защитных механизмов, которые активизируются при психологической переработке проблем в сексуальных отношениях (Ф.В. Василюк, 1984):
1. Энергетический тип - отнятие энергии от «болезненного объекта»:
а) снижение сексуальных побуждений - угнетение либидо;
б) разрядка энергии - отреагирование;
в) перевод энергии - например, трансформация чувства вины в агрессию, которая выражается, например, в гиперсексуальности при супружеской измене;
г) придание энергии - введение нового мотива, например, внебрачная сексуальная активность жены, как акт мести мужу за дисгармоничные интимные отношения.
2. Пространственный тип - изменение содержательного или формально-тонического пространства объекта, вызвавшего психичес-кий дискомфорт:
а) перевод личностного конфликта с партнершей в психосоматическое нарушение (преждевременная эякуляция и т. п.);
б) вытеснение из сознания неприемлемых для личности побуждений или сексуальных эталонов;
в) расширение или ограничение круга партнеров в связи с сексуальным расстройством;
г) закрытие своего внутреннего мира от партнера;
д) вынесение внутреннего конфликта вовне и объяснение его внешними причинами.
3. Временной тип - сдвиг во времени как самой проблемы, так и возможного способа ее разрешения:
а) перенос длительного «немого» конфликта с сексуальным партнером в ближайшее время - «раньше все было хорошо, и вот только теперь стало плохо»;
б) отодвигание на будущее возможного полового акта; многократные обещания в ближайшее время обратиться за профессиональной помощью; иллюзорная надежда, что вскоре все проблемы разрешатся сами собой.
4. Генетический тип - самостоятельные поиски причин, которые привели к сексуальному расстройству, и попытки их устранения:
а) использование ложных объяснений происхождения половых дисфункций, поддерживающих иллюзию интеллектуального контроля;
б) попытки устранить дисфункцию, исходя из собственных представлений.
5. Познавательный тип - уход от адекватной оценки неприятного явления или искажение его смысла:
а) рационализация - обоснование адекватности снижения либидо мужчиной, занятым интенсивным интеллектуальным трудом;
б) изменение личностного смысла расстройства - например, обесценивание женщиной, страдающей аноргазмией, значения оргазма для личной и семейной жизни.
Как указывают В.В. Кришталь и Б.Л. Гульман (1997), психологическая адаптация к сексуальным дисфункциям может достигаться за счет компенсации, псевдокомпенсации и гиперкомпенсации.
При компенсации сохранность сексуальных функций на достаточном уровне поддерживается включением дополнительных психических функций. Например, при недостаточной яркости оргастических переживаний у одного из супругов им привлекается воображаемый образ другого партнера, чем достигается полноценный оргазм. При этом действуют адаптивные механизмы фантазии, идеальной идентификации с воображаемым партнером, перцептуальной защиты от актуального партнера, подавление легких аверсионных тенденций к нему, диссоциация личностных и физиологических особенностей партнера, частичная деперсонализация партнера (как отказ ему в полной эротической привлекательности), эгоцентризм с ориентацией на достижение только индивидуального наслаждения и система рационализации собственного поведения.
Многокомпонентное обеспечение сексуальной сферы предопределяет возможность использования самых разнообразных путей для компенсации. Так например, недостаточность эрекции у мужчины может компенсироваться не только путем адекватной техники полового акта, но и за счет личностной идентификации с супругой, интроекции ее внутреннего мира, смещения ценности сексуальных отношений с сугубо физиологического на интимно-лич-ностный
план. Могут участвовать и такие психологические механизмы, как позитивный перенос, идеализация отношений, вызывание симпатии к себе и переопределения сложившейся ситуации, использование эвфемизмов, смягчающих остроту проблемы.
Псевдокомпенсация помогает лишь сохранить отдельные компоненты сексуальной функции или имитировать ее. Для псевдокомпенсации характерно использование защитной маски «сильного в половом отношении мужчины», что прявляется в активном флирте «на людях» или хвастовстве мнимыми многочисленными сексуальными связями. Используется и механизм образования контрастных реакций по типу уверенного, властного в обращении с женщинами мужчины с одновременной их дискредитацией как аморальных существ, а также демонстрация женоненавистничества и социально отклоняющегося поведения, что позволяет под благовидным предлогом выйти из игры. Псевдокомпенсация всегда малопродуктивна и требует коррекции, поскольку «консервирует» или даже усугубляет имеющиеся сексуальные проблемы.
Гиперкомпенсация заключается в форсировании естественного ритма половой жизни. При этом применяются защитная идентификация с существующими на уровне обыденного сознания сексуальными образцами: владение особо изощренными техниками секса, идеализация своих сексуальных качеств, эгоизм, отрицание реакции партнера, трансформация собственных эмоциональных реакций - например, страха в агрессию. Гиперкомпенсация может выполнять разные адаптивные функции: от искупительной до аутореабилитационной, что особенно затрудняет терапию.
В случае, когда личность смиряется с наличием сексуальной дисфункции, наступает психическое приспособление (привыкание) - последний этап психической адаптации, который обеспечивает минимальную сохранность сексуальной функции или состояние личностного равновесия. Привыкание характерно для выраженных сексуальных расстройств, сменяя другие, неудавшиеся виды психологической защиты. Проявляется в обесценивании, а иногда и активной дискредитации половой жизни с подчеркиванием своих достижений в других областях. Наблю-
даются также идеализация партнера с одновременной его (ее) позитивной десексуализацией либо принятие на себя роли человека, нуждающегося в опеке, - слабого, неудачника, больного.
Вышеперечисленные адаптивные тактики практически не встречаются в чистом виде, образуя сочетания, в которых преобладает одна из них.
Психологическая защита у больных с сексуальными дисфункциями может проявляться в активно-оборонительной и пассивно-оборонительной форме (В.В. Кришталь, Б.Л. Гульман, 1997).
Активно-оборонительная защита выражается, например, при импотенции в обвинениях супруги в неправильном сексуальном поведении, упреках по поводу утраты ею сексуальной привлекательности, идеализации прежних половых партнерш. Имеют место фантазии мести, вербальная и поведенческая агрессия, которая может переходить в аутоагрессию. Встречается также активный поиск «истинных» причин дисфункции с помощью популярной литературы, эта информация используется для обоснования своей позиции.
Пассивно-оборонительная защита характеризуется избеганием половых отношений под предлогом потребности в отдыхе. Чувство подавленности из-за фрустрированной половой потребности при этом расценивается как усталость. Отрицается физиологическая и эмоциональная важность секса, не замечается недовольство супруга, его признание и самоуважение вызываются деловым или материальным вкладом в отношения, разделением увлечений, дружеской поддержкой. Как правило, подобная форма защиты вызывает нарастающую сексуальную аверсию у партнера.
Достаточно часто сексуальная дисфункция, особенно на первых этапах ее развития, наблюдается лишь в супружеской паре, нормализуясь во внебрачных отношениях. Возможен и обратный вариант, когда в супружестве у мужчины отсутствуют явные нарушения половой функции, но они возникают при попытках вступить во внебрачную сексуальную связь с новой партнершей. Таким образом, сам парный характер сексуальной функции, ее включенность в интимно-личные отношения ставит перед необходимостью
применять системный подход в попытке понять происхождение половых расстройств и наметить наиболее адекватные пути их коррекции.
Обследование пациентов