Андрей Белый (1880–1934). Р–н «Петербург». «Реальный» и метафизический пласты романа.

Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев родился в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых -- родителей своего друга Сергея Соловьева. Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. М. С. Соловьев помог Б. Бугаеву выбрать псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов, любимый цвет Владимира Соловьева).

В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная", или "Героическая". Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. Тема "вечного возвращения" -- одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.

Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической раскаленности».

Стихотворение "Солнце" посвящено К. Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". В этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна, а в стихотворном цикле "Золотое руно" поэт преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения -- поколения рубежа столетия.

"Опала" (1905) -- начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Именно в этот период Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года, но уже к весне 1906 года отношения людей, составлявших роковой треугольник достигли крайнего напряжения: Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на грани умопомешательства, из Петербурга он сразу уезжает за границу, где старается пережить потерю, этот период восстановления растянулся на 1907 - 1908 гг.

В эти годы Белый начинает видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова.

"Пепел" -- книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем".

Андрей Белый – реформатор русского романа. Особенно последовательно его новаторские устремления проявились в романе «Петербург». Здесь нашли органичное воплощение принципиально новые художественные принципы писателя, основанные на его концепции взаимоотношения бытия и человека. Мир и человек находятся в сложных отношениях. Человек не способен оказывать серьезное влияние на внешние процессы, бытие не дружественно ему. Между людьми нет солидарных отношений, человек одинок в обществе, где подвержен разного рода отрицательным воздействиям. Бытие человека – это процесс, и не видно приемлемых результатов его развития. Жизнь человека развивается не как история. Жизнь человека – это хаотичное движение.
Взгляды Белого на мир и на человека нашли выражение в художественном мире «Петербурга». В центре этого произведения находится бытие. Оно доминирует над человеком, над его художественным эквивалентом – литературным персонажем. Персонаж явно уступает позиции (как смысловые, так и художественные) бытию. Для А. Белого было очевидно, что человек как несамостоятельное, незавершенное и неинициативное существо не должен изображаться художественными средствами, характерными для романной традиции второй половины XIX века с ее апофеозом возможностей человека. Необходимы были новые художественные приемы для воссоздания новой качественности человека, обусловленной общественными, культурными и иными реалиями переломной эпохи на рубеже веков. Роман Белого – правдивая форма художественного постижения нового человека. Упомянутому роману свойствен антропологический минимализм, который выражается в меньшем, чем в романе XIX века, количестве основных персонажей. Антропологический минимализм выражается также и в том, что образы второстепенных и фоновых персонажей максимально редуцированы. Редукция проявляется в том, что писатель отказывается от подробных характеристик литературных героев. В процессе обрисовки в образах персонажей подчеркиваются прежде всего их внутренние устремления, пристрастия, интересы. Писатель не наделяет своих героев портретными описаниями, не сообщает иную визуальную информацию.
В романе «Петербург», развертывая тему города, намеченную в «Пепле», А. Белый создал мир невероятный, фантастический, полный кошмаров, извращенно-прямых перспектив, обездушенных людей-призраков. В романе нашли свое законченное выражение основные идеи и художественные особенности творчества Белого предшествую­щих лет, осложненные теперь его увлечением мистической филосо­фией теософов. В нем отразилось и отрицательное отношение «младосимволистов» к городской культуре как культуре Запада, искус­ственно насажденной в России волею Петра, и отрицание ими само­державно-бюрократического государства. Петербург у Белого – призрак, материализованный из желтых туманов болот. В нем все подчинено нумерации, регламентированной циркуляции бумаг и людей, искусственной прямолинейности проспек­тов и улиц. Символом мертвенных бюрократических сил Петербурга и государства выступает в романе царский сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов, стремящийся законсервировать, заморозить живую жизнь, подчинить страну бездушной регламентации правительствен­ных установлений. Он борется с революцией, преследует людей с «неспокойных островов». В его образе проступают черты К. Победо­носцева, известного консерватора К. Леонтьева, требовавшего «под­морозить Россию», щедринских героев. Но власть и сила Аблеухова призрачны. Он живой мертвец, обездушенный автомат императорской государственной машины. В заостренной гротескной сатире на абсо­лютизм, полицейско-бюрократическую систему царизма – сила романа, обусловленная связями его с критической линией русской литературы (Пушкина, Гоголя, Достоевского), образы которой транс­формирует А. Белый. В целом роман формируется ложной идеей Белого о смысле, целях, силах революции, противопоставлением истинности «революции в духе», как начала подлинного преображения жизни, неистинности социальной революции, которая может свершиться лишь после я в результате духовного преображения человека и человечества под вли­янием мистических переживаний, мистически осознанного грядушегокризиса культуры. Используя принятую символистами символику цветов, А. Белый противопоставляет «Красному домино», социальной революции,– «Белое домино», символ чаяний подлинного (мистиче­ского) преображения мира.


15. К. Д. Бальмонт. Мотивы надломленности и упадка в поэзии Бальмонта.

Родился в поместье близ деревни Гумнищи Владимирской губернии. Считал себя потомком (по линии матери) татарского князя, чье имя переводилось как "Белый Лебедь Золотой Орды", и в то же время. Вырос в небогатой дворянской семье. Отец земский деятель, более всего увлекающийся природой и охотой, влияния на сына не имел. Мать выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли. Именно она ввела сына в мир музыки, поэзии, истории, научила понимать красоту, которой, как считал Бальмонт, будет насыщено все его творчество. Много писалось о революционных настроениях Бальмонта. Видимо, это была дань моде. Так, в 1876-1884 гг. поэт учился в классической гимназии г. Шуи и был исключен за принадлежность к "революционному" кружку. Связи родителей помогли закончить гимназический курс в г. Владимире (1886), а затем поступить на юридический факультет Московского университета, откуда Бальмонт вновь был исключен и выслан под негласный надзор полиции за участие в студенческих волнениях. В 1888 г. вновь поступает в университет, но на этот раз бросает занятия сам. В следующем году пытается продолжить образование в Демидовском юридическом лицее Ярославля, но вновь отказывается от этой идеи, так как все более определяется в своем литературном призвании. Кроме того, печально заканчивается первый брак поэта. В 1890 г. он пытается покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна, после чего следует длительное лечение. Но это приводит к прозрению, в корне изменившему мировоззрение Бальмонта. В этом же году в Ярославле выходит первая книга Бальмонта - "Сборник стихотворений". Бальмонт начинает заниматься литературной деятельностью. Настоящий успех вначале приносят ему переводы (Ибсен, Бьернсон, Брандес, Байрон, Шелли, Кальдерон, Лопе де Вега). На этой почве происходит знакомство и сближение Бальмонта с меценатом, знатоком западноевропейских литератур, князем А. И. Урусовым, который во многом способствует расширению литературного кругозора молодого поэта, а главное помогает ему "найти самого себя", задуматься о природе своего дарования. С середины 1890-х гг. начинается все более возрастающая, широкая и шумная популярность Бальмонта. Это связано с наивысшим расцветом его художественного дарования и со своеобразным положением, которое Бальмонт занимает в русском символизме. С одной стороны, он становится одним из лидеров, снискавших достаточно скандальную славу, "старших" русских символистов, а с другой - он понятнее и ближе читающей публике. "Звездное" десятилетие представляет два этапа развития Бальмонта-символиста, как бы воплотившего в себе одном две разные линии старшего поколения. Он становится активной личностью, почти с оргиастической страстью утверждающей именно в этом мире устремленность к Солнцу, огню, свету (созвучные общественным настроениям излюбленные символы Бальмонта).

Особую роль в его писательской судьбе многочисленные путешествия. Современники говорили, что он путешествовал более, чем все русские писатели, вместе взятые. В 18961897 гг. он побывал во Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Испании; в 1905 г.в Мексике и Калифорнии. Живя в 19061913 гг. в Париже, посетил Канарские острова, Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию, Новую Гвинею (1912). В 1916 г. уже из России едет в Японию. Много путешествовал поэт и на родине средняя Россия, Волга, Урал, Сибирь...

Горящие здания» лишь этап на пути поэта, лишь переходный период его изменения, основная тенденция которого направлена от дуализма к пантеизму, от романтизма к чистому символизму, от вечных исканий к современной лирике.

Наши рекомендации