РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. При сравнении между собой групп "профессионалов" и "пользователей" по шкалам каждой из пяти используемых методик были обнаружены значимые
При сравнении между собой групп "профессионалов" и "пользователей" по шкалам каждой из пяти используемых методик были обнаружены значимые различия только по опроснику ОЧХ Русалова-Маноловой. В связи с этим, только по данной методике с контрольной группой сравнивалась каждая из экспериментальных групп. По остальным методикам мы объединили группы "пользователей" и "профессионалов" в единую группу "жителей" интернет-среды, которую и сравнивали с контрольной.
Результаты сравнения экспериментальных и контрольной групп по шкалам методики ОЧХ представлены в табл. 1 и 2.
Несмотря на то что различия достигают уровня значимости (р < 0.05) только по шкале "Гипер-
Таблица 1. Различия групп "профессионалов" (п = 27) и контрольной (и = 34) по шкалам методики ОЧХ
Шкалы методики ОЧХ | Сумма рангов | U | Р | |
"Профессионалы" | Контрольная группа | |||
Гипертимность | 294 | 0.02 | ||
Застревание | 1086.5 | 804.5 | 426.5 | 0.64 |
Эмотивность | 1088.5 | 802.5 | 424.5 | 0.62 |
Педантичность | 0.59 | |||
Тревожность | 978.5 | 912.5 | 383.5 | 0.27 |
Циклотимность | 935.5 | 955.5 | 340.5 | 0.08 |
Демонстративность | 0.74 | |||
Возбудимость | 0.59 | |||
Дистимность | 953.5 | 937.5 | 358.5 | 0.14 |
Экзальтированность | 0.75 |
Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.
Стр. 67
Таблица 2. Различия группы "пользователей" интернет-среды (п = 25) и контрольной группы (п = 34) по шкалам методики ОЧХ
Шкалы методики ОЧХ | Сумма рангов | U | Р | |
"Пользователи" | Контрольная группа | |||
Гипертимность | 0.40 | |||
Застревание | 455.5 | 1029.5 | 245.5 | 0.09 |
Эмотивность | 0.27 | |||
Педантичность | 447.5 | 1037.5 | 237.5 | 0.06 |
Тревожность | 548.5 | 936.5 | 338.5 | 0.98 |
Циклотимность | 0.87 | |||
Демонстративность | 560.5 | 924.5 | 329.5 | 0.85 |
Возбудимость | 0.45 | |||
Дистимность | 572.5 | 912.5 | 317.5 | 0.69 |
Экзальтированность | 541.5 | 943.5 | 331.5 | 0.88 |
тимность", полученные результаты могут быть описаны на уровне тенденций. Так, подгруппа "профессионалов" отличается от контрольной более высокой циклотимностью и сниженной гипертимностью (см. табл. 1), подгруппа "пользователей" имеет более низкие показатели по шкалам застреваемость и педантичность (см. табл. 2).
Циклотимность как акцентуация характеризуется наличием двух фаз в поведении и самочувствии: в гипертимной фазе это активные, общительные, оптимистичные люди, в фазе спада они замкнуты, пассивны, раздражительны. Интернет-среда и работа программиста в ней предоставляет возможность быть активным, целеустремленным и общительным тогда и настолько, когда и насколько у человека появляются для этого внутренние ресурсы. Типичными способами совладания со стрессом для циклотимов являются рационализация, отрицание и поиск новых форм поведения, позволяющих реализовать себя. Эти стратегии успешно поддерживаются интернет-средой, "виртуальность" которой обеспечивает возможности как удобной для субъекта интерпретации событий (механизмы рационализации и отрицания), так и поиска новых сфер применения своих способностей. Однако дальнейшее развитие циклотимических черт (патологическая динамика характера) может способствовать конфликтности и агрессии. Повышенная конфликтность не всегда приводит к дезадаптации в Сети, где стрессогенных ситуаций для циклотима меньше, чем в реальной жизни, но готовность действовать по-своему, не считаясь с традициями и запретами общества, может быть реализована в идеологии и поведении хакеров.
Гипертимность как черта характера проявляется у "профессионалов" интернет-сообщества не так активно, как в контрольной группе.
Это означает, в частности, что среди разработчиков Интернета нет тех, для кого стрессогенными являются ситуации парадоксальной коммуникации (в системе неопределенных отношений и ролей) и ограничения двигательной активности. Группа "пользователей" Интернета, как уже было сказано, отличается наличием в ней людей, имеющих дезакцентуации по шкалам застреваемости и педантичности, что позволяет описывать членов такой группы (по данным В. М. Русалова) как носителей низкой психомоторной выносливости.
Виртуальный мир с его принципиальной анонимностью не формирует у своих носителей типичных черт застревающего индивида - честолюбия и склонности к длительному переживанию, особенно обиды. Прямая враждебность как результат обидчивости и готовности наказать того, кто помешал преследованию личных целей, не свойственна носителю интернет-культуры. Однако поведение, включающее в себя элементы насилия и деструкции, может развиться на базе тех трудностей, которые возникают у человека с данным типом характера в определении границ Я и формировании мотивации. В некотором смысле интернет-среда консервирует у своих "жителей" размытый и плохо структурированный, "подростковый" образ Я, что может служить основанием для запускания "подростковой" (идущей от несформированности границ, по К. Левину) агрессии.
Другой причиной агрессивности "жителей" Интернета может служить несформированность в характере многих из них такой черты как педантичность. Низкие значения по этой шкале интерпретируются авторами методики ОЧХ как склонность к безответственности и стремление к вседозволенности. Свойственный им уровень самоконтроля и неаккуратность могут приводить к конфликтам с реальностью и снижать возможности их адаптации. Сетевое общение в этом отношении не столь строго как, например, персональные деловые контакты, и поведение типичного завсегдатая чатов может восприниматься сторонним наблюдателем как агрессивно-развязное, в то время как другим носителями интернет-культуры - просто как раскованное.
Культура Всемирной сети может быть описана как система бинарных оппозиций. Двухпо-люсность интернет-культуры была обнаружена нами в чертах "национального" сетевого характера и в соответствующих ему свойствах среды, к которым индивид адаптируется. Условно эту шкалу - вслед за пионерами хакерства - можно назвать "требованием свободы". С одной стороны, носители интернет-культуры в лице разработчиков ее средств отличаются большей неопределенностью образа Я и непредсказуемостью поведения и настроения. С другой - основные потребители этих сетевых средств, находящие в интернет-культуре предмет своих по-
Стр. 68